Развитие материально-технической базы органов специальной компетенции по управлению природопользованием




 

Подразделения полиции совместно с другими природоохранительными органами участвуют в охране природных ресурсов.

В компетенцию ГИБДД входит надзор за техническим состоянием автотранспортных средств с целью проверки соответствия уровня шума, производимого ими при работе, установленным нормам. ГИБДД также принимает меры по устранению недостатков в автомобилях с технически неисправными двигателями, загрязняющими атмосферный воздух сверх установленного минимума.

При стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных производственных авариях, пожарах и других чрезвычайных событиях сотрудники ДПС содействуют беспрепятственному проезду автомобилей оперативных, аварийно-спасательных служб, осуществляют мероприятия по восстановлению и поддержанию общественного порядка, спасению людей и имущества, оказанию необходимой помощи пострадавшим, охране имущества, оставшегося без присмотра.

Следовательно, для ГИБДД важнейшее значение имеет осуществление контроля за транспортными средствами, связанного с обеспечением как общественного порядка, так и экологической безопасности.

Что касается других подразделений полиции, то они взаимодействуют с органами здравоохранения (Роспотребнадзором) при осуществлении совместно с ними надзора за соблюдением санитарных норм содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха и пляжей.

Патрульно-постовая служба также обязана осуществлять контроль за состоянием улиц, набережных, парков и лесов. Другая форма взаимодействия складывается в процессе оказания полицией содействия в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства соответствующим органам. экологический правовой природный контроль

Поскольку полиция является органом дознания, то в этой связи следует напомнить, кто является по законодательству органами дознания в Российской Федерации (п. 3 ст. 2 Федерального закона «О полиции»).

В соответствии со ст. 40 УПК Российской Федерации к органам дознания относятся:

) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями в соответствии с федеральным законом по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

) главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; командиры военных частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизона.

Дознание органами внутренних дел проводится по делам, предусмотренным ч.3 ст.150 УПК РФ в полном объеме. Осуществляя деятельность по раскрытию преступлений в области охраны окружающей среды, органы дознания и следственные аппараты ОВД постоянно руководствуются тем, чтобы ни один случай преступления не проходил «неракрытым».

Неуклонное проведение в жизнь этого положения - важная задача органов дознания и следственных аппаратов.

В процессе ее решения они борются за скорейшее раскрытие каждого преступления, совершенного в сфере охраны окружающей среды и природопользования, своевременного привлечения к ответственности виновных. Непосредственно дознание ведут следователи, дознаватели, оперативные работники уголовного розыска, ОБЭП, ГИБДД и другие службы, а также наиболее подготовленные участковые инспекторы.

Компетенция остальных органов дознания ограничена определенными категориями дел, непосредственно связанных с характером деятельности этих органов. В изданных нормативных актах МВД РФ не полностью раскрыто содержание деятельности органов внутренних дел в области природопользования и охраны природы. В частности, не указываются, какие именно подразделения органов внутренних дел должны более активно содействовать специальным государственным органам по управлению охраны и рационального использования природных ресурсов.

Вместе с тем, как показывает практика, различие заключается между ними лишь в том, что для органов полиции основная сфера их деятельности носит административно-правовой характер, а для органов предварительного следствия расследование преступлений является основной обязанностью и вытекает, по существу, из работы по расследованию конкретных дел.

На начальников подразделений и их заместителей органов внутренних дел ложатся определенные обязанности по выполнению требований экологического законодательства, к примеру, активизация работы по борьбе с браконьерством, хищениями рыбопродуктов, где основные усилия направлены прежде всего на выявление лиц, занимающихся незаконным рыболовством, в виде промысла и в крупных размерах, а также на пресечение связей перекупщиков с работниками рыбной промышленности и торговли.

Дознание в области нарушения экологического преступления должностные лица начинают по поручению своих начальников. Должностные лица от своего имени принимают решения в ходе расследования и несут персональную ответственность за соблюдение всех требований уголовно-процессуального законодательства и конечный результат дознания.

Таким образом, основные функции органов внутренних дел, определенные законодательством в области природопользования и охраны окружающей среды, сводятся к трем:

) охранительно-контрольной функции;

) содействию природоохранным органам;

) охранительно-договорной.

Следует напомнить о том, что наиболее реализуемой функцией в деятельности органов внутренних дел, в частности полиции, является административная.

Это производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний (п. 5ст. 2 Закона «О полиции»).

Подведя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы:

а) разработать и принять нормативные акты, определяющие объем полномочий служб ОВД, форм взаимодействия с такими органами, как Роспотребнадзор, Росприроднадзор, прокуратура, и другими органами специальной компетенции в области охраны окружающей среды, а также в условиях чрезвычайной экологической ситуации;

б) необходимо разработать Положение об экологической полиции, в которое следует включить: структуру подчиненности экологической полиции в системе МВД России (определить ее место в системе МВД РФ);

в) разработать единое Наставление по этому виду деятельности; определить административно-правовые полномочия участковых инспекторов и патрульно-постовых служб в применении норм экологического законодательства к экологическим правонарушениям.

Кроме того, необходимо повышать квалификацию работников ОВД, осуществляющих деятельность на территории, признанной в качестве чрезвычайной экологической ситуации.

Деятельность работников полиции не должна подменять работу органов специальной компетенции (рыбоохраны, лесной охраны, охраны атмосферного воздуха). Напомним, что согласно п. 25ст. 13 Закона «О полиции» на нее возложены важнейшие задачи по охране общественного порядка, в том числе и по охране окружающей среде. Недостатком нашего законодательства также является то, что органы внутренних дел даже при существенных нарушениях экологического законодательства, к примеру, об охране атмосферного воздуха и других объектов природы, вместо уголовной применяют иные виды ответственности (преимущественно административная и гражданско-правовая) через судебные органы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: