ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫС ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,
Занятие | Темы и содержание коррекционной работы | Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях | Развитие неречевых процессов | Методы и приёмы |
1. | Звук и буква А. Понятие слога. Деление слова на слоги | Цветы. Активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа, в трех наклонениях). | Развитие восприятия. Развитие дифференцированности восприятия | |
2. | Звук и буква О. Деление слов на слоги, определение ударной гласной. | Овощи и фрукты. Суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок. | Развитие аналитичности восприятия | |
3. | Фонематическая дифферен-циация гласных звуков [а — о] в слогах и словах | Школьные принадлежности. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | Развитие конкретности восприятия. | |
4. | Развитие зрительной дифференциации на материале букв [а — о] в слогах и словах | Осень. Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования: | Реконструирование букв | |
5. | Развитие зрительной диффе-ренциации на материале [а — о] в предложениях и текстах | Игрушки. Упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. | Развитие прогностичности восприятия | |
6. | Звук и буква И. Понятие слога. Деление слова на слоги | Звери. Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного. | Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание | |
7. | Звук и буква У. Работа над слого-звуковым составом слова | Цветы. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | Развитие приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала | |
8. | Фонематическая диффе-ренциация гласных звуков [и — у] в слогах и словах | Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, паде-же с ориентацией на их окончание. | Развитие приемов деятельного запоминания | |
9. | Деление слов на слоги, определение ударной гласной. | Семья. Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. | Приемы для заучивания правил | |
10. | Развитие зрительной диффе-ренциации [и — у] в предложениях и текстах | Суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок. | Приемы «усиления» орфограммы | |
11. | Звук и буква П. Звуко-буквенный анализ слов. Количество букв равно количеству звуков. | Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования: | Координация объёма зрительной и слуховой памяти | |
12. | Звук и буква Т. Работа над слого-звуковым составом слова. | Зоопарк. Активизация употребления глагольного словаря (в форме насто-ящего, прошедшего, будущего вре-мени, единственного и множест-венного числа, в трех наклонениях). | Упражнения на избирательность запоминания | |
13. | Фонематическая диффе-ренциация гласных звуков [т — п] в слогах и словах. | Посуда. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | Развитие двигательной памяти на физкультминутке | |
14. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [т — п] в слогах и словах. | Упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. | Развитие мышления. Построение вопросов | |
15. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [т — п] в слогах и словах. | Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. | Индуктивные и дедуктивные умозаключения. | |
16. | Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв [т — п] в предложениях и текстах. | Вещи. Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного. | Построение плана действий. Найти заданную фигуру среди двух изображений | |
17. | Звук и буква Б. Работа над слого-звуковым составом слова | Мойдодыр. Упражнения в образо-вании и согласовании существитель-ных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окон-чание. | Использование пиктограмм для лучшего усвоения отвлеченных понятий | |
18. | Звук и буква Д. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Рыбы, птицы. Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова. | Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица» | |
19. | Фонематическая диффе-ренциация гласных звуков [б — д] в слогах и словах. | Деревня. Подбор определений к существительным. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу). | |
20. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [б — д] в слогах и словах. | Белка, дятел. Активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа, в трех наклонениях). | Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Разноцветные точки» | |
21. | Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Школа. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (предлоги «на», «над», «под», «за»). Упражнение «Копирование точек» | |
22. | Развитие зрительной дифференциации строчных [б — д] в предложениях и текстах. | Профессии. Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» | |
23. | Звук и буква В. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков» | |
24. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных [ в—б ] в слогах и словах. | Профессии. Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования: | Узнавание предмета по контур-ному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Состав-лений узоров из геометрических фигур» | |
25. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [ В—Б ] в слогах и словах. | Город. Упражнение в подборе эпи-тетов, сравнений, метафор, погово-рок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты» | |
26. | Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Врач. Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» | |
27. | Дифференциация [ в—б ] в предложениях и текстах. | Лес. Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределе-ния внимания. | |
28. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [ В—Б ] в предложениях и текстах. | Посуда. Суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок. | На фоне контурных изображе-ний найти "спрятавшиеся" буквы | |
29. | Звук и буква Х. Работа над слого-звуковым составом слова | Зоопарк. Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, паде-же с ориентацией на их окончание. | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания | |
30. | Звук и буква Ж. Активиза-ция словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи. | Активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множест-венного числа, в трех наклонениях). | Усиление концентрации слухового внимания | |
31. | Фонематическая диффе-ренциация [ х—ж ] в слогах и словах. | Игрушки. Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий). | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары» | |
32. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ х—ж ] в слогах и словах. | Домашние птицы. Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова. | Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания | |
33. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [ х—ж ] в слогах и словах. | Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | Запомнить буквы, цифры (3—5), а затем выбрать их среди других (8—10). | |
34. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [х — ж] в предложениях и текстах. | Игрушки. Подбор определений к существительным. | Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности. | |
35. | Звук и буква Ш. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Насекомые. Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. | Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. | |
36. | Звук и буква Щ. Работа над слого-звуковым составом слова | Звери, птицы. Суффиксальный спо-соб образования имен существитель-ных, имен прилагательных, имею-щих различный смысловой оттенок. | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции» | |
37. | Фонематическая дифференциация [ ш—щ ] в слогах и словах. | Посуда. Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования: | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска» | |
38. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ ш—щ ] в слогах и словах. | Детёныши животных. Упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. | Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала» | |
39. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [ ш—щ ] в слогах и словах. | Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. | Упражнения на осознанное восприятие.Упражнение «Осознание словесного материала» | |
40. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [ш —щ ] в предложениях и текстах. | Активизация употребления глаголь-ного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа, в трех наклонениях). | Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Оживление» | |
41. | Звук и буква Ц. Работа над слого-звуковым составом слова | Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного. | Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Двойная стимуляция памяти» | |
42. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ и— ц] в слогах и словах. | Птицы. Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание. | Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение«"Не-логичные " парные ассоциации слов» | |
43. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ и—ц ] в предложениях и текстах. | Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки» | |
44. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [ и—ц ] в предложениях и текстах. | Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий). | Дополнение рисунка. | |
45. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ и— ш] в слогах и словах. | Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Дополни до...» | |
46. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ и—ш ] в предложениях и текстах. | Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. | Развитие мышления. Коррек-ционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся, кто нарисован» | |
47. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных и заглавных букв [ и—ш ] в предложениях и текстах. | Суффиксальный способ образования имен существительных, имен прила-гательных, имеющих различный смысловой оттенок. | Дорисовывание симметричных изображений. | |
48. | Звук и буква Л. Звуко-буквенный анализ слов. Количество букв равно количеству звуков | Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования: | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики» | |
49. | Звук и буква М. Работа над слого-звуковым составом слова | Упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» | |
50. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [л — м] в слогах и словах. | Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания» | |
51. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [л — м] в слогах и словах. | Упражнения в образовании и согла-совании существительных и прилага-тельных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления.Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями» | |
52. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [л — м] в предложениях и текстах. | «Кот Леопольд и Мыши». Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Формирование умения выде-лять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длин-ного ряда однотипных задач» | |
53. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [л — м] в предложениях и текстах. | Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом» | |
54. | Звук Э и буква Е. Звукобуквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков. | «Емеля». Суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. | |
55. | Звук и буква З. Активиза-ция словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи. | «На балу у Золушки». Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования: | Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу | |
56. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [Е — З] в слогах и словах. | «Емеля». Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий). | Формирование умения планировать свои действия | |
57. | Звукобуквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков | Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. | Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий) | |
58. | Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. | Формирование умения дейст-вовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат» | |
59. | Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Е — З] в предложениях и текстах. | «В гостях у сказки». Подбор определений к существительным. | Формирование умения дейст-вовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат» | |
60. | Звук и буква Ч. Работа над слого-звуковым составом слова | Развитие словаря. Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова. | Формирование умения дейст-вовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Поиск клада» | |
61. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных [У — Ч] в слогах и словах. | Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. | Формирование приемов самоконтроля. Игра «Число- контролер» | |
62. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных [У — Ч] в предложениях и текстах. | Обогащение, закрепление и активизация словаря: именами существительными. | Формирование приемов самоконтроля. Игра «Фабрика игрушек» | |
63. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [у — д] в слогах и словах. | Обогащение, закрепление и активизация словаря: глаголами. | Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Сделай так же» | |
64. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [у — д] в предложениях и текстах. | Обогащение, закрепление и активизация словаря: наречиями. Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. | Развитие произвольности. Игра «Пуговица» | |
65. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [з — д] в слогах и словах. | Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова. | Развитие произвольности. Игра «Хитрые картинки» | |
66. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [з — д] в предложениях и текстах. | Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. Обогащение, закрепление и активизация словаря наречиями. | Развитие произвольности. Игра «Весёлые человечки» | |
67. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [л — и] в слогах и словах. | Работа над формированием грамматического строя речи: | Развитие произвольности. Игра «Кто сегодня именинник» | |
68. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [л — и] в предложениях и текстах. | Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание. | Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками. | |
69. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [Л — И] в слогах и словах. | Подбор определений к существительным. | Выполнение тестов Равена. | |
70. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [Л — И] в предложениях и текстах. | Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного. | Конструирование фигур из спичек, палочек | |
71. | Звук и буква Р. Слоговой анализ и синтеза на матери-але слов различной слоговой структуры. | Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий). | Конструирование из кубиков Кооса. | |
72. | Звук и буква Г. | Активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа, в трех наклонениях). | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители» | |
73. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [ Р—Г ] в слогах и словах. | Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. | Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек» | |
74. | Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [Р — Г] в предложениях и текстах. | Упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. | Узнавание предмета по контур-ному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» | |
75. | Звук и буква Н. Работа над слого-звуковым составом слова | Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования: | Назвать предметы по их контурам | |
76. | Звук и буква К. Звуко-буквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков. | Суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок. | Назвать недорисованные предметы | |
77. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных и заглавных букв [ н—к ] в слогах и словах. | Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. | Назвать перечеркнутые изображения | |
78. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных и заглавных букв [н— к] в предложениях и текстах. | Семья. Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. | Выделить предметные изобра-жения, наложенные друг на друга | |
79. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ м—ш ] в слогах и словах. | Птицы. Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий). | Определить, что неправильно нарисовал художник | |
80. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [м— ш] в предложениях и текстах. | Звери. Обогащение, закрепление и активизация словаря наречиями. | Распределить предметы по величине | |
81. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ ь—ы ] в слогах и словах. | Звери, птицы. Подбор определений к существительным. | Распределить изображения предметов по их реальной величине. | |
82. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ь— ы] в предложениях и текстах. | Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. | Подбор картинок к определенному цветовому фону | |
83. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ ь—ъ] в слогах и словах. | Одежда. Упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. | Игра "Геометрическое лото". | |
84. | Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ь— ъ] в предложениях и текстах. | Обувь, одежда. Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. | Подбор одинаковых полосок |