СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ | Тема | Содержание |
1. | История развития профориентации в России и за рубежом. | Истоки появления интереса к профессиональной ориентации в России. Развитие профориентации в странах с высокой- психологической культурой. Профориентация как элемент государственной кадровой политики и как частная проблема. Профориентация как система. |
2. | Профориентационная помощь различным образовательновозрастным группам. | Основные этапы развития субъекта труда. Кризисы развития субъекта профессионального самоопределения. Проблема соответствия ожиданий самоопределяющихся клиентов и реальной психолого-педагогической помощи в решении их проблем. Проблемы формирования профессионального самосознания субъектов труда. |
з. | Ценностно-смысловые основы профессионального самоопределения. | Проблемы гуманизации труда в современных условиях. Чувство собственного достоинства как «высшее благо» и возможный смысл профессионального самоопределения. Элитарные ориентации в поиске жизненного и профессионального идеала. Роль СМИ в формировании профессиональных и жизненных стереотипов. Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения. |
4. | Активные методы в профориентации. | Сущность активизации самоопределяющейся личности. Общее представление об активизирующей ирофконсультационной методике. Профориентационные игры, упражнения, активизирующие опросники. Карточные игровые консультационные методики. |
5. | Этические проблемы деятельности профконсультанта. | Основные этические противоречия в профессиональном и личностном самоопределении. Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности. Традиционно выделяемые этические принципы профконсультирования. Проблема общечеловеческих ценностей в работе профконсультанта. |
6-7 | Профессиональное самоопределение учащихся | Проблема самоопределения, его структуры на этапе выбора профессии. Профессиональные намерения и характеристика факторов, влиящих на них. Мотивы выбора профессии, их классификация. Интересы и профессиональная направленность. Развитие личности школьника и профессиональное самоопределение. Оценочные суждения о качестве своей личности. Соотношение самооценки способностей учащихся и их успеваемости. Самооценка профпригодности старшеклассников и их профессиональные намерения. Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо». Взаимосвязь профессионального, личного и социально-рыночного аспектов профессионального самоопределения. Типичные ошибки при выборе профессии. Роль учителя в руководстве процессом профессионального самоопределения 'школьников, воспитание професионально значимых качеств личности. |
8-9 | Методика организации профориентационных игр | Общая характеристика деловой игры, ее роли в учебно-воспитательном процессе. Цели и задачи профориентационных игр, их значение для формирования и развития профессиональных интересов и намерений, диагностики профессионально значимых качеств, профессионального просвещения и профессионального воспитания. Подготовка, организация и проведение профориентационных игр, подведение итогов игры, анализ деятельности ее участников. Знакомство с комплексом профориентационных игр. |
lO- ll | Учебно-методический кабинет профориентации в средней общеобразовательной школе | Кабинет профориентации - организационно- методический и учебный центр профориентационной работы в школе. Его задачи, организация и содержание работы. Основные направления работы: информация о профессиях, путях их приобретения, возможностях трудоустройства, пропоганды наиболее востребованных в городе, районе, республике... профессий; изучение с привлечением специалистов, современных методов и средств профдиагностики качеств личности школьников; организация встреч с ветеранами, представителями различных профессий, учебных заведений; проведение профконсультаций с участием психологов и врачей;, координация профориентационной деятельности педагогического коллектива, методическая помощь педагогом и др. Оборудование кабинета. |
Профориентация инвалидов | Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов. Социальные проблемы в жизнедеятельности инвалидов и пути их разрешения. Проблемы профессионального образования инвалидов. Профессиональная реабилитация. Профессиональное образование. Трудоустройство. | |
13- | Профессиональное развитие | Профессионализм. Компетентность. Виды профессиональной компетентности: специальная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность, индивидуальная компетентность. Квалификация. Виды и уровни профессионализма: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм, послепрофессионализм. Понятие профессионализации. Этапы профессионализации по Сьюперу, Хейвигхерсту, Е. А. Климову. Теории профессионального развития: сценарная теория, теория компромисса с реальностью Гинзберга. Критерии успешности профессиональной деятельности (объективные, субъективные, результативные, процессуальные, нормативные, индивидуальнонормативные, критерии наличного уровня, прогностические, критерии профессиональной обучаемости, творческие, критерии социальной активности и конкурентоспособности, критерии профессиональной приверженности, качественные и количественные критерии). Профессиональная пригодность, ее структурные компоненты. Абсолютная и профессиональная пригодность. Понятие профотбора. Виды профотбора: медицинский, психологический, образовательный. |
Особенности принятия решения о выборе профессии | Мотивы (социальные, моральные, эстетические, познавательные, материальные, престижные, утилитарные) и основные условия выбора профессии. Факторы выбора профессии. Основные подходы к классификации факторов выбора профессии. Направленность выбора. Типичные ошибки при выборе профессии и их характеристика. Этапы принятия решения о выборе профессии. Понятие личностного профессионального плана. Понятие личностного профессионального плана. Типы профессиональных планов и их характеристика. Построение профессионального плана |