РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ




Скм. Ростислав Полчанинов

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ «РУСЬ».

КУРСЫДЛЯ ВОЖАКОВ «ГРАД КИТЕЖ»

ЗВЕНОВАЯ СИСТЕМА

(4-е переработанное издание, Нью-Хайд-Парк,США, 2005 г.)

ЗВЕНО

Звеньями называются те колечки, из которых состоит цепь. Чтобы порвалась цепь, достаточно одного плохого звена. Это, как говорится: где тонко, там ирвется.

В другой пословице сказано: одна паршивая овца все стадо портит.

Насчёт звена и вожака есть разведческая пословица: каков вожак - таково и звено.

 

ХОРОШИЙ ВОЖАК

Чтобы стать хорошим вожаком, надо иметь желание, разведческий дух, немножко таланта, немножко знаний, а главное – опыт. Никто с двумя нашивками не рождается, никто не может сразу стать хорошим, опытным вожаком. Хороший вожак говорит на хорошем русском языке, избегая ненужных иностранных слов.

 

ИДЕАЛЬНОЕ ЗВЕНО

Идеальное звено, это то звено, которое и зимой и летом вместе. Оно состоит из детей, которые живут близко друг от друга, ходят в одну и ту же школу, друзья между собой, любят своего вожака, потому что он для них авторитет. Он лучше всех знает куда пойти, в какие игры играть, и, вообще, что делать. Он мирит поссорившихся. С ним никогда не скучно.

Идеальных звеньев нет, но мы должны знать, каким оно должно быть и брать пример с идеального звена.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ

В ИДЕАЛЬНОМ ЗВЕНЕ

В идеальном звене каждый его член имеет какую-нибудь определенную должность: вожак, помощник вожака, секретарь, казначей, заведующий хозяйством, санитар, библиотекарь, запевала, хранитель традиций, гонец. Всего – 10 должностей для максимального количества ребят в звене. Эти 10 должностей взяты из конспекта 1942 года, составленного Борисом Мартино, а придуманы они были еще раньше. Приводятся они здесь как пример, и совсем не обязательно иметь их всех в каждом звене. Таким образом, каждый член звена имеет свою должность, а это значит, что на нем ответственность за какую-то часть работы в звене. Успех работы всего звена зависит от каждого члена звена.

Такая система имеет огромное воспитательное значение. Это значит, что разведчик или разведчица должны с малых лет привыкать к обязанностям. Это значит, что если они хотят что-то получать от разведчества, то должны этому разведчеству что-то давать.

В разведчестве нет места эгоистам, паразитам, зрителям и гастролёрам. Система ответственности развивает в членах звена также и чувство товарищества. Не сделать что-то, это значит подвести друзей – сестер и братьев по звену.

В этом основа разведческого воспитания. Остальное само собой приложится. В этом основа разведческого духа.

Чтобы члены звена чувствовали, что это их звено, что звено – это МЫ, они должны принимать активное участие в работе звена.

Звено это не банда хулиганов с атаманом во главе и не школьники, которыми командует учитель.

Звено - это дружная компания, которая умеет и работать и развлекаться. Если один из этих элементов отсутствует, то это уже не разведческое звено.

Конечно, трудно ожидать, чтобы в звене в 5-6, а тем более в 10 человек, все бы были активными. Логичнее, что самыми активными будут вожак и его помощник. Достаточную активность можно ожидать от секретаря, летописца, редактора звенового журнала и ли от тех, которым вожак в отдельных случаях поручает проведение занятий на сборе.

В каждом звене кроме более активных ребят обязательно будут, и менее активные, но все ребята при определенных обстоятельствах могут быть тоже полезными.

 

 

Например, звену нужен запевала. Даже если вожак и сам может быть хорошим запевалой, но у него в звене есть разведчик или разведчица ни на что другое не способные, пусть он и поручит заведовать репертуаром песен и запевать. Таким образом, этот (эта или эти) малоактивный член звена почувствует, что он часть звена, участник, а не зритель, и с помощью этой небольшой должности постепенно втянется в общую работу.

Другие, в обычных условиях малоактивные, могут быть незаменимыми при других обстоятельствах. Один - своим остроумием сможет в нужный момент поднять дух звена, а другой, как артист, завоюет славу звену хорошими точками у костра. Одним словом, если такие ребята хоть изредка бывают полезными, не надо их отталкивать, а принимать в свою среду, не возлагая на них больших надежд и не поручая им ответственных работ. Пусть себе будут в звене: лишь бы не мешали.

Вожак не должен все делать сам, наоборот, он должен стараться, чтобы в звене все что-то делали. Но на вожаке лежит вся ответственность за работу со звеном. Эту ответственность он не может ни с кем делить.

 

ЗВЕНОВОЙ ЖУРНАЛ ИЛИ СТЕНГАЗЕТА

Если звено собирается в штаб-квартире отряда или в школе, то стенгазета будет наиболее подходящей формой. Если же звено собирается у кого-то на квартире, то лучше выпускать рукописный журнал. Еще лучше, если есть возможность размножать звеновой журнал на ксероксе.

Воспитательное значение журнала или стенгазеты хорошо известно. В России редкие школы были без журналов или стенгазет. Редактором звенового журнала или стенгазеты должен быть вожак. На нем ответственность за содержание. Но воспитательное значение звенового журнала или стенгазеты зависит от участия в нем членов звена. Чем больше – тем лучше. Нельзя ожидать, что уже с первого номера в нём (или в ней) будут все сотрудничать. Тут нужен пример вожака как редактора, и нужно умение привлечь сотрудников.

Пример журнала патруля (звена) «Чибис» - «Наше Болото» (Белград, Югославия), подтолкнул когда-то Борю Мартино и меня к изданию журнала нашего звена «Волк» – «Волчий Вой» (Сараево, Югославия). С 1932 г. по 1927 г. вышло 29 номеров. Журнал читался на сборах отряда и в лагере у костра. Журнал посылался по почте в другие отряды и служил примером для других подобных же изданий.

 

РАЗВЕДЧЕСКАЯ СТУПЕНЧАТАЯ

СИСТЕМА РУКОВОДСТВА

Разведческая работа без звеновой системы не может вестись.

Весь смысл и всепреимущества разведчества заключаются в ступенчатой системе руководства. Эта ступенчатостьзаключается в том, что разведчиками руководит не какой-то старый дядя, который им годится в отцы, а свой человек, такой же молодой, как и они (что он немного старше их – это не в счет). ТОЛЬКО БОЛЕЕОПЫТНЫЙ и которому можно во всём доверять. С одной стороны вожак свой человек в своём звене, с другой стороны он свой человек и для руководителей. Он вполне доверяет своим, более опытным руководителям, а руководители доверяют вожакам. Если не будет взаимного доверия, то будет конфронтация, которая приведет, в конце концов, к развалу организации. Организация перестанет существовать – она умрёт.

Мы знаем из истории разведчества, что когда нацисты запретили во Франции, во время Второй мировой войныскаутские организации, в том числе и русскую, то старшие руководители решили покориться и ждать конца войны, а вожаки, разведчики и разведчицы (воФранцузском отделе НОРС-Р – Национальной Организации Русских Скаутов-Разведчиков - они назывались скаутами и герл-гайдами) не проявили ни любви ни верности к организации. После конца войны, с большим опозданием, французский отдел НОРС-Р возобновил свою работу, а параллельная организация скаутского типа - НОРР - Национальная Организация Русских Разведчиков - так и не возобновив своей работы во Франции.

Другое дело – Югославский отдел НОРС-Р. Там нашлись молодые руководители и вожаки, которые всегоды войны вели подпольную разведческую работу в Югославии, а затем перенесли её в Германию, Польшу и даже Россию (Псков).

Когда же кончилась война и наша организация вышла из подполья, то у нее оказались готовые кадры молодых и опытных руководителей и вожаков, окончивших во время войны подпольные КДР – Курсы для руклвлдителей и КДВ – Курсы для вожаков.

В хаосе послевоенных месяцев, когда всякая связь была прервана, эти руководители и вожа- ки, не ожидая приказа, согласия или разрешения начальства, сами создавали звенья и отряды. Благодаря этому, ОРЮР, которая до Войны называлась НОРС-Р а в годы войны Организацией Разведчиков, после войны стала самой, большой организацией среди всех русских организаций молодежи за границей.

ОРЮР – это организация молодёжи, а не организация для молодёжи!

Работу должны вести звенья во главе с вожаками, а старшие руководители должны им только помогать. Ни в коем случае не наоборот!

 

СБОР ЗВЕНА В ГОРОДЕ (стандартный план)

Начало (строй, молитва, гимн «Будь готов» – 5 минут

Звеновые дела – 15 минут

Занятия (повторение старого, прохождение нового) – 35 минут

Песни – 20 минут

Игры – 40 минут

Конец (строй, молитва «Боже, дай», девиз)

ВСЕГО: 2 часа

 

Вышеприведенный план – это только грубая схема, дающая общее направление.

Хороший вожак всевремя следит за тем, как ребята реагируют на проведение программы. Если ребята в начале сбора (во время звеновых дел и занятий) начинают «бузить», им надо сказать, чтобы они не баловались, потому что, чембольше они будут шалить – тем меньше будет времени для игр.

Обычно, разведчики и разведчицы могут быть внимательными 35 минут; но не всегда бывают. Причины бывают разные. Вожак должен следить, чтобы ребята не устали и во время перейти к песням.

 

НАЧАЛО

Если сбор устраивается в штаб-квартире или общественном помещении, то первым должен прийти дежурный, который отопрёт дверь, зажжёт свет и будет следить за порядком, пока не придёт вожак или помощник вожака.

Если сбор устраивается на частной квартире, то должность дежурного отпадает. Встречать ребят и следить за порядком - обязанность хозяина.

Должность дежурного - это часть воспитательного процесса в звеновой работе. Есть дежурный или нет дежурного, но вся ответственность на вожаке. Самое страшное, это когда приходят ребята на сбор и видят запертую дверь. Дежурный должен быть на месте не менее чем на 15 минут раньше. За 5-10 минут до начала сбора должен прийти вожак или его помощник. Кто именно - они должны договориться между собой.

Опоздавших ждать не больше 15 минут. Приучить к аккуратности можно только аккуратностью. Начать сбор, прочитать молитву, вожак может втроём с помощником и дежурным. Лучше записать всех остальных опоздавшими, чем приучить всё звено опаздывать.

Кто не может прийти вовремя или вообще не может прийти на сбор, должен заранее предупредить вожака. К моменту начала сбора вожак должен знать, кто будет, а кто не будет - кого ждать, а кого не ждать.

Опоздавший должен извиниться перед вожаком и перед всем звеном. Это не только разведческий долг, - это обыкновенное правило приличия. Когда кого-то приглашают в гости, то в случае опоздания, опоздавший должен извиниться перед хозяевами.

Пока сбор не начался — у ребят "вольный час". Они рады встрече друг с другом, у них есть о чём поговорить и им не надо мешать.

Если все ребята в одной комнате (штаб-квартире, гостиной или в подвале), то, когда придёт время начинать сбор, вожак громко обращается к звену, например, «звено «Ястреб»!» По этой команде всё звено становится "смирно", повернувшись лицом к вожаку. Все разговоры моментально прекращаются. Каждый становится «смирно» на том месте, на котором его застала команда.

Если вожак не уверен, что его голос все услышат, он даёт команду свистком - букву «т»

(«-») по Морзе, что значит «тишина, внимание, смирно».

После того как все стали «смирно», вожак командует: «в одну шеренгу становись!». При этом вожак становится лицом к месту, где должна построиться шеренга. Правофланговый становится лицом к вожаку. Следующие команды – «направо-равняйсь!», «смирно!», «по порядку номеров – расчитайсь!», «смирно!». После этих нескольких команд звено входит в подчинение вожаку. Вожак командует «вольно!», все хором поют молитву «Отче наш», «Достойно есть» или другую, а затем гимн организации. После этого вожак говорит спокойным голосом «сядем за стол».

ЗВЕНОВЫЕ ДЕЛА

Когда все сядут, секретарь должен отметить в звеновой тетради присут-
ствующих (+). Вожак говорит ему, кто его предупредил, что не придет (ставится – «п»). Опоздавших секретарь отмечает буквой «о»
, а тем, кто не предупредил и не пришёл, ставится минус (-).

После проверки присутствующих и отсутствующих, секретарь читает, что было кому поручено, и записывает ответы.

После проверки старых заданий, вожак сообщает о новых делах, а секре-
тарь записывает в звеновую тетрадь всё то, что ему вожак скажет записать.

Для звеновой тетради берётся обыкновенная тетрадь. На первой странице следует указать число первой и последней записа. На второй и третей странице – диаграмма сборов, на которой отмечаются: +, -, п, о. С пятой страницы начинаются описание сборов.

Прежде чем перейти к занятиям, вожак должен спросить, нет ли у кого каких-нибудь вопросов. Вожак дает ответы сразу или на следующем сборе, по-
советовавшись со своим начальником-
, а секретарь читает всё, о чем будет речь на следующем сборе.

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗРЯДАМ

Кончив со звеновыми делами, вожак переходит к теоретической части разрядов. Практика оставляется на лето, на лагерь или походы.

Сначала вожак проверяет, как ребята запомнили то, о чём говорилось на прошлом сборе и выучено ли то, что было задано. В зависимости от того, кто, что и как знает, вожак переходит к новому материалу.

Трудно дать рецепты на все случаижизни, но вот один для примера. Ребята плохо запомнили имена или названия, и вожак говорит: "чтобы легче запомнить названия есть одна замечательная игра – "квартет". Вот явам её сегодня покажу". В эту игру можно играть с 4-6 игроками, но не более 8. Иначе она покажется скучной. (см. приложение).

Если к этому времени ещё не все пришли, но предполагается, что кто-то ещё должен прийти, вожак не начинает объяснять новое, а начинает игру "квартет". Если опоздавших всё еще нет, можно сыграть и во второй раз, но при появлении опоздавшего или опоздавших, втворую игру надо прервать.

Когда прийдёт опоздавший (или опоздавшие), то вожак обязательно проверит, что он (или они) запомнил с прошлого сбора. Все должны знать, что опоздание их не спасёт от ответа, и от занятий.

Во время сбора перед вожаком лежит открытая звеновая тетрадь. На неё вожак кладёт список игр, план сбора и список вопросов с ответами (чтобы самому не ошибиться). Чем меньше вожак смотрит в свои "шпаргалки", тем выше будет его авторитет в глазах ребят. Все же без шпаргалок лучше не рисковать. Не даром в театрах есть должность суфлёра.

Новый материал вожак, его помощник или кому поручит вожак, должен рассказывать, но ни в коем случае не читать. Можно перед собой держать краткий конспект и только изредка в него заглядывать. Рассказ должен иллюстрироваться "показом". Вожак должен заранее побеспокоиться, чтобы было что показать. Он должен сказать на сборе, о чем будетречь в следующий раз, и предложить всем принести на следующий сбор что-нибудь относящееся к теме. Ребята это делают охотно. В этом заключается большое воспитательное значение. Это заставит ребят больше думать о своемзвене, и каждый, у кого найдется что-нибудь интересное, наверное, постарается прийти обязательно на сбор. Ребята охотнее рассматривают вещи, принесенные другими членами звена, чем те, которые приносит им вожак.

Вожак, или тот кто объясняет или рассказывает, должен все время смотреть ребятам в глаза, переводя взгляд от одного к другому. Тогда ребята будут тоже смотреть на рассказчика. Тем, кто не смотрит, можно задать вопрос: «Что ты думаешь насчет этого?» или, если разведчик смотрит не на говорящего, а куда-то в сторону, спросить: «Что ты там увидел?». Школьный элемент, хоть его и не избежать при прохождении теории, должен сводиться к минимуму. Главное, чтобы все участвовали в том, что делается на сборе. Это укрепляет дух звена.

Если вожак поручил рассказыватькому-то другому, то он должен держать перед собой книжку и следить, чтобы не было ошибок и ничего не было забыто. Вожак должен подсказать в нужный момент. В этом нет ничего плохого.

То, что задано к следующему сбору, должно быть при всех записано в тетрадь. Помощник вожака должен сообщить об этом тем, которые отсутствовали, чтобы потом не было разговоров: «я не был на прошлом сборе, и я не знал…» Этого не смеет быть! Разведчество – это вам не школа!

 

ПЕСНИ

У каждого в звене должен быть сборник песен. Звено разучивает песню глядя в сборник, но когда все песню выучили сборникам не должно быть места. Надо петь по памяти, и только вожак или запевала могут смотреть в сборник, чтобы не ошибиться.

Вожак должен объяснить ребятам непонятные слова, содержание песни и т.д. В этом -воспитательное значение песен.

 

ИГРЫ

Ребята приходят на сбор, чтобы встретиться с друзьями и поиграть. Песни и звеновые дела могут быть тоже интересными, но программы разрядов интересуют ребят меньше всего.

Поэтому вожак должен уметь пользоваться играми как рычагом, при помощи которого он может поддерживать дисциплину.

Если ребята не слушаются, не надо их наказывать, а спокойно сказать: " Давайте сделаем, что надо, и больше останется времени для игр". Тут звучитне наказание, – "я вас оставлю без игр", а, наоборот, поощрение – "будет больше игр".

Вожак всегда должен считаться с психологией ребят!

Если ребята предлагают сыграть в какую-нибудь новую игру, дайте им эту возможность.

Нельзя всё время играть в одну и ту же игру. Надо обязательно менять игры. Вожак должен за этим следить.

Заканчиватьигры надо не тогда, когда придет время кончать сбор, и не тогда, когда ребята устанут, а тогда, когда самый разгар веселья. Ни в коем случае не уступайте просьбам продолжать играть!

У ребят от сбора должно остаться хорошее воспоминание. Если получился хороший конец сбора, ребята будут помнить о хорошем сборе и наоборот. Если они устанут или им надоест играть, станет скучно, - им будет потом казаться, что весь сбор был скучным.

 

КОНЕЦ СБОРА

Вожак даёт команду "смирно" и этим заканчивает игры. Он снова строит звено в одну шеренгу и читает разведческую молитву, которую все за ним повторяют: «Боже, дай, чтобы мы завтра были лучше, чем сегодня». После этого обращается с девизом: «Звено, будь готов!», на что звено отвечает: «Всегда готовы! За Россию!» За этим следует команда: «разойтись!», на что звено отвечает "ура!", делает кругом и расходится. «За Россию!» – это наш кличь. Когда мы пишем, то девиз и клич пишутся отдельно.

Сбор кончен.

 

ПЛАН РАБОТЫ

Лагерь – это вершина разведческой работы. В лагере подводятся итоги работы всего года. Разведческий год, как и школьный, считается от лагеря до лагеря - с 1 сентября по 31 августа.

К концу лагеря вожак уже должен знать, кто у него будет в звене в будушем разведческом году. В августе или в первых числахсентября начальник отряда должен собрать вожаков и их помощников, взять календарь и на нём приблизительно отметить сборы дружины, сборы отряда и звеновые сборы.

План работы звена включает в себя участие в общедружинных начинаниях (сборы дружины, День Матери, елка и т.д.) и общеотрядные начинания (если таковые предвидятся).

На всех остальных звеновых сборах звено проходит разряды или специальности по намеченному плану.

Если в отряде два звена и они собираются в штаб-квартире, то им было бы лучше собираться одновременно, но в разных помещениях или углах, если комната достаточно велика. В таком случае начало сбора, звеновые дела и занятия проводили бы вожаки отдельно, но под наблюдением и с помощью начальника отряда, который бы переходил от одного звена к другому, а песни игры проводились бы вместе. Если звенья собираются отдельно, то начальник отряда должен найти время, чтобы периодически посещать эти сборы. Нчальник отряда должен в то же время и доверять вожакам и проверять их работу.

Проверяя – доверяй и доверяя – проверяй!

Организации нужны не фиктивные фигуры, а настоящие молодые вожаки, которые ведут свои звенья и воспитывают своих младших братьев и сестёр. Руководители должны дать молодым вожакам попробовать своисилы и приобрести опыт. Хороший руководитель должен стараться не сам проводить сборы, научить вожаков этой премудрости.

Бывает, что разведчики и разведчицы не признают авторитета фиктивных вожаков фиктивных звеньев и не хотят их слушаться. Такое положение надо считать ненормальным. ОРЮР погибнет, если у нее не будет настоящих звеньевс настоящими вожаками. Надо искать выход, надо пробовать, надо стремиться к поставленной цели.

РАЗВЕДЧЕСКИЙ ДУХ

В основе разведческого духа лежат любовь и дружба.

Из любви и дружбы рождается чувство, что звено – это "мы", и "мы" - это звено.

Разведчики и разведчицы должны гордится своим звеном (вернее его достижениями).

Разведчики и разведчицы должны гордится историей своего звена. У старого звена на счету больше побед и других успехов, чем у молодого, только что основанного. Надо только чувствовать, что «мы» –это не только сегодняшние члены звена, но и те, которые когда-то были в звене, а теперь ходят с зелеными галстук

 

ВНЕШНИЕ ФОРМЫЗВЕНОВОГО ДУХА

Дух нельзя ни нарисовать, ни описать.

Дух можно только почувствовать.

1) Звеновой флажок.

2) Звеновые цвета на погоне.

3) Празднование всем звеном дня основания.

4) Клич звена.

5) Песня звена (надо стараться иметь песню собственного сочинения).

6) Альбом фотографий звена.

7) Звеновые традиции, например, совместное празднование всем звеном

дней ангела и рождения.

Дух звена зарождается не сразу, традиции появляются тоже не сразу. Как создать традиции и дух звена – рецептов готовых нет, но об этом все должны думать.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ

Мы уже говорили о распределении должностей в идеальном звене. В идеальном звене, сколько бы в нем ни было разведчиков или разведчиц, каждый должен иметь какую-то обязанность и нести какую-то ответственность. Тогда, когда были придуманы приведенные в начале лекции 10 должностей, была среди них одна – гонец, в обязанность которого входило оповещать звено о внеочередных сборах. Теперь это делается по телефону, а тогда телефоны в домах были редким явлением.

 

ВОЖАК

Вожак и его помощник обсуждают вместе с начальником отряда план работы на целый год вперед.

Вожак несёт всю ответственность за работу звена зимой в городе и летом в лагере.

Вожак должен готовить себе заместителя, предоставляя ему возможность в своём присутствии, руководить звеном, и делясь с ним своим опытом.

 

ПОМОЩНИК ВОЖАКА

Это не символическая фигура с одной нашивкой и не фиктивная должность. Вожак, чтобы дать практику своему помощнику и поднять его авторитет в глазах ребят, передает ему часть своих дел. В то же время вожак не делит ответственности со своим помощником и отвечает перед начальством за всё, что его помощник сделал или не сделал. Поэтому вожак должен постоянно проверять своего помощника и, конечно, помогать ему и делиться своим опытом (конечно, если у него таковой имеется).

 

СЕКРЕТАРЬ

Если в звене нет секретаря, то эту должность может совмещать вожак или его помощник. Секретарь ведет звеновую тетрадь и даёт начальнику отряда отчеты о работе звена, которые вожак проверяет и подписывает вместе с секретарем. Секретарь пишет в звеновую тетрадь описание сбора сразу, на свежую память. Он пишет, что делалось на сборе, кто как себя вёл, кто и почему отсутствовал и т.д.

Секретарь хранит звеновую тетрадь у себя и приносит ее на сбор. Если он не может прийти на сбор, он должен побеспокоится о передаче ее вожаку через кого-то, но не посылать по почте, чтобы не пропала.

На всякий случай вожак на сборе записывает себе, что было задано и что было кому поручено.

Это надо делать, чтобы предвидеть непредвиденные обстоятельства.

 

ЛЕТОПИСЕЦ

Это историк звена. Кстати, если у звена нет написанной истории, то первая обязанность летописца, если он не был свидетелем основания звена, найти свидетелей и написать историю с их слов и на основании других документов (приказы, заметки в "Вестнике руководителя" или других изданиях и т.д.)

История пишется со дня основания звена. Надо указать, кто был в звене и какие должности занимал, как получилось, что звено было основано, и почему оно получило такое имя.

Только после того, как история будет написана до наших дней, летописец начнёт писать летопись звена.

История звена и летопись звена – не одно и то же.

Если звено только что основано и летописец был сам свидетелем этого события, то никакой истории писать не надо, а сразу же писать летопись.

Первая запись в летописи будет, конечно, об основании звена и обо всем, о чем только что говорилось. Разница будет в том, что история пишется от третьего лица, а летопись от первого. Приказы не надо цитировать, анадо просто приложить. В общем, летопись больше похожа на статью для газеты, чемна урок истории.

В первой записив летописи речь будет об основании звена и о том, как прошёл первый сбор, кто что сказал и т.д. Если звено было основано влагере, то надо подробно описать общую обстановку и первый день жизни звена.

В звеновой тетрадке даются деловые заметки, кто присутствовал, кто отсутствовал, что 6ыло задано, а в летописи о мелочах писать не надо и не надо описывать каждый сбор.

Летописец, как журналист, должен замечать все интересные события и должен писать так, чтобы написанное было интересно не только членам звена, но и посторонним лицам. Материалы летопист можно помещать в звеновом журнале или стенгазете.

Тут нет рецептов, что и как писать. Все зависит от таланта и опыта. Не надо стесняться советываться с руководителями или друзьями.

 

АЛЬБОМ ЗВЕНА

Летописец или кто-то другой составляет альбом звена. Конечно, делает он это не за свой счёт, а на общие деньги, которые онсобирает в звене, или которые собирает казначей.

К фотографиям должны даваться обязательно объяснения, кто на них снят, дата снимка (если не день, то хотя бы месяц) и место.

Можно сделать альбом и летопись как одно целое.

 

КАЗНАЧЕЙ

В звене это не трудная должность. Пока нет надобности, никого на эту должность не надо назначать. Создание фиктивных должностей приносит больше вреда, чем пользы.

Назначать или выбирать казначея надо тогда, когда придет время собирать деньги, ну, скажем, на покупку альбома для фотографий или папки для альбома-летописи.

Казначей ведёт книгу приходов-расходов. На каждый приход должна быть копия расписки и на каждый расход соответствующее подтверждение. В конце года надо сделать всем звеном проверку кассы и всех документов.

 

ХРАНИТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ

Эту должность должен выполнять вожак или тот, кому это будет поручено. Хранитель традиций должен любить фольклор – русские церковные и народные обычаи. Он должен быть энтузиастом этого дела.

Он должен составить календарь, когда, что и как празднуется или отмечается. Копию календаря он должен дать вожаку. Сам же должен на сборах вовремя напоминать, чтобы звено имело время подготовиться к празднику или дню, с которым связывается тот или иной обычай или традиция.

 

ЗАПЕВАЛА

Если есть кандидат, то почему быненазначить его на эту должность?Пусть заведует песнями в звене.

 

ЗВЕНОВЫЕ СОСТЯЗАНИЯ

В лагерях полагается проводить состязания между звеньями. Почему бы не устроить звеновые состязания и в городе?

Известно, что состязания создают и укрепляют дух звена.

Зимние состязания могут охватывать следующие пункты:

1) Посещяемость.

2) Прохождение материалов по разрядам.

. 3) Сдача специальностей всем звеном.

4) Индивидуальная сдача специальностей.

5) Участие в отрядных начинаниях.

6) Участие в дружинных начинаниях.

7) Почин.

 

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗРЯДАМ В ЛАГЕРЕ

Лагерников, приезжающих в лагерь сразу делят по лагерям: в "мужлаг и "женлаг", и если в городе разведчики и разведчицы могли быть в одном звене, товряд ли их оставят вместе в лагере. Конечно, было бы идеально, чтобы звено, которое работало всю зиму в городе, осталось бы в полном составе и в лагере. Такое бывает, но редко.

Следовательно, надо считаться, что в лагере будут созданы свои лагерные звенья. Лагерные звенья создаются по принципу пола, возрастаи сданных экзаменов на разряды. В принципе – оно так, но на практике, по разным причинам, оно не всегда так получается.

Если руководитель решит объединить в одном звене тех, кто готовится к сдаче 3 разряда с теми, кто готовится к сдаче на 2 разряд, или тех, кто готовится ко 2 разряду с теми, которые проходят 1 разряд, то он должен решить, как потом быть с ребятами во время занятий по разрядам.

Вожак, который будет вести звено в лагере, должен получить от начальника лагеря план работы на каждый день, но нельзя держаться за план, как пьяный за стенку. Всегда приходится на ходу что-то менять, переставлять, сокращать или дополнять. В то же время нельзя начинать ни лагерный, ни зимний период работы вообще без плана.

При прохождении разрядов в лагере мы должны следить за тем, чтобы теорию проходить утром – на свежую голову, а практикой заниматься после обеда. Но это не значит, что если мы меем утром 2 часа для занятий по разрядам, то мы будем заниматьсятеорией все два часа подряд. После 45 минут сидения и слушания надо ребятам обязательно дать какую-нибудь подвижную игру, например, «третий – лишний».

Да и эти 45минут теории нельзя превращать в лекцию школьного типа. Вместо того, чтобы все время говорил только один "докладчик", надо стараться, чтобы говорили все (не сразу, конечно, а по очереди). Из лекции надо сделать дискуссию. Ребята меньше устают и более внимательны во времядискуссии чем во время лекции. К сожалению, дискуссии не всегда получаются, но к ним надо стремиться.

Если, например, по плану на очереди беседа о Суворове, то лучше начать её с вопроса к кому-нибудь из лагерников. "Беседой" мы называем то, что в иных условиях назвалось бы уроком или лекцией, но мы в разведчестве эти слова нарочно избегаем. Мы не школа!

С вопросом надо обращаться к кому-нибудь персонально, а не с вопросом сразу ко всем:"кто может рассказать о Суворове?". Так не годится. Надо спросить: "Ты слышал про такого человека – Суворова?", а потом обращаясь по очереди к другим, задавая следующие вопросы, дополняя их своими примечаниями.

О Суворове, вероятно, все что-то знают, но может быть другая, менее известная тема. Предположим, что на эту тему никто ничего не может сказать. В таком случае, чтобы оживитъ, беседу, надо, рассказав о чём-то, спросить ребят их мнение по этому поводу. И опять, спрашивать не всех сразу, а каждому по очереди. Можно нарочно спросить кого-то, кто невнимательно слушает, для того, чтобы привлечьего внимание.

Сила работы звена заключается в том, что в звене только 8-10 человек, и вожаку не так уж трудно следить за вниманием всего звена в течение всей беседы.

Ребята должны чувствовать себя не слушателями, а участниками беседы. Не "нам говорили о Суворове", а "мы говорили о Суворове".

Рассказ надо оживить показом открыток или других вещей, которые надо приготовить дома и привезти в лагерь.

 

ВОСПИТАНИЕ В ЗВЕНЕ

Поручая кому-то что-то сделать, вожак должен проверить, как его поручение выполнено. Наэтом основывается воспитание в звене. Безэтого не стоит говорить о разведческом воспитаниии других красивых вещах.

Если вожак один раз объяснил своему звенуправила поведения, он должен следить, чтобы эти правила всегда соблюдались. Например, если сказано,что в лагеренельзя курить и пить пивои прочее, то это правило должно всегда соблюдаться и на нарушения этого правила вожак не смеет закрыватьглаза. При этом проводится тот же принцип, как и при проверке поручений. Разница в том, что за исполнением поручения вожак должен следить сравнительно короткое время, а за исполнением правил – постоянно.

Личный пример – основа воспитания. Для этого вожак должен много работать над собой. Если вожаку скажут его разведчики или разведчицы "ты это от нас требуешь, а сам этого не делаешь", то это значит, что вожак потерял свой авторитет в глазах своего звена. Он больше никого никуда не сможет вести!

Я видел вожака в лагере, который кричал на свое звено: «Что здесь за свинство! Как смели бросять хлеб на землю! Немедленно убрать!»

В моих глазах этот вожак перестал быть вожаком. Ни две, ни три нашивки тут не помогут. Надо было тихо сказать: "Давайте уберём скорее хлеб с земли, чтобы никто не видел" и первому начать это делать. Про такого вожака можно было бы сказать: «Вожак всегда впереди!»

 

ЭТИКА ВОЖАКА

1. Вожак – это власть, а власть – это ответственность. Вожак может поручить другим что-

то сделать, но ответственность будет на нём.

2. Вожак не гонит ребят на работу, а сам первый берётся за дело и только зовет звено

помочь ему.

3. Давая поручения, вожак проверяет их исполнения.

4. Вожак не придирается.

5. Провинившемуся надо сделать замечание, не пилить без конца, а искать способ

исправить ошибку.

6. Вожак справедлив, одинаков ко всем – у него нет "любимчиков", которым все сходит с рук.

7. Вожак умеет не только выругать, но и похвалить. Разведчики или разведчицы должны

быть уверены, что вожак все видит иумеет оценить их старания.

8. Вожак понимает своих ребят. Он помнит, каким он был в их возрасте.

9. Вожак не атаман шайки бандитов.

10. Вожак не покупает популярность понижением дисциплины или сплетнями.

11. Вожак анализирует свои поступки, не считает всех кругом виноватыми и умеет признаться в

свои х ошибках. От этого его авторитет только повысится.

12. Только тот, кто умеет подчиняться, может требовать дисциплины от других.

13. Вожак советуется с руководителями. Одна голова хорошо, а две – лучше.

14. Вожак может заслужить авторитет только честной работой. Сам по себе авторитет ни к кому

неприходит

15. Потерянный авторитет очень трудно вернуть.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ИГРА «КВАРТЕТ»

Эта игра может быть на любую тему: история разведчества, история, география и культура России. На одном листе помещается 16 карточек – 16 тем. На каждой карточке помещается название темы, знак темы и четыре имени (названия).

Для каждой темы надо иметь 4 карточки. Например:

СМУТНОЕ ВРЕМЯ: Фёдор Иоаннович, Борис Годунов, Убийство царевича, Лжедимитрий.

На каждой карточке перечислены все 4 имени – события, но на каждой карточке одно имя написано красным или синим цветом, а прочие 3 – чёрным. Цветная надпись и есть название карточки, а чёёрные надписи даются для того, чтобы игрок знал, каких карт у него нет для полного «квартета» (четырёх карт).

При 6 игроках, почти каждый получает по 11 карт. Начинает игру вожак, который объясняет звену правила игры. В следующий раз начнёт игру победитель прошлой игры.

Может случиться, что у начинающего игру среди 11 карт окажется полный «квартет». Он его кладёт на стол перед собой. Для другого «квартета» ему недостаёт одной или двух карт. С них он и начинает. Он спрашивает любого игрока нет ли у него недостающей для «квартета» карты. Если у спрошенного она есть, он её должен отдать. Это развивает честность. Впрочем, жулик обязательно попадётся и игроки это должны знать вперёд.

Спро



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: