Основы профориентологни Социальная работа 1 курс




СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема Содержание
1. История развития профориентации в России и за рубежом. Истоки появления интереса к профессиональной ориентации в России. Развитие профориентации в странах с высокой- психологической культурой. Профориентация как элемент государственной кадровой политики и как частная проблема. Профориентация как система.
2. Профориентационная помощь различным образовательно­возрастным группам. Основные этапы развития субъекта труда. Кризисы развития субъекта профессионального самоопределения. Проблема соответствия ожиданий самоопределяющихся клиентов и реальной психолого-педагогической помощи в решении их проблем. Проблемы формирования профессионального самосознания субъектов труда.
з. Ценностно-смысловые основы профессионального самоопределения. Проблемы гуманизации труда в современных условиях. Чувство собственного достоинства как «высшее благо» и возможный смысл профессионального самоопределения. Элитарные ориентации в поиске жизненного и профессионального идеала. Роль СМИ в формировании профессиональных и жизненных стереотипов. Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения.
4. Активные методы в профориентации. Сущность активизации самоопределяющейся личности. Общее представление об активизирующей ирофконсультационной методике. Профориентационные игры, упражнения, активизирующие опросники. Карточные игровые консультационные методики.
5. Этические проблемы деятельности профконсультанта. Основные этические противоречия в профессиональном и личностном самоопределении. Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности. Традиционно выделяемые этические принципы профконсультирования. Проблема общечеловеческих ценностей в работе профконсультанта.
6-7 Профессиональное самоопределение учащихся Проблема самоопределения, его структуры на этапе выбора профессии. Профессиональные намерения и характеристика факторов, влиящих на них. Мотивы выбора профессии, их классификация. Интересы и профессиональная направленность. Развитие личности школьника и профессиональное самоопределение. Оценочные суждения о качестве своей личности. Соотношение самооценки способностей учащихся и их успеваемости. Самооценка профпригодности старшеклассников и их профессиональные намерения. Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо». Взаимосвязь профессионального, личного и социально-рыночного аспектов профессионального самоопределения. Типичные ошибки при выборе профессии. Роль учителя в руководстве процессом профессионального самоопределения 'школьников, воспитание професионально значимых качеств личности.
8-9 Методика организации профориентационных игр Общая характеристика деловой игры, ее роли в учебно-воспитательном процессе. Цели и задачи профориентационных игр, их значение для формирования и развития профессиональных интересов и намерений, диагностики профессионально значимых качеств, профессионального просвещения и профессионального воспитания. Подготовка, организация и проведение профориентационных игр, подведение итогов игры, анализ деятельности ее участников. Знакомство с комплексом профориентационных игр.
lO- ll Учебно-методический кабинет профориентации в средней общеобразовательной школе Кабинет профориентации - организационно- методический и учебный центр профориентационной работы в школе. Его задачи, организация и содержание работы. Основные направления работы: информация о профессиях, путях их приобретения, возможностях трудоустройства, пропоганды наиболее востребованных в городе, районе, республике... профессий; изучение с привлечением специалистов, современных методов и средств профдиагностики качеств личности школьников; организация встреч с ветеранами, представителями различных профессий, учебных заведений; проведение профконсультаций с участием психологов и врачей;, координация профориентационной деятельности педагогического коллектива, методическая помощь педагогом и др. Оборудование кабинета.
  Профориентация инвалидов Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов. Социальные проблемы в жизнедеятельности инвалидов и пути их разрешения. Проблемы профессионального образования инвалидов. Профессиональная реабилитация. Профессиональное образование. Трудоустройство.
13- Профессиональное развитие Профессионализм. Компетентность. Виды профессиональной компетентности: специальная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность, индивидуальная компетентность. Квалификация. Виды и уровни профессионализма: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм, послепрофессионализм. Понятие профессионализации. Этапы профессионализации по Сьюперу, Хейвигхерсту, Е. А. Климову. Теории профессионального развития: сценарная теория, теория компромисса с реальностью Гинзберга. Критерии успешности профессиональной деятельности (объективные, субъективные, результативные, процессуальные, нормативные, индивидуально­нормативные, критерии наличного уровня, прогностические, критерии профессиональной обучаемости, творческие, критерии социальной активности и конкурентоспособности, критерии профессиональной приверженности, качественные и количественные критерии). Профессиональная пригодность, ее структурные компоненты. Абсолютная и профессиональная пригодность. Понятие профотбора. Виды профотбора: медицинский, психологический, образовательный.
  Особенности принятия решения о выборе профессии Мотивы (социальные, моральные, эстетические, познавательные, материальные, престижные, утилитарные) и основные условия выбора профессии. Факторы выбора профессии. Основные подходы к классификации факторов выбора профессии. Направленность выбора. Типичные ошибки при выборе профессии и их характеристика. Этапы принятия решения о выборе профессии. Понятие личностного профессионального плана. Понятие личностного профессионального плана. Типы профессиональных планов и их характеристи­ка. Построение профессионального плана

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: