Развитие зрительного анализа и синтеза в системе профилактики нарушений письменной речи на этапе подготовки детей к школе




 

 

Аннотация. В статье представлены методы и приёмы формирования и развития зрительных представлений, зрительного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями устной речи в процессе их подготовки к школе. Описываемая система коррекционной работы направлена на профилактику нарушений письма и чтения, связанных с дефицитарностью зрительного гнозиса детей-логопатов данной возрастной группы.

Ключевые понятия: психофизиологические школьнозначимые функции, зрительный гнозис, зрительные представления, зрительный анализ и синтез, оптическая дисграфия, дислексия, подготовка к школе, профилактика нарушений письменной речи (письма и чтения).

 

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать состояние зрительного восприятия, так как большую часть информации, до 80% [2], человек получает посредством визуализации. Уровнем развития зрительного восприятия определяется успех в овладении когнитивными навыками, среди которых особо следует отметить базовые – чтение, письмо и рисование.

Проблемы зрительного восприятия называются среди причин нарушения письменной речи (письма и чтения). Затруднения в формировании зрительных представлений, дефицитарность зрительного анализа и синтеза лежат в основе искаженного зрительного образа буквы, слова, что приводит к появлению нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии).

При дисграфии серьезные затруднения вызывает написание букв, сходных по графическим характеристикам: п — н, п — и, п – к, п – т, с — о, м — ш, л – м, х – ж … Часто результатом дефицита зрительного анализа и синтеза является отсутствие элементов соединения между буквами в слове

(ал), лишние или недостающие элементы букв в словах, например, в словах «шишка», «птицы», «штиль» и подобных им.

При дислексии проблемы возникают при узнавании букв, следовательно, читающим искажается слово и в большинстве случаев неправильно понимается содержание прочитанного.

Зрительные представления передают видимые качества предметов –величину, форму, цвет, их движение и взаимное положение в пространстве. Они обычно воспроизводятся в виде двухмерной картины и могут быть красочными или, наоборот, бесцветными [1]. В течении жизни человека идет накопление банка образов. От того, насколько четко сформирован тот или иной образ и насколько у человека развиты зрительный анализ и синтез, зависит скорость и точность узнавания воспринимаемых объектов.

Зрительный анализ и синтез (от греч. аnаlуsis – разложение и sуnthеsis – соединение) – процессы фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей с опорой на зрительный анализатор, в отличии от мыслительных операций анализа и синтеза, предполагающего также проведение и мысленных операций.

Формирование зрительных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза начинает свой отсчет с самого рождения ребенка, обеспечивая к началу школьного обучения базис для овладения достаточно сложными навыками, к которым относятся письмо и чтение (приложение 1). Однако на момент поступления в школу дефицит зрительного анализа и синтеза отмечается у 75% мальчиков и 57% девочек. Данные статистические показатели актуализируют значимость педагогической (логопедической) работы по развитию названных психофизиологических функций в старшем дошкольном возрасте. По целям и задачам эта работа есть ни что иное как профилактика оптической дисграфии и дислексии. Содержание работы сфокусировано на коррекции и формировании зрительных представлений, развитии зрительного анализа и синтеза, а также расширении «поля зрения». «Расширение поля зрения» особенно важно для мальчиков в связи с тем, что у них преобладает узкое, пространственное зрение, иначе говоря «зрение вдаль», в то время как девочки довольно эффективно использую периферическое зрение. Достаточный уровень развития зрительного анализа и синтеза позволит в дальнейшем использовать зрительные стимулы в процессе обучения мальчиков, т.к. именно опора на зрительные стимулы, а не на речь, позволяет мальчикам лучше усваивать учебный материал [3, с. 37].

Профилактическая работа включает тренировочные упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, наблюдательности, умения находить в предметах сходство и различие [4, с. 27 – 58].

1. Упражнение в узнавании реальных предметов и их плоскостных изображений – кто это? что это?

2. Упражнение в узнавании контурных изображений предметов – Что хотел нарисовать художник?

3. Упражнение в узнавании силуэтных изображений предметов (силуэт – фр. silhouette – форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно, заполненное черным или каким-либо другим однотонным цветом).

· Кто оставил свою тень?

· Буратино попал в Царство теней, помогите ему найти свою тень.

Придумайте сказочный сюжет «Приключения Буратино в Царстве теней».

 



4. Упражнение в узнавании пунктирных изображений предметов.

· В набросках художника узнайте изображения, которые он хотел нарисовать. В какие группы можно объединить эти изображения? Сколько таких групп может быть? Изображения, принадлежащие одной группе, выделите одинаковым цветом.

 



5. Упражнение в узнавании зашумлённых изображений.

· Назовите изображения, которые скрываются за росчерками карандаша и другими предметами.


 


 

· Узнайте буквы и цифры за «лишними» линиями и изображениями. Назовите их.


 


· Найдите на картинке крокодила, ракету и другие спрятавшиеся изображения. Словами опишите их расположение на рисунке.



 

6. Упражнение в узнавании наложенных друг на друга контуров изображений различных предметов.

 

 

7. Выбор в ряду предметных изображений заданного изображения – Помоги зайчонку отыскать брата-близнеца.

 

 

8. Упражнение в узнавании незаконченных изображений предметов – Что не дорисовал художник?


 

9. Упражнение в узнавании изображений предметов по их отдельным частям; и т.д. эти упражнения могут строиться на буквенном и цифровом материале.


· Кто в теремочке живёт?

· Чьи ушки на макушке?


· Зачеркните знак карандашом красного цвета.

Зачеркните знак ʘ карандашом синего цвета.

ʘ ۝
۝ ۝ ۝
۝ ʘ ۝ ʘ
۝ ʘ ۝
ʘ ʘ ۝ ۝

 

· Одинаковые фигуры закрасьте карандашом одного цвета. Сколько необходимо использовать цветов, чтобы выполнить это задание?

۝
۝ ۝
۝

 

· Подбери заплатку для коврика.

10. Упражнение в закреплении образа букв и цифр.

· Нахождение заданного эталона в ряду букв/цифр: вычеркните заданные цифры / буквы (знаки) и укажите их количество в конце строки.

· А.

1 2 3 4 6 3 2 1 4 6 7 8 8 6 4 3 5 1 5 1 4 2 3 6 1 1 7 8 0 9 8 7 7 1 6 1 0 1 9

2 8 2 8 5 7 6 3 9 8 6 4 9 8 6 2 9 2 8 8 2 8 2 2 6 2 5 2 6 9 5 8 7 2 5 6 5 8 4

3 3 9 8 7 3 6 9 8 1 2 8 0 9 3 7 3 9 8 1 0 9 8 6 5 5 8 7 1 9 8 7 2 3 6 9 7 3 2

…..

9 0 9 8 4 3 7 9 8 7 3 6 0 9 6 0 9 4 8 3 9 8 7 6 1 6 3 2 5 7 2 8 7 6 5 2 9 1 8

0 5 8 0 9 8 0 9 1 9 8 7 6 5 0 8 5 6 0 3 5 9 0 2 0 4 0 2 0 3 0 6 0 3 7 6 2 9 3

· Б.

И И Н Г Н П Н Т П Й Ж И И Й Е Й В У Ш Г И Щ Ц Й И Ч П И

Р Р Ь В Б Е З В Р Ф В Ч Я Б Р Я У Х Л Б В З В Р Р З В Б С В Р В

Г П Г П Н Л Х Т Н Г К П Т Г Х Ц И П Т Р Г Н К Л Д Т П Е Н Г К

Ж Х Ч К А Х Ш Ж У К Р В Х З Г К Ж Д К Х Ф В Т И К У Х Ж Ш

· В.

а б о б в з а э ю ч и с н р к л в г а р и т а с ю э

в д б в д з д р т я ы ф д б в д б в ф у з г р т х

р у р ф д б в у г р р т ь к д б ю в р н г ш ы в ф

ж ж з с ж х о с х з к л э с ж х с б ф у з х ы ж

п п т и н г ш н т ж ч у х ж п т ш к г щ ш

н г н ш л м и у к х я й т п н ж м н ц н п т х

ш н ж щ ш и м ч ц ы х ж ш щ ц и м ч л ы п

м н л м и щ ш ж и щ й л я ы й ц ж т м л ы

· Нахождение заданного эталона в ряду слогов/слов/чисел (знаков):

ХА АХ КА ЖА НА ПА УХ ЖА ХА

РЫ ВЫРЫЫР ЫВ БЫЯР ВЫРЫ

ми иш ми ил ки пи ма му ти

СОН СОМ СОК СОН СОР СОН НОС

69 66 96 99 96 36 96 62 93 89 98 36 66

368 683 368 386 368 683 369 638 369

 

Таким образом, профилактика нарушений письменной речи (письма и чтения) – обязательный аспект логопедической работы со старшими дошкольниками, в которой наряду с задачами коррекции устной речи большое место отводится развитию невербальных процессов. В виду значительной роли в становлении письма и чтения визуального компонента, значительное место в этой работе приобретает формирование зрительных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза.

Литература

1. Степанов В.Г. Анализ и синтез в процессе зрительного узнавания. Автореферат … канд. психол. наук, 1964. –https://www.childpsy.ru/dissertations/id/19752.php

2. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.

3. Токарь И.Е. Как предупредить школьные проблемы одаренных детей // Одаренный ребенок. 2015. №2. С. 32 – 39.

4. Токарь И.Е. Сборник упражнений для занятий по устранению нарушений письма и чтения у обучающихся 2-4 классов общеобразовательной школы. М.: Издательство «Практика», 2017. – 212 с.

Приложение 1.

Зрительное восприятие [1]

№ п/п Психофизиологическая функция Возраст
1. Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света 1 нед.
2. Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание 1 мес.
3. Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии 1,5 мес.
4. Длительное сосредоточение взора на предметах 2 мес.
5. Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем 3 мес.
6. Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев 3 мес.
7. Тянется к игрушке 3,5 мес.
8. Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии 4 мес.
9. Игрушку подносит к глазам, рассматривает 4,5 мес.
10. Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах 5 мес.
11. Рассматривает крупные картинки 6 мес.
12. Активно захватывает игрушку из любых положений 7 мес.
13. Дифференцированное восприятие близких и знакомых 8 мес.
14. Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку 9 мес.
15. Узнает себя и близких в зеркале 10 мес.
16. Показывает отдельные предметы в быту 1 год
17. Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии 1 г. 2 мес.
18. Узнает несколько простых картинок (около 5) 1 г. 3 мес.
19. Дифференцирует форму и величину объемной игрушки 1 г. 8 мес.
20. Дифференцирует количество предметов 1 г. 8 мес.
21. Подбирает парные игрушки и картинки 1 г. 9 мес.
22. Узнает знакомые предметы по ТВ 2 года
23. Знает много картинок (10-15) 2 года
24. Понимает смысл простых картинок с действием 2 г. 6 мес.
25. Узнает контурные, черно-белые изображения 2 г. 6 мес.
26. Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке 2 г. 6 мес.
27. Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета 2 г. 6 мес.
28. Узнает перечеркнутые изображения 3 года
29. Узнает наложенные изображения 3 года
30. Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы 3 г. 6 мес.
31. Может сам составить рассказ по сюжетной картинке 4 года
32. Понимает смысл последовательных картинок 4 года
33. Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом 4 г. 6 мес.

 

В 3 – 7 лет формируется целенаправленно способность рассматривать предметы. Постепенно чаша весов от манипулятивных действий с предметами и преимущественно непроизвольного внимания склоняется к преобладанию произвольной организации зрительного восприятия и формированию способности к зрительному анализу и синтезу, соответственно, предмет становится объектом познавательной деятельности.

В 5 – 6 лет доступно узнавание и сравнение форм предметов, соотнесение по признаку сходства – различия, доступно сравнение длин и размеров предметов; совершенствуется глазомер, однако, уровень его развития позволяет решать пока несложные задачи.

В 6-7 лет ребёнок помимо основных цветов знает ещё ряд оттенков. К семи годам доступно сравнение предмета с другими по нескольким признакам.

 


 

 

Уточнение для редактора

Картинка к странице 6.

 

 

 


[1] Составитель И.А. Скворцов, доктор медицинских наук, профессор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: