Вопросы:
- Проект “социальной физики” Огюста Конта.
- Понятие социального факта, основные типы.
- Теоретическое и эмпирическое знание социологической науки
- Три уровня социологического знания.
- Проект “социальной физики” Огюста Конта.
Главная работа «отца-основателя» социологии французского учёного и философа О. Конта “Курс позитивной философии” вышла в 1846 году (1-й том из 5-ти). В этой книге он впервые ввёл термин “социология” и обосновал концепцию новой науки, позволяющей познать законы человеческого общества и рационально управлять им.
Проект был создан с целью разумного управления обществом (Разум во имя гуманности).
Синоним «Социология» - термин “социальная физика” (автор Анри Сен-Симон - учитель Конта)
- Понятие социального факта, основные типы социальных фактов.
Социальный факт – единичный самостоятельный элемент социальной реальности.
Если природный факт – научно зафиксированное объективно существующее явление, то социальный факт – определённое общественное явление или событие + его общепринятое описание.
Социальный факт имеет более сложный характер. В нём есть: а) объективное основание (взаимодействие людей) и б) субъективный смысл, который придаётся ему людьми. Без субъективного смысла социальный факт перестаёт существовать.
Понятие социального факта ввёл в науку французский учёный Эмиль Дюркгейм. В своей работе “Правила социологического метода” (1895) он обосновал следующее определение:
" Социальный факт - это любой способ действия, фиксированный или нет, способный оказывать на человека внешнее ограничение; или: который является общим для всего данного общества, имея при этом собственное существование, независимо от его индивидуальных проявлений ".
"… социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи – это все, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению".
социальные факты "состоят из представлений и действий", что означает, что "их нельзя путать ни с органическими явлениями, ни с физическими явлениями, которые не существуют иначе, как в индивидуальном сознании и через него". (Э. Дюркгейм, цитаты).
Иначе говоря:
- СФ – продукт взаимной деятельности людей, действующих сознательно, преследующих свои цели и мобилизующих свою волю.
- Источник соц. фактов находится в обществе, как в коллективном сознании, возникающий при человеческом взаимодействии.
- Соц. факты - внешние для наблюдателя, и являются материальными, представляют результат деятельности, и, как следствие, установление типичных образцов поведения и ценностей.
https://culture.wikireading.ru/54618
Три типа социальных фактов по А.Г. Эфендиеву:
- «Что сделано людьми» (примеры: техносфера, художественные произведения, общественные установления);
- «Что делают люди» (пример: социальные действия, которые ориентированы на других людей и имеют смысл);
- «Что говорят люди» (примеры: мнения, оценки, ожидания).
- Теоретическое и эмпирическое основания социологической науки
Любая наука включает в себя корпус теоретического и корпус эмпирического знания.
Теоретическое Знание – высокоабстрактное, отвлечённое знание, логические концепции которого охватывают наибольшее количество социальных фактов.
Социологические теории не устаревают так быстро, как в естественных и технических науках; они все вместе описывают социальную реальность по принципу дополнительности, и ни одна из них не может описать и объяснить её полностью.
Эмпирическое Знание – предельно конкретные знания об объектах, существующих в реальной жизни, полученное посредством исследований (экспериментальным методом).
Научные гипотезы формулируются на основе теоретического знания, но проверяются всегда эмпирически, через исследования.
- Три уровня социологического знания:
- Общесоциологические теории. Примеры: структурно-функциональная теория общества; теория социального конфликта; теория социального действия; теория структурации.
- Теории среднего уровня (автор этой концепции и термина Роберт Кинг Мертон) - уровень в социологии, который совмещает теоретические положения и выводы эмпирических исследований в какой-то сфере жизни. ≈ Отраслевые социологии. Примеры: социология управления, социология культуры, социология образования, социология коммуникаций.
- Частные (конкретные) эмпирические исследования. Примеры: «Ценностные ориентации студентов группы №…»; «Отношения солидарности / конкуренции в студенческой группе №…»; «Динамика успеваемости студентов группы №…»; «Профессиональное развитие студентов группы №… за период обучения на бакалавриате».
Дополнительная информация: