Очажный огонь как символическое осмысление начала и конца




Тунадзе Т.

Грузия

Огонь был первым серьезным достижением в отношении между человеком и природой, по-

ложившим начало очагу – месту, которое объединяло социум и координировало хозяйственную

деятельность первобытного коллектива. Очаг обозначал центр Вселенной. Он был местом еже-

дневной деятельности и молитвы социума, поскольку в сознании первобытного человека рацио-

нальное и иррациональное представляло единое целое. Огонь оказал большое влияние на психику

человека и навсегда прописался в жилище. Огонь способствовал достижению коммуникации и

солидарности между людьми, принуждая их объединиться вокруг себя (Goudsblom, 1992:38). Из

очага развились важнейшие достижения человечества: освещение, отопление, защита, кухонное

дело, металлургия и другие производственно-технологические процессы разного типа.

Цикличность времени и, вообще, периодичность природных явлений в первобытном обще-

стве имели особое значение. Осмысление времени берет начало из природы, но прирученный че-

ловеком огонь внес свой вклад в мировосприятие человека.

В грузинском народном поверье сохранился не один факт доказывающий это. Например:

ритуал заклинания и сохранения огня в очаге; разжигание новогоднего огня; обычай разведения

и угасания огня в народном празднике; ритуал примирения кровных врагов и другие. Семиотиче-

ский анализ этих обрядов дает возможность реконструировать цикличность времени в древнем

обществе, где очажному огню приписывается особенное значение.

Из традиционных в Грузии обычаев, связанных с огнем, интересно правило сохранения огня

в золе. Например, в Аджаре всегда перед сном старшая хозяйка в семье сохраняла пылающие

головешки в золе и произносила заклинание (Ногаидели, 1971:125). Ритуал сохранения огня был

широко распространен в разных областях Грузии (Цуладзе, 1971:66; Чартолани, 1961:93,161). По

грузинским народным обычаям, утром нового года в очаге разжигали новый огонь. Этот ритуал

символически обозначал начало нового цикла жизни (новый год) и идею неугасимости очажного

огня в течение всего года. То же самое происходило на следующий год, и так продолжалось вечно.

Данный ритуал отсутствует в сегодняшнем цикле новогодних обычаев, хотя порядок сохранения

огня и текст заклинания все еще живет в памяти долгожителей. По народным поверьям, угасание в

очаге огня было знаком беды, что также связано с весьма древними представлениями.

До изобретения спичек и в дальнейшем, пока они широко не распространились в Грузии,

население сохраняло огонь в очаге. В Грузии главной в этом деле была старшая женщина в семье.

Каждый вечер, перед сном, она сохраняла огонь в очаге, завершая ежедневный ритуальный цикл.

Новый день начинался с разведения огня, но соответствующий этому действу ритуал в этнографи-

ческом быту Аджары мы не обнаружили. Определенной подсказкой в этом плане можно считать

тот факт, что в аджарской семье разведение утреннего огня было обязанностью невестки. В на-

учной литературе отмечается, что обязанностью младшей невестки было: встать рано утром, от-

крыть двери, разжечь огонь и т. д. Молодость невестки как бы подчеркивала «жизнеспособность»

огня, его долгое функционирование, которое, правда, продолжалось один день, но с точки зрения

жизненного ежедневного ритма имело особое значение. Невестка олицетворяла молодую энергию,

и огню символически приписывались схожие свойства. Возрастной фактор здесь играл большую

роль. В этом плане интересен факт, что в Аджаре праздник «Шуамтоба» начинался разжиганием

огня ребенком, а после окончания праздника – огонь тушила старая женщина (Челебадзе, 1995:52-

53). В отношении к очагу существовали разные запреты, по которым не все и не всегда, даже

члены семьи, имели право разжигать огонь в очаге. Похожее имело место в Гурии. В частности, в

середине XX века в семье И. Таварткиладзе, жившего в деревне Шемокмеди Озургетского района,

для разведения огня использовали бамбуковые трубочки. С их помощью невестка утром разводила

огонь, после чего старший в семье И. Таварткиладзе никому не разрешал пользоваться им – дуть

в него.

Функции очага занимали значительное место в духовной культуре грузинского народа. В

сознании грузин очаг представлял собой символ функционирования семьи. Разжигание огня сим-

волически рассматривалось как начало дневного или годичного цикла жизни. В соответствии с

этим, сохранение огня осмыслялось как надежда, вера в будущее и наоборот, угасание очажного

огня означало конец функционирования семьи.

Функции очага, как жизнеспособность семьи, диктовали человеку разные ритуалы для со-

хранения быта. Утро – это восход солнца, который в доме встречали огнем – «солнцем семьи».

К вечеру заходу солнца соответствовало ритуальное сохранение огня в очаге. Такое осмысление

огня было использовано и в других народных праздниках и поверьях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: