Критерии оценки педагогического проекта
Критерий – (от греч. kritērion – средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки (Большая советская энциклопедия).
Общие критерии
актуальность проекта – необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы; постановка проблемы с указанием причин; затруднения, противоречия в практике, из которых вытекает необходимость разработки и реализации проекта по данной теме.
новизна (оригинальность) проектной идеи – принципиально новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации, модернизация массово-педагогической практики, предложение альтернативы и т.д.;
масштабность проекта – локальный, местный, региональный, межрегиональный, обшегосударственный;
системность проекта – фрагментарный или системный характер (сценарий отдельного урока или образовательная программа, набор педагогических действий или образовательные технологии, методическое или научно-организационное обеспечение и т.д.);
эффективность проекта – улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации;
транслируемость проектной идеи – экстраординарность условий реализации идеи или возможность ее тиражирования.
2. Специальные критерии
Основой специальной критериальной оценки является соответствие целей, задач программы и плана действий той предметной области образования, относительно которой предполагаются инновационные преобразования.
|
полнота структуры проекта – анализ реальной образовательной ситуации, развернутая концепция проекта (наличие описания проблемы, постановка целей, формирование задач, определение объекта и предмета проектной деятельности, наличие гипотезы (логического предложения относительно способа реализации идеи и замысла проекта).
степень проработанности структурных элементов проекта – полнота, углубленность, конкретность и т.д.;
ресурсообеспеченность (ресурсы материально-технические, кадровые, информационные, нормативно – правовые, финансовые и т.д.)
согласованность структурных частей проекта – соответствие анализа ситуации описанию проблем, концепции – основным направлениям деятельности, целей и задач проекта – существующим и необходимым ресурсам (технологических, организационных, профессиональных, финансовых и т.д.).
Конкретные (практические) критерии
реалистичность проекта – соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов;
реализуемость проекта (характер организационно-деятельностного ресурса) – наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной системы; план реализации проекта, план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
оценка эффективности реализации проекта (признаки, на основании которых производится оценка эффективности реализации проекта), диагностический инструментарий (средства оценивания результатов реализации проекта); Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов
|
прогностичность (прогноз возможных позитивных и негативных последствий реализации проекта, способы коррекции, компенсации негативных последствий).
перспективность (перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта).
Следует отметить, что в управлении проектами процедура исследования условий обычно именуется и рассматривается как исследование ресурсных
возможностей. Как известно, ресурсами называются средства, запасы, возможности, источники чего-либо.
При этом выделяется семь видов ресурсов: трудовые ре-
сурсы, деньги, оборудование, техническая оснастка, мате-
риалы, информация, технологии. Думается, понятие усло-
вия, во-первых, более общее и поглощает понятие ресурсы.
Кроме того, условия, очевидно, и более широкое понятие.
Например, мотивационные условия вряд ли можно рас-
сматривать как вид ресурсов.
пример
Название | Основная образовательная программа начального общего образования |
Гипотеза | В связи с изменением потребностей современного государства и общества, с расширением пространств образовательной деятельности необходимо внести изменения в ООП НОО |
Предмет | Содержание основной образовательной программы начального общего образования в рамках учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI век» |
Цель | Разработка основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) |
Задачи | 1.Изучить нормативно-правовые документы 2.Разработать планируемые результаты по предметам и классам и системы оценивания планируемых результатов (предметных и метапредметных) 3.Апробировать ООП НОО 4.Обеспечить реализацию ФГОС через содержание ООП НОО 5.Проанализировать полученные результаты |
Условия: нематериальные | -квалифицированные педагогические кадры -взаимодействие с учащимися, родителями, социальными партнёрами -взаимодействие с органами осуществляющими управление в сфере образования |
материальные | Материально-техническая база: кабинеты, оборудование, программное обеспечение |
Механизмы реализации | -использование возможностей УМК «Начальная школа XXI век» -создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения -рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся -реализация дополнительных образовательных программ -просветительская работа с родителями |
Ожидаемый результат | Разработка основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) |
Оценка эффективности | 1.Разработать КИМы 2.Формировать портфолио учителя и учащихся |
Возможности распространения | Транслировать опыт по реализации ООП НОО |
|