Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) является ярким образцом воспевания крестьянской жизни: ее тягот, забот, несчастий, но и счастливых моментов. Тематика поэзии Некрасова определяется началом одного из его стихотворений "Я лиру посвятил народу своему...". Тема жизни крестьянства освещается следующим образом в творчестве поэта:
✓ начало народной тематики в стихотворении "В дороге" (1845), которое можно охарактеризовать следующим образом:
• оригинальность композиции, когда стихотворение начинается и заканчивается репликой барина, а в центральной его части присутствует развернутая емкая речь ямщика, везущего барина;
• не традиционный рассказ-песня о дорожном происшествии, а исполненное драматизма и трагичности повествование о тяжелой крестьянской доле;
• указание на виновников нелегкой судьбы крестьянина-рассказчика, которыми являются не сам крестьянин, и даже не помещики, насильственно выдавшие замуж за него крепостную девушку, воспитанную в барском доме, а крепостнический уклад в целом, позволяющий творить такой произвол и не наказывающий, а скорее, провоцирующий деспотизм помещиков по отношению к крестьянам;
• сказовая форма повествования, изобилующего просторечием, народными оборотами и диалектизмами, которые служат выражению и реализации авторского идейно-художественного замысла;
✓ продолжение и развитие темы трудностей крестьянского быта в стихотворении "Несжатая полоса" (1854), которое можно охарактеризовать следующим образом:
• в первую очередь непосредственно отражает горестную судьбу крестьянина-пахаря, не сумевшего убрать одну полосу;
• может носить характер аллегории на Николая I, приведшего к катастрофе Россию в Крымской войне, и об этом свидетельствует фраза "не по силам работу затеял";
• некоторыми исследователями воспринимается как политический памфлет, в котором в образе пахаря показан изнемогающий от тяжести жизни при Николае народ;
• другими исследователями рассматривается как рассказ о личной судьбе самого автора, который в момент написания стихотворения сильно болел;
✓ яркая демонстрация крестьянского быта в поэме "Коробейники" (1861), которую можно охарактеризовать следующим образом:
• создана непосредственно в год крестьянской реформы и обращена к народу и написана для народа;
• используется русский фольклор (каждая глава имеет фольклорный эпиграф), сказок, поговорок, крестьянского лубка, песен;
• отражает интересы крестьянства в период реформы 1861 г. и понимание ими специфики общественных явлений;
• в качестве центральных персонажей выступают коробейники — путешествующие деревенские торговцы, и благодаря им автор вводит в повествование множество эпизодов крестьянского быта в разных районах и местах страны и в результате складывается широкая картина крестьянской жизни, изображение которой и является главной идеей и задачей автора.
2. Поэма "Кому на Руси жить хорошо"
Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1863—1877) представляет собой своеобразный литературный ответ на волнующий автора вопрос "Изменилась ли к лучшему жизнь крестьянства после отмены крепостного права". Поэма создавалась в следующих исторических условиях:
✓ переломное время в развитии России, что связано с недавней отменой крепостного права и крестьянской реформой 1861 г.;
✓ интенсивное развитие промышленности;
✓ экономические преобразования;
✓ развертывание движения народников;
✓ интенсивная духовная жизнь.
Поэма "Кому на Руси жить хорошо'' имеет следующие художественные особенности:
✓ выражает все предыдущее творчество Некрасова, и в первую очередь активно разрабатываемую им проблему крестьянской жизни;
✓ сюжетным замыслом автора является стремление показать путешествие крестьян-правдоискателей и их встречи с представителями различных слоев общества — попом, помещиком, чиновником и т. п.;
✓ раскрывает тему поиска счастья, и с этим связано рассмотрение двух проблем, таких как:
• крестьянская реформа 1861 г.;
• осмысление самого понятия счастья и того, каковы критерии счастья у разных людей и сословий;
✓ имеет широкий социальный контекст, который указывает на неправильность, незавершенность крестьянской реформы, которая повредила и крестьянству и помещикам, к тому же автор указывает на то, что народ обманут в своих ожиданиях;
✓ композиция поэмы имеет следующие особенности:
• отвечает авторскому замыслу показать поиски крестьянами счастья и правды;
• позволяет раскрыть все грани и стороны русской действительности пореформенного времени;
• имеет четыре части — "Первая часть", "Последыш", "Крестьянка", "Пир на весь мир", каждая из которых делится на определенное количество глав, и некоторые из них имеют вставные притчи, прологи, песни и т. п., что делает композиционное строение поэмы сложным и разветвленным;
• все части связаны в единое целое приемами, характерными для гоголевских "Мертвых душ", и среди них можно выделить следующие:
- мотив хождения странников по Руси;
- тема дороги, по которой бродят странники и на которой им встречается множество различных народных характеров с различными биографиями;
• части собираются в единое целое путем соединения книжных и фольклорных приемов, реальности и условности, а также через повествование автора;
• используется принцип контраста и чередования, выраженный в следующем:
- социальное противопоставление угнетателей и угнетенных;
- чередование индивидуальных портретов и массовых сцен;
- периодическая смена старого и нового;
- чередование драматического и комического в поэме.
Художественное своеобразие поэмы "Кому на Руси жить хорошо" заключается в следующем:
✓ в жанровом отношении выступает как лироэпическая поэма, и ее лиризм выражается в следующем:
• постоянное авторское сопереживание героям;
• использование множества песен, которые выражают органичное слияние автора и народа;
✓ может быть отнесена к народной поэме, так как широко отражает особенности и своеобразие народной жизни и быта русских крестьян;
✓ включает в себя комическое, которое выражается в прекрасном юморе и игре слов;
✓ имеет тесную связь с фольклором, которая выражается в следующем:
• представлены различные жанры фольклора, среди которых можно выделить:
- народные сказки ("Правда и кривда");
- народные образы и символы (образ скатерти-самобранки);
- легенды ("О двух великих грешниках");
- песни ("Голодная");
- поверья и приметы ("В рот яблока до Спаса не беру");
- народные плачи ("Как рыбка в море синее...");
- народные поговорки и пословицы ("Высоко бог, далеко царь", "Хвали траву в стогу, а барина в гробу");
• используются отдельные приемы фольклора: повторы, параллелизмы, зачины;
✓ написана прекрасным богатым языком, который имеет следующие особенности:
• меткость выражений, сжатость фраз;
• индивидуализированность речи персонажей;
• простота;
• подлинная народность и разговорчивость;
• широкое использование просторечий ("колобродить", "куражиться", "хапуга", "дело дрянь", "попасть пальцем в небо" и т. д.);
✓ стих поэмы является белым нерифмованным, и песенное начало соединено в нем с разговорным.