Современное общество — это "дитя" собственной истории, порождение противоречивой природы социального прогресса. Вот почему характеристику цивилизации рубежа XX — XXI вв. следует вкратце предварить введением в проблему общественного прогресса.
Представления о прогрессе общества стали возникать тогда, когда человек научился мыслить рационально и ставить вопрос о том, есть ли общество нечто неизменное, раз и навсегда данное, или же ему свойственно изменение, перехода иное состояние. В мифах античного общества существовало представление о некоем "золотом веке" человечества, — безмятежном состоянии, которое затем было утрачено, и на смену ему пришли заботы и печали людей. Для большинства античных философов история общества представала как простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное и вечное ("космос", "логос", "мировой разум"). В учениях некоторых философов (Сенека и др.) появился фатализм, — убежденность в том, что человек якобы подчинен судьбе и обстоятельствам своей жизни, что настоящее время кратко как миг, а будущее сомнительно, и поэтому человеку остается лишь прошлое как единственно определенное и устойчивое.
Религиозная философия средних веков утверждала мысль о якобы изначальной греховности человека и неизбежности наказания за это, о суете сует и тщетности человеческой жизни, о безвозвратно утраченном рае. В это время сформировалось учение о грядущем конце мира и человечества, о Страшном суде. Считалось, что в истории уже все заранее предрешено, и места для свободы и творчества человека не остается.
Напротив, в эпоху Возрождения появилась уверенность в том, что "золотой век" лежит не в прошлом, а в будущем человечества. Это будет некое "царство разума", а его творцом станет уже не Бог, а сам человек как господин и повелитель окружающей природы, кузнец собственного счастья. Социалисты-утописты той поры (Т. Мор, Т.Кампа-нелла} разрабатывали детальные проекты такого общества. Будучи оптимистами, они горячо верили, что в этом обществе возобладает свободный труд, социальное равенство и свободное развитие человеческой личности.
|
Философия Нового времени стала увязывать общественный прогресс прежде всего с развитием научного знания, культуры. Такой подход нашел развернутое воплощение во французском Просвещении XVIII в. {Ж.-А.Кондорсе, Ф.Вольтер). Полагалось, что история общества — это продукт Разума, который способен к бесконечному совершенствованию своих способностей. Утверждая рационалистическую трактовку прогресса, Кондорсе писал: "Настанет, таким образом, момент, когда Солнце будет освещать Землю, населенную свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума". Просветители давали высокую оценку нарождавшейся в то время промышленной цивилизации и связывали с ней надежды человечества на лучшее будущее.
Иное понимание общественного прогресса предложил итальянский философ Д. Вико, автор теории "исторического круговорота". Он считал, что каждый народ проходит в своем развитии три эпохи — божественную, героическую и человеческую. После прохождения своей вершины общество оказывается в состоянии упадка, а потом движение вновь начинается по восходящей линии.
|
В Новое время была высказана также и идея противоречивости общественного прогресса, которую формулировал и обосновывал Ж. -Ж. Руссо. Он считал, что развитие цивилизации и культуры вовсе не означает прогресса, а, напротив, ведет к нравственной деградации и падению человека.
В классической немецкой философии стала обосновываться идея закономерности и неодолимости прогресса общества (И.Гердер, Г.Гегель). Так, Гегель попытался представить историю общества как логичный процесс смены состояний, двигателем которого является "мировой разум". История, по убеждению Гегеля, — это прогресс в продвижении к состоянию свободы. В мировой истории присутствует некое божественное начало, которое придает развитию общества разумный порядок и строгую гармонию.
Оптимистический подход к пониманию общественного прогресса сложился в классической марксистской философии. Общественно-экономические формации (первобытная, рабовладельческая и другие) предстали в марксизме как ступени восходящего развития человечества. Локомотивами истории являются творчество трудящихся масс, социально-классовая борьба и революции. На смену "неподлинной" истории неминуемо придет коммунизм, который наконец-то освободит человека от рабства в различных формах его проявления. Коммунизм —это идеальное состояние истории, скачок человечества из "царства несвободы" в "царство свободы".
В русской социальной философии проблема общественного прогресса рассматривалась и решалась с различных позиций. Так, представители естественнонаучной философии (М.В.Ломоносов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский) горячо верили в прогресс общества и связывали его возможность прежде всего с точным знанием, развитием техники и промышленности. Г.В.Плеханов и В.И.Ленин смотрели на прогресс общества сквозь призму материалистического понимания истории и теории классовой борьбы. Славянофилы {И.В.Киреевский и др.) считали, что прогресс возможен лишь на путях следования России своим традиционным национальным ценностям (православие, самодержавие и народность). В русской религиозной философии (В. С. Соловьев, Н.А.Бердяев и др.) решение проблемы прогресса общества виделось прежде всего на основе сохранения духовности в таких ее формах, как религия и мораль, нравственность людей. Религиозные философы очень отрицательно относились к идее применения насилия в истории, пусть даже и во имя самых высоких целей.
|
Будучи весьма противоречивой эпохой в истории человечества, XX в. породил и противоположные трактовки понятия общественного прогресса. В понимании прогресса ряд мыслителей (Ф.Ницше, О.Ш-пенглер, А.Тойнби) придерживались пессимистической точки зрения. По их мнению, в истории имеет место не прогресс, а всего лишь повторение уже пройденных состояний, "вечное возвращение". Более того, многочисленные факты духовной деградации человечества в начале века дали повод полагать, что прогресса уже больше не существует {С.Л. Франк), и цивилизация движется к гибели.
В XX столетии существовали и оптимистические трактовки общественного прогресса. В ряде теорий (А.Тоффлер, У.Ростоу и др.) он связывался с внедрением передовых технологий и возрастанием роли инженерно-технической интеллигенции. Была выдвинута идея "технотронной эры" как грядущей перспективы человечества. Многочисленные концепции (теория постиндустриального общества, теория конвергенции, теория микроэлектронной революции и др.) настойчиво пытались убедить, что прогресс современного общества обязательно состоится, и это произойдет благодаря силе науки и техники.
Обращение к истории социально-философской мысли показывает. что тема общественного прогресса всегда являлась в ней предметом большого внимания. Это было вызвано стремлением философии вскрыть пружины исторического процесса, выявить его важнейшие тенденции и формы проявления, предвосхитить будущее человечества. Что же это такое: прогресс общества?
Под общественным прогрессом принято понимать тип развития общества, характеризующийся поступательным (восходящим), направленным и необходимым переходом его от низшего к высшему, становлением нового, более совершенного и жизнеспособного в обществе. Прогресс общества — это прежде всего становление цивилизованности во взаимоотношениях между людьми и социальными группами, между обществом и природой. Кратко говоря, прогресс есть создание культуры во всех ее формах. Сферы его проявления соответствуют основным подсистемам общества, и в соответствии с этим принято выделять экономический, социальный, политический прогресс в обществе. В основе общественного прогресса лежит умственная и практическая деятельность человека, непрерывное совершенствование им орудий труда и навыков их применения, развитие науки и техники, рост потребностей общества.
Данное понятие всегда соотносится с понятием регресса, под которым в философии понимается попятное движение, застой, распад жизнеспособных форм общественной жизни. Прогресс и регресс являются двумя сторонами исторического процесса, которые друг без друга не существуют. Прогресс в одном отношении всегда означает и регресс в другом отношении. Вот почему нельзя представлять себе всемирную историю идущей вперед гладко и аккуратно, прямолинейно, без зигзагов, попятных движений или же застоя в развитии.
Следует иметь в виду, что исторический процесс по природе своей всегда противоречив, и часто эти противоречия очевидны. В истории. общества ведь нет только светлых тонов, она всегда многоцветна. Она далеко не всегда выражает интересы всех людей. История гуманна и жестока одновременно. Богатство и бедность, образованность и невежество, творчество и разрушение неразлучны, как свет и тень. Очевидно, например, что в течение многих веков в основе общественного прогресса лежала, как выразился Ф.Энгельс, "низкая алчность". Основной целью общества и двигателем его прогресса было обретение богатства для узкого слоя людей. Интересы большинства приносились в жертву меньшинству, и прогресс тем самым приобретал несправедливый, уродливый и антагонистический характер. Благосостояние и развитие одних осуществлялось ценой угнетения и страданий других. Такой, увы, оказалась логика истории человеческого рода, и давняя мечта угнетенных масс о "золотом веке" представляется в связи с этим отнюдь не беспочвенной.
Раскрытие темы прогресса общества и противоречивой природы истории логично подводит нас к проблеме бытия человека в современном мире. Все мы существуем в настоящее время на разломе крупных эпох в истории человечества. Наше время — это время глубокой технологической революции и становления постиндустриальной ("техноген-ной", "информационной") цивилизации. Это время опережающего развития науки и роста искусственного мира, становления всемирного интеллекта, расширения рамок индивидуальной свободы. Осуществив с помощью впечатляющего научно-технического прогресса отрыв от природы и овладение ее силами, род человеческий оказался, вместе с тем, в ситуации выбора: быть или не быть? Наша эпоха носит переходный характер, и это определяет важнейшие черты современного человека, его взаимосвязи и отношения с окружающим миром.
XX в. оказался очень противоречивой эпохой в истории человечества. Это столетие принесло миру выдающиеся научные открытия, породило грандиозный прогресс орудий труда и техники, разрушило жестокие тоталитарные и колониальные режимы, разорвало цепи земного притяжения. Но это был и век чудовищных войн и геноцида на-' родов, разрушения природы и культуры, век цинизма и пошлых вкусов. Наше время есть время триумфа человека и одновременно — его великого грехопадения. Человек отчетливо предстал как созидатель и разрушитель в одном лице, а его разум в полной мере проявил неразумное начало. К началу третьего тысячелетия нашей эры передовая общественная мысль с большим беспокойством заговорила об эрозии гуманизма и даже конце прогресса, о смерти человека как человека. В оборот публицистики, философии и науки стало входить понятие антропологической катастрофы. Если в конце XIX в. философия устами Ф.Ницше сказала, что Бог умер, то в XX в. она заговорила о другом: человек умер, по выражению Э.Фромма.
В начале XX столетия стал очевиден кризис антропоцентризма как идеи особого места и роли человека в мире, его всесилия и притязаний на господство над окружающей средой. Зародившись в эпоху Возрождения и будучи оправданным в свое время, в двадцатом столетии это мировоззрение стало одним из источников потенциальной опасности для окружающего мира. Бездумное следование принципам антропоцентризма. означало бы в дальнейшем обострение конфликта между человеком и природной средой, вело к разрушению жизни на планете и физической гибели человеческого рода.
О кризисе и исчерпании прежней формы гуманизма, как идеи высшей ценности человека, заговорили многие мыслители. Русские философы Н.А.Бердяев, Е.Н.Трубецкой, С.Л.Франк отмечали, что мировоззрение антропоцентризма способствовало противопоставлению человека и окружающего мира. По их убеждению, культ человека бесперспективен, поскольку порождает в нем самоуверенность и эгоизм, чрезмерные амбиции вместо кропотливой работы над своей духовностью. Они считали, что в наше время наступил конец человечности, здесь якобы все стало дозволенным. Антропоцентризм вылился в насилие над историей и привел к вражде в отношениях с природой. Об опасности "зверя" в человеке настойчиво предупреждал в ряде своих произведений русский писатель Ф.М.Достоевский.
В философском иррационализме (Ф.Ницше, А. Шопенгауэр и др.) был сделан акцент на особой роли в человеке его инстинктов и влечений. Именно они якобы и порождают волю к власти, жестокость и бесчеловечность в действиях людей. Представители этого течения призывали не идеализировать человека, как это часто было до сих пор, а рассматривать его и под углом зрения негативных форм деятельности. Глубокий анализ противоречивой природы человека сделал 3. Фрейд в своей концепции психоанализа. Он обосновывал идею об извечном конфликте между человеком и обществом, о наличии агрессивности в его действиях. Более детальный анализ деструктивных форм деятельности человека дал Э. Фромм в своей теории социального характера. Он выделил и охарактеризовал такие проявления "злокачественной агрессии" современного человека, как практика разрушения, принесение своей жизни в жертву кумиру, некрофильство, садизм. В отличие от иных эпох в истории общества, в XX столетии все это стало массовым явлением.
Некоторые современные философы (К.Лоренц и др.) стали подчеркивать, что в наше время человек оказался враждебен природе, превратившись в ее разрушителя и убийцу. Исходящее от него зло непреодолимо, а благо — недостижимо. Велики "грехи" современного человека: насилие над природной средой, бездуховность, широкомасштабные военные конфликты и многое другое. В современной философии высказываются суждения о том, что человек превратился в "расчеловечившегося зверя". Об этом заговорила и художественная литература XX в. (Е.И.Замятин, Р.Брэдбери и др.), указывая на различные признаки духовного и физического вырождения человека, утрату им человечности, социокультурных качеств.
Современный человек и в самом деле значительно изменился в течение нынешнего столетия. Эти изменения коснулись не только его социальных, но и биологических качеств (характеристик). Отбросив в сторону крайние суждения, мы отметим следующее.
Изменения в современном человеке происходят в русле тех закономерных процессов, с которыми сопряжено становление постиндустриальной цивилизации ("научно-технологическое" общество) и формирование ноосферной культуры. В наше время наибольшее воздействие на человека оказал научно-технический прогресс. С бурным развитием техники и машин стал постепенно разрушаться так называемый "природный" ("биосферный") человек, для которого природная среда на протяжении тысячелетий была естественной и привычной средой обитания. На смену медленному природному пришло динамичное социальное время. Люди стали концентрироваться в огромных городах, и естественная среда обитания человека уступила дорогу искусственной среде. Наступила техническая эра в истории человечества.
В своей статье "Человек и машина" Н.А.Бердяев подчеркивал, что. современная эпоха влечет культуру к гибели, поскольку здесь вещь становится выше человека. По убеждению русского философа, техника разрывает и противопоставляет плоть и дух, различные эпохи в истории. Она дает человеку ощущение своего могущества и подталкивает его к экспансии во внешний мир. Разрушается сама человеческая природа, его душевно-эмоциональная жизнь. Технизация мира безжалостна ко всему живому, поскольку совершенно чужда ему. И, как отмечал Бердяев, технический мир на какой-то ступени развития как бы восстает против своего творца и более уже не повинуется ему.
Характеризуя бытие человека в современном мире, немецкий философ К.Ясперс писал, что до технической эпохи человек чувствовал себя единым с землей и небом. Это был "его мир", как нечто непреходящее, хотя и ничтожное. В современной же ситуации человек оказался как бы оторванным от своих естественных корней. Он теряет почву под ногами и обретает ощущение беспомощности, будучи не в состоянии хоть как-то изменить стремительный ход событий и направить его в приемлемую сторону. Непомерная гордость человека XX в. и его уверенность в себе как "господине мира" вступает в противоречие с осознанием собственной беспомощности. Как выйти из такого положения? — это есть основной, по убеждению Ясперса, вопрос современной ситуации с человеком. Вообще, человеку наших дней очень трудно понять, а что же происходит в гигантском водовороте нынешнего времени. Будучи не в состоянии спастись на твердом "берегу", мы пытаемся сделать это в бурном море событий, которые увлекают и пленяют нас.
К.Ясперс отмечал также, что современный человек уже как бы не принадлежит себе. Он есть часть действующего гигантского и бездушного механизма. Человек распадается на отдельные функции, он деловит и действует по правилам. Он нивелируется и теряет свое индивидуальное своеобразие, хотя и стремится к видимости самостоятельности. Над ним господствует социальная масса и всесильный аппарат деспотичного государства, которые растаптывают человека и лишают его свободы существования.
Современный технический мир порождает кризис природного человека. Ученые отмечают, что в наше время по мере развития техники сам человек тоже становится похожим на техническое устройство, на машину. В своих действиях и образе жизни он автоматически воспроизводит логику функционирования и развития технической среды его обитания. Для "технологического человека" характерно вытеснение высокой духовности и любви, переживаний и других чувств, подмена их автоматическими реакциями и набором ежедневно выполняемых функций, как это обычно делает робот. Отмечая эти тенденции, немецкий писатель Г.Гессе писал, что "...век этот не знал, что делать со своей духовностью, или, вернее, не знал, как определить подобающее духу место в структуре жизни и государства".
"Роботообразный человек" действует по программе, как исполнитель чужой воли. Это — "постчеловек'", идущий на смену естественному, из природы вышедшему человеку. Его душевная жизнь заменяется автоматическими реакциями, его мировоззрение есть техницизм, а целью является искусственный комфорт. Да и сама жизнь человека, как организма, уже нередко является жизнью с искусственными органами, вплоть до самого сердца. Техника освобождает человека от таких его естественных функций, как физический труд, активное движение, живое общение друг с другом. Человеческая мысль все больше заменяется машинным мышлением. Техника дает возможность даже детей выращивать искусственным способом, лишая тем самым женщин материнского счастья. Все это и есть зримые признаки умирания природного (биосферного) человека. Он умирает путем разрушения своих корней в виде естественного образа жизни, и трудно сказать, кем он станет в будущем. Да и само будущее — не окажется ли оно будущим без человека?
Э. Фромм в своей книге "Революция надежды" писал о призраке, который бродит в наше время. Это призрак полностью механизированного общества, которое нацелено на максимальное производство материальных благ и управляется компьютерами. "В ходе его становления", —размышлял ученый, — "человек, сытый и довольный, но пассивный, безжизненный и бесчувственный, все больше превращается в частицу тотальной машины". С победой такого общества исчезнут индивидуализм и возможность быть наедине с самим собой. Чувства людей будут контролироваться психологическими и иными средствами, а общественное мнение станет манипулироваться с помощью разветвленной системы средств массовой информации. Контроль над сознанием — вот один из опаснейших признаков грядущего общества. (В художественной литературе он был предсказан в романах-антиутопиях О. Хаксли, Дж. Оруэлла и других писателей-фантастов). Похоже, что человек в современном обществе как бы утрачивает контроль над собой и слепо выполняет те решения, которые принимают за него электронные машины. У него нет других целей, кроме производства и потребления. Мы все пассивны, пишет Фромм, и делает вывод: "Мы ничего не желаем, но и ничего не не желаем". Мы стремительно превращаемся в бездумную и бесчувственную машину.
Как же все это случилось? — вопрошает Э.Фромм. Почему совре-меный человек превратился в узника собственных творений? Размышляя над этим, ученый пишет, что человек односторонне сосредоточился на технике и потреблении материальных благ. Тем самым он утратил живой контакт с собой и с жизнью. Расставшись с религиозной верой и ее гуманистическими ценностями, он лишился способности испытывать глубокие эмоциональные переживания. Созданный же им мир техники оказался настолько могущественным, что стал определять образ мышления человека, порождать дегуманизированное общество и многочисленные призраки бесчеловечности.
Как отдельную проблему, Э.Фромм затрагивал вопрос о негативном влиянии техники на социальный характер человека. Он писал, что машинный мир развивает в человеке деструктивность в форме некрофилии (страсть к разрушению жизни). Любовь к неживому проявляется, в частности, в поклонении к автомобилю, в увлечении фотографией, в аппаратомании. XX в. породил тип человека, для которого страсть к разрушению в форме войны стала естественным образом его жизни (А.Гитлер и другие).
Современный человек — это "рыночный" человек. Для него, как пишет Фромм, весь мир превращен в объект купли-продажи. В наше время продаются не только вещи, но и сам человек, его физическая сила и ловкость, знания и умения, мнения, чувства и даже улыбка. Другой же человек воспринимается всего лишь как инструмент для достижения каких-то целей, потребления и обогащения.
В наше время мир радикально изменился и, следовательно, изменился и сам человек. Теперь это уже человек, существующий не столько в природном, сколько в им созданном искусственном техническом мире. и поэтому он — неестественный человек, существо все более и более искусственное. Это человек, зачастую бессильный перед социальным миром и ощущающий себя заброшенным в него, словно в чуждую и враждебную среду, и поэтому он — одинокий человек. Вместе с тем, это человек, ставший частицей единого планетарного сообщества, и поэтому, осознает он это или же нет, он является "гражданином мира". Современный человек логикой собственной деятельности погружен в стихию острейших проблем, им же созданных и затрагивающих судьбы всех "обитателей" социального мира* (* Современное общество создано самим человеком, и поэтому он ответственен за характер и состояние общества.)
СУЩНОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, ИХ ПРОИСХОЖДЕ НИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Противоречия исторического процесса сделали современное общество предельно сложным и запутанным, резко усложнили бытие человека в нем. Сложилась парадоксальная ситуация, о которой финский философ П.Кууси написал так: "Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада... Семена разрушения произрастают в нас самих". Прогресс общества породил глобальные проблемы современной цивилизации, как концентрированное выражение противоречивости и драматизма человеческой истории.
Под глобальными проблемами философия понимает общепланетарные противоречия и трудности развития, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво стали вести речь ученые и политики, писатели и общественные деятели прежде всего в 70 — 80-е гг., когда эти проблемы обнаружили себя в полной мере.
Говоря о происхождении глобальных проблем, надо заметить, что они возникли из различных источников на волне всемирных процессов— формирования единого хозяйственного организма человечества. широкомасштабного освоения природных ресурсов, становления единых коммуникаций и диалога культур, взаимодействия государств и народов. Во-первых, ряд из них порождены конкретными причинами исторического характера. Это, например, резкая граница в уровне и качестве жизни между промышленно развитыми странами ("золотой миллиард" человечества) и странами так называемого "третьего мира" (бывшие колонии). Во-вторых, некоторые проблемы появились как побочный продукт логики хозяйственной деятельности и бурного развития научно-технического прогресса. (Это относится прежде всего к современной экологической проблеме). В-третьих, отдельные проблемы порождены характером современного исторического времени, особенностями XX столетия. Сюда следует отнести международный терроризм, некоторые опасные болезни и т.д.
Глобальные проблемы — это результат прошлой и настоящей истории человеческого рода. Они выражают противоречивый дух истории и являют собой наиболее острые противоречия в бытии современного человека и общества, тотальный (всеобъемлющий) кризис современной цивилизации. Данные проблемы порождены также и стихийными факторами, неравномерностью в развитии стран и регионов мира, конкретно-историческими обстоятельствами. Груз глобальных проблем — это высокая цена человечества за прогресс в своей истории, за непродуманные решения и действия, эгоизм человеческого рода. Комплекс глобальных проблем характеризует их как сложный узел острых противоречий и трудностей в развитии современной цивилизации. Все они взаимосвязаны и накладываются друг на друга, пронизывая весь планетарный социальный организм. Назовем и охарактеризуем наиболее острые глобальные проблемы.
Проблема всемирного ядерного разоружения. Является порождением острого идеологического и военно-технического соперничества ряда государств, имевшего место во второй половине XX в. Увы, но история человечества наполнена бесконечным рядом военных конфликтов. Всего их на планете произошло свыше 4500, и они унесли сотни миллионов человеческих жизней. Войны оказались спутниками человеческого рода, и английский поэт Дж. Мильтон сокрушался в связи с этим: "О срам людской! /Согласие царит меж бесов проклятых, но человек, /Сознаньем обладающая тварь, /Чинит раздор с подобными себе..." В первую и вторую мировые войны были вовлечены десятки стран и народов. Это потрясло до основания человеческую цивилизацию и нанесло ей колоссальный материальный и нравственный ущерб, сопровождалось огромными людскими жертвами. В 1945 г. Соединенные Штаты Америки применили атомное оружие против гражданского населения Японии, и это означало наступление ядерной эры человечества. Затем стали создаваться все более мощные его виды и современные средства доставки. Человечество было вовлечено в затяжную гонку ракетно-ядерных вооружений. К настоящему времени ряд стран (Россия и США, Англия, Франция и Китай, Индия и Пакистан) официально обладают ядерным оружием и средствами его доставки. Кроме этого "ядерного клуба", имеется еще около 30 стран, которые технологически способны создавать этот вид оружия массового поражения. За послевоенную историю человечество не раз оказывалось на грани его применения, как это было, например, осенью 1961 г. во время Карибского кризиса между США и СССР.
После 1945 г. на нашей планете было осуществлено более 2000 испытаний ядерного оружия. Однако авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. показала чрезвычайную опасность выхода "мирного атома" из-под контроля человека и беззащитность общества перед этой бедой. Нетрудно представить себе весь трагизм последствий применения ядерного оружия на планете, где постоянно происходят военные конфликты.
К настоящему времени накоплено и хранится в военных арсеналах несколько десятков тысяч ядерных боеприпасов. Их совокупный потенциал позволяет 30 — 35 раз уничтожить все живое на нашей планете. Одним из негативных последствий этого станет "ядерная зима", т.е. резкое падение температуры вследствие огромного загрязнения атмосферы планеты от многочисленных пожаров. Случись ядерная война, она разрушит материальную культуру человечества, которая создавалась тысячелетиями. Она подорвет естественные условия существования человека, включая и его генетические основы. Победителя в этой войне не будет, потому что ее последствия на планете будет невозможно локализовать и преодолеть.
Проблема ядерного разоружения имеет и экономический аспект. Создание и совершенствование ядерного оружия, утилизация ядерных материалов требует колоссальных материальных затрат и ресурсов, дорогостоящих технологий. Парадоксально, но величайшие открытия в науке и технике, сделанные разумным человечеством, "работали" во второй половине нашего столетия прежде всего на создание ракетно-ядерного "меча" и "щита". Их создавали и обслуживали сотни тысяч квалифицированных специалистов. Самые ценные и редкие материалы, новейшие технологии были использованы в этом деле. Надо признать, что научно-техническая мысль человечества в этих вопросах оказалась "на высоте". Например, современная баллистическая ракета с десятью разделяющимися боеголовками в ходе полета на расстоянии в 10000 километров не отклоняется в сторону свыше 200 метров и в состоянии стереть с лица многомиллионный город.
Гонка ракетно-ядерных вооружений поставила человечество на грань гибели от случайности (халатность обслуживающего персонала, сбои в компьютере, террористическая акция и т.п.). Не следует забывать и о том, что на нашей планете имеются огромные запасы химического и бактериологического оружия, которые тоже обладают очень большим поражающим эффектом. В последние годы были созданы и применены новые системы вооружений с высокой степенью эффективности — вакуумная бомба и лазерная пушка, высокоточное оружие, системы залпового огня и многое другое. Сфера военной деятельности уже распространилась и на космическое пространство. Причем создается не только новое оружие, но и средства противодействия ему, что еще больше раскручивает спираль гонки вооружений и порождает весьма сложную для разрешения ситуацию. Тем самым человечество все больше увязает в некоем круге неразумности, выбраться из которого становится все труднее и труднее. Самоубийство — что еще может быть более печальным концом истории человеческого рода?
Очевидно, что будущее человечества возможно лишь на путях всеобщего и полного ядерного разоружения. Эта идея все больше осознается мировым сообществом. В последние годы стали заключаться первые соглашения по ограничению и уничтожению оружия данного типа. Мир без насилия и войн и есть та почва, без которой невозможно нормальное решение человечеством всех иных проблем, больших и малых. Суть же проблемы разоружения — это преодоление логики раскола и конфронтации человечества и переход к логике диалога и сотрудничества на основе согласования национальных и общечеловеческих интересов и ценностей. Разоружение —это преодоление состояния безумия человечества, которое слепо мчится к бездне своего небытия. Безъядерный и ненасильственный мир является первейшим и необходимым условием для дальнейшего существования человеческого рода.
Экологическая проблема. Стала глобальной во второй половине XX в. в связи с бурной и неконтролируемой хозяйственной деятельностью человечества. Ее негативные последствия имеют место во всех регионах нашей планеты. Данная проблема по сути своей означает разрушение биосферы как естественной среды обитания и существования человечества. В теме "Природные основы бытия общества" мы уже раскрыли истоки и проявления этой проблемы. Заметим лишь, что в последние годы экологический кризис все более обостряется и обретает черты необратимого процесса. Фактически, налицо экспансия "технического" человека в среду своего обитания. Экоэкстремизм человека приведет, по оценкам ученых, к потере в предстоящие 50 лет от четверти до половины биологического потенциала нашей планеты. С 1945 г. разрушено около 11 % плодородной почвы, что равно территории Китая и Индии, вместе взятых. При существующих темпах уничтожения лесов и потребления органического топлива температура на нашей планете может подняться к 2100 г. на 6 градусов, а уровень вод Мирового океана возрастет в результате на 5 — 7 метров, и это будет иметь катастрофические последствия для многих стран. Опасным явлением последних лет стало разрушение озонового слоя атомосферы. Загрязняется и космическое пространство, где находятся около 7 тысяч оставленных искусственных объектов (спутники, станции).
Проблемы экологии обостряются жестокой экономической конкуренцией между государствами и монополиями за обладание природными ресурсами. Этому способствует и сама сущность частной собственности, проявляющаяся в погоне за прибылью как основным мотивом в хозяйственной деятельности. Частная собственность все чаще оказывается тормозом на пути решения экологической проблемы. Вот почему в настоящее время человечество встало перед насущной необходимостью принять концепцию направляемого развития, что означало бы жесткий контроль за хозяйственной деятельностью и потреблением природных ресурсов. Проблема сохранения природы требует соединения политики и экономики, нравственности и просто — здравого смысла. Ее острота не исчезла, а практическое решение во всемирном масштабе находится, по сути дела, лишь на самой ранней стадии.
Демографическая проблема. Вызвана к жизни быстрым ростом населения на планете и исчерпанием ресурсов. К началу нашей эры на Земле обитало около 250 млн. человек, а к началу XIX в. их было уже около 1 млрд. В 20-е гг. следующего столетия численность человечества удвоилась, и сейчас оно составляет уже 6 млрд. человек. Ежегодно на свет появляется около 130 млн. детей. Наибольший прирост населения дают страны Азии, Африки и Латинской Америки, где существует самый низкий уровень жизни и ее качества. Ученые предсказывают увеличение населения к 2025 г. до 8,5 млрд., а в перспективе до 12,5 и даже до 20 млрд., что будет означать колоссальный демографический взрыв. Это резко обострит проблему питания и здравоохранения, увеличит - нагрузку на природную среду, приведет к конфликтам и нестабильности в мировом сообществе, к другим негативным последствиям.