Система дошкольного образования в России




Современная система дошкольного образования России состоит из яслей, детских садов, групп кратковременного пребывания, центров дошкольного образования. Другими словами, согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность детских садов, они могут отличаться в зависимости от типа, вида категории. Основой дифференциального признака является уровень образовательной программы. Сам государственный статус ДОО обозначается при его государственной аккредитации.

Отсюда родители ребенка имеют возможность выбора типа, вида и категории дошкольной образовательной организации с учетом состояния здоровья малыша и образовательного запроса семьи. Несмотря на то, что во всех детских садах осуществляется всестороннее развитие дошкольников, тем не менее, стало уже сложившейся практикой выделять приоритеты, например, художественно-эстетическое, интеллектуальное, физическое.

Начиная с 2000 года, наряду с 12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей, введены и другие временные рамки, например, 10-часовой или 14-часовой режим. Кроме того, в настоящее время параллельно с распространением традиционных форм дошкольного образования ведется апробациях других моделей, а именно: дошкольные группы на базе организация дополнительного образования, дошкольные группы на базе школ, а также систематическое образование детей в условиях семейного воспитания.

Это альтернативные формы дошкольных учреждений. Так что родители самостоятельно могут выбрать любую из понравившихся им и их детям дошкольную образовательную организацию. Все зависит от предлагаемых учреждением услуг, от интересов ребенка и требований родителей. Относительно возраста, с которого возможно начать посещение детского сада. Данный вопрос регламентирован рамками Постановления Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

В п. 3 раздела «Общие положения» указано, что дошкольные образовательные организации, будучи одним из важнейших социальных институтов, должны обеспечить «присмотр уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев» [2]. В этом же разделе уточняется: требования распространяются только на государственные детские сады. Что касается частных дошкольных образовательных организаций, то для них «Типовое положение является примерным» [2].

В Типовом положении есть информация о предельной допустимости норм наполняемости групп: чем младше возраст воспитанников, тем меньше их должно быть в группе. Например, всего 10 человек может быть в группе, в которой осуществляется присмотр и уход за детьми ясельного возраста (от 2-х месяцев до года). Не более 15-ти человек может быть в группах раннего возраста (от года до 3-х); не более 20-ти детей – в остальных группах.

В том случае, поясняется в документе, если воспитатель работает в разновозрастной группе, где, к примеру, есть дети ясельного и раннего возраста, то наполняемость не может быть больше 8 человек; при условии трех возрастов в группах дошкольного возраста допускается не более 10-ти человек. Так как детский сад осуществляет уход, надзор и присмотр за воспитанниками, то в обязательном порядке предусмотрено как минимум трехразовое питание, в промежутках между которыми организуют второй завтрак и полдник.

Образовательные аспекты оговорены и Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» и в Приказе Министерства образования и науки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В частности, в ст. 12 ФЗ «Об образовании» указано, что дошкольные образовательные организации «учат по образовательным программам» [1], разрабатываемым самостоятельно детским садом на основе ФГОС.

В свою очередь, в п. 1.7 ФГОС отмечается, что программа направлена на: 1) «создание условий для развития ребенка» (личностное, социальное, творческое, физическое, интеллектуальное), 2) «создание развивающей образовательной среды», под которой понимается «система условий социализации и индивидуализации детей» [3].

Нормами законодательства не оговаривается какая-то конкретная образовательная программа. В настоящее время их порядка двух десятков, самыми популярными из которых можно назвать: «От рождения до школы» (написана авторским коллективом, в состав которого вошли Е.Н. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др.) [11], «Детство» (написана Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.) [6], «Развитие (создана авторским коллективом, в состав которого вошли Е.В. Андреева, А.И. Булычева, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, О.С. Ушакова и др.) [13], «Истоки» (в разработке приняли участие С.Л. Новосёлова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Э.Г. Пилюгина и др.) [8].

Такие программы получили название комплексных, так как их содержание направлено на всестороннее развитие. Нормами российского законодательства определено, что детский сад также вправе осуществлять образование дошкольников на основе парциальных программ: в переводе с латинского pars обозначает «частичный», в соответствие с этим «парциальный» означает «относящийся к отдельным частям» [10, с. 22].

Объясняя назначение подобных программ, автор учебного пособия по дошкольной педагогике Н.В. Сазонова [14], комментирует: такой вид программ ориентирован на развитие какого-либо одного либо нескольких аспектов. Это могут быть социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое, речевое и проч. Имеется в виду как отдельное направление, так и используемая методика.

Например, программа музыкального воспитания, программа развития элементарных математических представлений, программа трудового воспитания. Как и в комплексной программе, в парциальной содержание образовательной деятельности обусловлено возрастом дошкольников. К примеру, это может быть ранний либо старший дошкольный возраст. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в парциальных программах должен быть отражен личностно-ориентированный подход, а содержание – быть ориентированным на общечеловеческую культуру.


Заключение

Целевым ориентиром настоящей работы было представление характеристики системы дошкольного образования стран Германии и России. Ознакомившись с содержанием учебных пособия, публикаций в реферируемых изданиях, законодательной базой, методическими рекомендациями по применению норм закона, мы пришли к следующим выводам:

По сравнению с российской системой дошкольного образования, немецкая имеет преимущество благодаря отсутствию жесткой привязки к программе. Другое преимущество заключается в том, что дети развиваются согласно собственной природе (аналог данной системы воспитания в России можно наблюдать в детских садах М. Монтессори).

Как нам представляется, очень серьезный недостаток немецкой системы – режим дня и отсутствие питания в детском саду. Не совсем понятна идея, когда воспитатель не несет юридической ответственности за ребенка. Думается, что в таком случае родителям целесообразнее найти человека, который гарантированно обеспечит сохранности жизни ребенка.

Выскажем мнение о том, что к числу недостатков системы дошкольного образования детей Германии необходимо отнести тот регламент, который предписывает пребывание ребенка в детском саду, начиная с 3-летнего возраста. В жизни любой семьи, а тем более, если женщина занимается воспитанием в одиночку, бывают всякие ситуации, вынуждающие ее выйти на работу практически сразу послед родов.

Анализируя систему дошкольного образования в России, мы также заметили определенные недостатки. Во-первых, они касаются максимальной длительности пребывания ребенка в детском саду: если он там находится практически круглосуточно, то семья, по сути, самоустраняется от воспитания. Второй недостаток, как нам кажется, обучение детей в группе детей одного возраста, ибо в реальных жизненных условиях ребенок контактирует с людьми как старше, так и младше себя.

Список литературы

1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2) Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4) Веракса А.Н. Развитие дошкольного образования в Германии // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. № 2. – с. 88-93.

5) Даурова Х.М., Апиш Ф.Н. Система дошкольного и среднего образования в современной Германии: учебное пособие. – Майкоп: АГУ, 2004. – 64 с.

6) Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 280 с.

7) Зебзеева В.А. Современные системы дошкольного образования за рубежом: учебно-методическое пособие. – М.- Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 147 с.

8) Истоки: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.

9) Крапоткина И.Е. Система дошкольного образования в Германии и России: сравнительная характеристика // Современные исследования социальных проблем. – 2015. № 9(53). – с. 564-584.

10) Методические рекомендации по работе с примерной основной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. – М.: ФИРО, 2016. – 153 с.

11) От рождения до школы: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 333 с.

12) Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2001. – 240 с.

13) Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. АИ. Булычевой. – М.: НОУ УЦ им. Л.А. Венгера, 2012. – 262 с.

14) Сазонова Н.В. Лекционные и семинарские занятия по дошкольной педагогике: Учебное пособие. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – 381 с.

15) Шапошникова Т.Д. Начальная школа в Германии // Начальная школа. Плюс до и после. – 2009. № 7. – с. 59-62.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: