МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.Г. РОДЦЕВИЧ, А.Ф. ГУЛЯКЕВИЧ, О.М. РАДЮК
Тревога и депрессия в детско-подростковой соматической практике
(алгоритмы диагностики и лечения)
Минск БелМАПО 2006
УДК
ББК
Рекомендовано в качестве учебно- методического пособия УМС государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»
(протокол № от 2006г.)
Родцевич О.Г., Гулякевич А.Ф., Радюк О.М. Тревога и депрессия в детско-подростковой соматической практике(алгоритмы диагностики и лечения): Учебно- методическое пособие. – Мн.: БелМАПО, 2006. –с.
Рецензенты:
В учебно-методическом пособии изложены основные диагностические критерии, дифференциальная диагностика, психо- и фармакотерапия тревоги и депрессии, а также коррекционные методики.
Учебно-методическое пособие предназначено для врачей педиатров, психотерапевтов, неврологов и психиатров.
УДК
ББК
Психосоматические расстройства у детей и подростков, являются важной проблемой практического здравоохранения. Неумение распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Возникновение и дальнейшее развитие психосоматических нарушений приводит к становлению большинства патологических состояний, особенно в ранние возрастные периоды, что требует максимально ранней диагностики и лечения этих расстройств, которые нередко как бы взаимно дополняются и усиливаются, а в ряде случаев и утяжеляют проявления основного заболевания (соматического или психического). Это препятствует адекватному лечению и в значительной мере ухудшает прогноз.
|
До недавнего времени проблема психосоматических расстройств в детской практике не обсуждалась и не анализировались, хотя эта группа нарушений представляет собой значительную часть соматической патологии у детей. Основная масса больных с подобными расстройствами первично обращаются, к врачу-интернисту, а затем наблюдаются в поликлиниках и стационарах общего профиля. Часто они сообщают врачу только о тех симптомах, которые имеют существенное значение лишь, по их мнению, а психопатологическую симптоматику стараются скрыть. Последняя может расцениваться интернистами как психологически подобная реакция личности на соматическую патологию и в связи с этим игнорироваться как в диагностическом, так и в лечебном плане. Поэтому проблема диагностики и лечения психосоматических нарушений в детско-подростковом возрасте является своевременной, актуальной и малоизученной.
Термин "психосоматика" включает в себя 2 понятия: с одной стороны, сюда относится группа расстройств, в клинической картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические проявления. С другой стороны, под "психосоматикой" понимается не столько группа болезненных состояний, сколько определенный методологический подход или образ научного мышления в медицине. Основу указанного подхода составляет исследование характера взаимосвязи меду психическими и соматическими сдвигами.
|
В современном понимании психосоматическая медицина рассматривается как метод лечения и наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Такой принцип, опирающийся на единство телесного и душевного, является основой медицины. Он обеспечивает правильный подход к больному, что необходимо не только в одной медицинской специальности, но и во всех сферах доклинического и клинического обследования и лечения.
Психосоматические расстройства - это расстройства функций органов и систем, обусловленные психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально-неполноценных или поврежденных висцеральных системах.
Факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей и подростков:
Генетические
1.Наследственная отягощенность психическими заболеваниями;
ü психотического характера;
ü непсихотического характера.
2.Наследственная отягощенность психосоматическими расстройствами
3.Личностные особенности родителей.
4.Личностные особенности больных.
Церебрально-органические
1.Патология беременности и родов.
2.Нарушение вскармливания.
3.Нарушения психомоторного развития
4.Травмы, операции, интоксикации.
5.Остаточные явления раннего органического поражения ЦНС.
6. Вредные привычки (патологически привычные действия - ППД - сосание пальца, грызение ногтей, раскачивание туловищем, выдергивание волос и др.).
|
Микросоциальные
1.Плохие материально-бытовые условия и конфликты в семье.
2.Нарушение системы мать-дитя.
3.Дефекты воспитания.
4.Посещение детских учреждений.
5.Наличие сестер и братьев.
6.Неполная семья.
7.Курение и алкоголизм у родителей.
8.Потеря (болезнь) родителей или близких родственников.
9.Изменение стереотипа общения.
10.Психоэмоциональные перегрузки.
Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются:
ü срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или крута общения);
ü неправильное построение режима для ребенка;
ü неправильные воспитательные приемы;
ü отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;
ü создание односторонней аффективной привязанности;
ü отсутствие единого подхода к ребенку.
К школьным стрессовым ситуациям можно отнести:
• отсутствие дружеских отношений или неприятие детским коллективом;
• неспособность ребенка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности; сверстников;
• смена школьного коллектива;
• негативное отношение учителя;
• пребывание в закрытых детских учреждениях (интернатах, детских домах, больницах, санаториях и т.д.);
• неспособность справиться с учебной нагрузкой.