Анализ современных дошкольных образовательных программ




1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой по развитию речи в старшей группе, включает:

Цель:

развитие диалогической речи.

Задачи:

продолжать развивать речь как средство общения в повседневной жизни, в играх;

продолжать совершенствовать диалогическую речь.

Содержание программы.

Речевой компонент.

2. Программа «Детство» В.И. Логиновой

Цель:

совершенствование связной речи детей, обогащение словаря.

Задачи:

содержательность и связность речи (диалога и монолога);

В программе «Детство» уделяется внимание развитию диалогической речи детей. Это связано с тем, что интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становится способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей старшего дошкольного возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.

Характерны многочисленные упражнения детей старшего дошкольного возраста в использовании языка. Они активно экспериментируют со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова, с удовольствием включаются в творческую речевую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов.

. «Из детства- в отрочество» программа Т.Н. Дороновой

Цель:

Совершенствование связной речи.

Задачи:

Комплексное развитие всех компонентов устной речи: произвольной стороны, связной речи.

Из программы:

Связная речи существует в двух формах - диалоге и монологе. Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью - необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т. д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Речевые проявления ребенка на первом году жизни составляют подготовительный этап формирования речи. Под влиянием эмоционального общения со взрослым у ребенка в первые месяцы жизни возникают ответные голосовые реакции (их следует отличать от крика ребенка, который чаще всего не имеет функции общения, а представляет собой реакцию на неблагоприятное со стояние).

Во время общения со взрослым ребенок получает возможность сосредоточиваться на лице говорящего, на показываемом предмете, начинает отвечать улыбкой, движением, постепенно приобретает потребность общаться с окружающими, взрослыми. С трехмесячного возраста ребенок начинает повторять слышимые звуки человеческого голоса: гукает (произносит короткие сочетания согласных, и гласных - агы, кхы, гы), гулит (произносит нараспев гласные - а-а-а,..э-э-э...). Во втором полугодии появляется лепет (произнесение изолированных и повторяющихся слогов, сначала с твердыми согласными: ба-ба-ба, Ma-Ma-Ma, да-да-да; потом с мягкими согласными: дя-дя-дя, тя-тя-тя).До 2,5-3 месяцев у ребенка развивают умение прислушиваться к различным звукам: к речи и пению взрослого, к звучанию погремушки. На третьей - пятой неделе ребенок начинает реагировать на голос взрослого, на его улыбку ответной улыбкой и радостными звуками, взрослый должен поощрять эти действия ребенка.

На 2-3-м месяце радость при общении с взрослым проявляется более полно и разнообразно в так называемом «комплексе оживления»: ребенок улыбается, энергично двигается и произносит звуки, взрослый должен имитировать эти звуки и тем самым вызывать у ребенка желание повторить их.

От 2,5-3 до 5-6 месяцев у ребенка развивается способность внимательно слушать и различать звуки: знакомый голос сразу привлекает его внимание, радует, успокаивает. К четырем месяцам малыш уже поворачивает голову и находит взглядом звучащую погремушку или зовущего его взрослого. В периоды бодрствования внимание ребенка надо специально занимать пением, музыкальными игрушками, обращать его внимание на движения взрослого под музыку. С четырех месяцев ребенок начинает громко смеяться, он привязывается к людям, которые повседневно общаются с ним, и охотно подражает их речевым действиям, принимая взаимные имитации произношения звуков как игру.

Постоянно разговаривая с ребенком, воспитатель вызывает и развивает у него голосовые реакции: в 3-4 месяца - гортанные звуки, в 5 месяцев - певучие гласные (гуление, свирель); в 5-6 месяцев - слоги (ба,.ма, па), т. е. лепет. Гуление, свирель, лепет способствуют развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения - предпосылок для развития речи.

От 5-6 до 9-10 месяцев у ребенка несколько ослабевают подражательные звуковые реакции, поэтому их следует искусственно стимулировать: поощрять многократное повторение ребенком звуков, произносимых взрослым; С помощью музыкальных игрушек и инструментов воспитывать у ребенка слуховое сосредоточение; добиваться, чтобы ребенок сосредоточенно прислушивался к собственным голосовым реакциям.

От 9-1О месяцев до 1 года необходимо продолжать воспитание слухового сосредоточения при слушании пения, звучания музыкальных игрушек и инструментов; необходимо поддерживать и развивать подражание взрослому в произнесении слогов и все новых сочетаний звуков, чтобы к 1 году ребенок усвоил легкие для произношения cловa и звукосочетания: мама, папа, баба, деда, дай-дай, иди-иди, КС-КС, ав-ав, и др.

Важно отметить, что лепет уже контролируется слухом ребенка. Задача взрослого добиться от ребенка умения повторять предложенный звук, слог: подражание в дальнейшем станет, важным средством овладения речью.

К концу года в речи ребенка появляются первые слитно произнесенные слоги - слова.

К году ребенок первой группы раннего возраста должен, произносить около 10 слов, легких для произношения (в том числе и упрощенные: ту-ту, ав-ав и др.).

При обучении произнесению первых слов ребенка сначала учат понимать слово, затем произвольно повторять его название при восприятии предмета и, наконец, с помощью вопросов, игр, поручений добиваются, чтобы ребенок употребил слово в осмысленной ситуации. Очень рано ребенок осваивает слово вместе с присущим ему значением. Но понятия, которые обозначаются данным словом и представляют собой обобщенные образы, будут усваиваться и углубляться постепенно, с развитием ребенка, помогая ему быстро и успешно ориентироваться в окружающих условиях.

Вначале отдельное олово имеет у ребенка смысл целого предложения. Этот период захватывает и первую половину второго года жизни. Приблизительно к 1 году 10 месяцам закрепляется в речи умение пользоваться двухсловными фразами, а позднее трех- и четырехсловными. К двум годам речь ребенка становится основным средством общения его с окружающими взрослыми.

Речь ребенка раннего возраста ситуативна по своему характеру, она отрывочна, экспрессивна. Такая речь включает в себя слова, звукоподражания жесты, мимику и понятна только в конкретной ситуации. Ситуативность речи сохраняется и в младшем дошкольном возрасте. Затем постепенно peчь становится связной, контекстной. Появление этой формы речи объясняется характером общения ребенка с окружающими. Складывающаяся функция сообщения, усложнение познавательной деятельности ребенка требуют более развернутой речи, и прежние средства, ситуативной речи не обеспечивают понятности и ясности его высказываний. Содержание контекстной речи раскрывается в самом контексте речи и благодаря этому становится понятным для слушателя. Речь маленького ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов.

К четвёртому году жизни в тесной связи с расширением словаря зарождается словообразование, словотворчество; формируются высказывания типа элементарных коротких монологов (рассказов); активно осваивается звукопроизношение, главным образом посредством игры со звукоподражанием.

Пятый год жизни ребенка знаменуется становлением речи произвольной, развитием фонематического восприятия, элементарными формами осознания языковой действительности, которые проявляются, в частности, в языковых играх (словотворчество, «грамматические переговоры»).

Шестой и седьмой год жизни - это уже этап овладения способами структурирования развернутого связного высказывания, активного освоения сложнoгo синтаксиса при произвольном построении монолога, способов осознания и предложения, слова, звука, этап формирования правильной речи - гpaммaтической, фонематической. Эго тот возрастной период, когда осваивается умение вести диалог со сверстниками, со взрослыми. Управление грамматическим развитием детей педагог реализует прежде вceгo посредством совместной деятельности, общения как с самим ребенком (в форме диалога), так и с другими детьми. Разумеется, в зависимости от возраста, меняются и формы общения. В младших возрастных группах специально организованные игры-занятия (сеансы активизирующего общения) строятся как естественное взаимодействие взрослого с детьми. Этo организация деятельности, предоставляющая детям возможность проявлять субъективность в общении.(Речь идет о двигательной активности, свободном перемещении и т. п.) Поэтому постановка дидактических задач должна носить относительно общий, недифференцированный вид, а сценарии общения - нацеливаться на импровизацию. В средних группах характер организации коллективных занятий несколько изменяется в связи с тем, что постановка дидактических задач уже более дифференцирована, требует от детей слухового сосредоточения; включается в решение проблемных речевых задач, творческих заданий, игровых упражнений.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого достигает к этому времени примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна.

В средней группе детей начинают обучать составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам. Однако в большинстве своем детские рассказы пока еще просто копируют образец взрослого.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи - пересказом и рассказом.

Чтобы облегчить детям усвоение речи, взрослые должны помогать им. Ребенок, как правило, хорошо запоминает те слова, которые он слышит часто. Вот почему с детьми нужно говорить постоянно, но говорить четко, немногословно, так, чтобы малыш понимал, что данное слово служит для обозначения определенного предмета. Говорить надо медленно, выразительно, повторяя одни и те же слова в подходящий момент: надень рубашку, принеси тапочки, возьми лопатку, совок, закрой шкафчик, ешь кашу, пей молоко, подай машину, подай пожарную машину, отойди от окна и др. Произносить слова нужно так, чтобы ребенок и слышал слово и видел, как его произносят, т. е. видел движение губ взрослого. При разговоре ребенок часто смотрит на рот.

Обычно к полутора годам и чуть старше ребенок во взаимоотношениях с окружающими пользуется не жестами, а речью: предметы называет словами, употребляет некоторые глаголы, правда, в основном в повелительном наклонении дай, иди или в неопределенной форме дать, сесть. Себя в этом возрасте ребенок называет по имени.

Развитию грамматического строя речи на втором году жизни ребенка служат, как мы уже говорили, и специальные предметные занятия. Например, разложив на столе игрушки, воспитатель учит детей произносить их названия. К двум годам нужно научить детей пользоваться конструкцией «обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: