Тунадзе Т.
Грузия
Огонь был первым серьезным достижением в отношении между человеком и природой, по-
ложившим начало очагу – месту, которое объединяло социум и координировало хозяйственную
деятельность первобытного коллектива. Очаг обозначал центр Вселенной. Он был местом еже-
дневной деятельности и молитвы социума, поскольку в сознании первобытного человека рацио-
нальное и иррациональное представляло единое целое. Огонь оказал большое влияние на психику
человека и навсегда прописался в жилище. Огонь способствовал достижению коммуникации и
солидарности между людьми, принуждая их объединиться вокруг себя (Goudsblom, 1992:38). Из
очага развились важнейшие достижения человечества: освещение, отопление, защита, кухонное
дело, металлургия и другие производственно-технологические процессы разного типа.
Цикличность времени и, вообще, периодичность природных явлений в первобытном обще-
стве имели особое значение. Осмысление времени берет начало из природы, но прирученный че-
ловеком огонь внес свой вклад в мировосприятие человека.
В грузинском народном поверье сохранился не один факт доказывающий это. Например:
ритуал заклинания и сохранения огня в очаге; разжигание новогоднего огня; обычай разведения
и угасания огня в народном празднике; ритуал примирения кровных врагов и другие. Семиотиче-
ский анализ этих обрядов дает возможность реконструировать цикличность времени в древнем
обществе, где очажному огню приписывается особенное значение.
Из традиционных в Грузии обычаев, связанных с огнем, интересно правило сохранения огня
в золе. Например, в Аджаре всегда перед сном старшая хозяйка в семье сохраняла пылающие
|
головешки в золе и произносила заклинание (Ногаидели, 1971:125). Ритуал сохранения огня был
широко распространен в разных областях Грузии (Цуладзе, 1971:66; Чартолани, 1961:93,161). По
грузинским народным обычаям, утром нового года в очаге разжигали новый огонь. Этот ритуал
символически обозначал начало нового цикла жизни (новый год) и идею неугасимости очажного
огня в течение всего года. То же самое происходило на следующий год, и так продолжалось вечно.
Данный ритуал отсутствует в сегодняшнем цикле новогодних обычаев, хотя порядок сохранения
огня и текст заклинания все еще живет в памяти долгожителей. По народным поверьям, угасание в
очаге огня было знаком беды, что также связано с весьма древними представлениями.
До изобретения спичек и в дальнейшем, пока они широко не распространились в Грузии,
население сохраняло огонь в очаге. В Грузии главной в этом деле была старшая женщина в семье.
Каждый вечер, перед сном, она сохраняла огонь в очаге, завершая ежедневный ритуальный цикл.
Новый день начинался с разведения огня, но соответствующий этому действу ритуал в этнографи-
ческом быту Аджары мы не обнаружили. Определенной подсказкой в этом плане можно считать
тот факт, что в аджарской семье разведение утреннего огня было обязанностью невестки. В на-
учной литературе отмечается, что обязанностью младшей невестки было: встать рано утром, от-
крыть двери, разжечь огонь и т. д. Молодость невестки как бы подчеркивала «жизнеспособность»
огня, его долгое функционирование, которое, правда, продолжалось один день, но с точки зрения
|
жизненного ежедневного ритма имело особое значение. Невестка олицетворяла молодую энергию,
и огню символически приписывались схожие свойства. Возрастной фактор здесь играл большую
роль. В этом плане интересен факт, что в Аджаре праздник «Шуамтоба» начинался разжиганием
огня ребенком, а после окончания праздника – огонь тушила старая женщина (Челебадзе, 1995:52-
53). В отношении к очагу существовали разные запреты, по которым не все и не всегда, даже
члены семьи, имели право разжигать огонь в очаге. Похожее имело место в Гурии. В частности, в
середине XX века в семье И. Таварткиладзе, жившего в деревне Шемокмеди Озургетского района,
для разведения огня использовали бамбуковые трубочки. С их помощью невестка утром разводила
огонь, после чего старший в семье И. Таварткиладзе никому не разрешал пользоваться им – дуть
в него.
Функции очага занимали значительное место в духовной культуре грузинского народа. В
сознании грузин очаг представлял собой символ функционирования семьи. Разжигание огня сим-
волически рассматривалось как начало дневного или годичного цикла жизни. В соответствии с
этим, сохранение огня осмыслялось как надежда, вера в будущее и наоборот, угасание очажного
огня означало конец функционирования семьи.
Функции очага, как жизнеспособность семьи, диктовали человеку разные ритуалы для со-
хранения быта. Утро – это восход солнца, который в доме встречали огнем – «солнцем семьи».
К вечеру заходу солнца соответствовало ритуальное сохранение огня в очаге. Такое осмысление
огня было использовано и в других народных праздниках и поверьях.