Политические институты гражданского общества.




 

Как мы уже отмечали, в истории европейских стран гражданское общество стихийно оформляется как отрицание государственного и идеологического (мировоззренческого) абсолютизма. Оно ограничивает любую форму государственного самодержавия, будь то автократическая монархия, партийно-идеократическая, националистическая, кланово-племенная тирания или бюрократическая олигархия.

Исторический опыт Как показал английский философ Э. Геллнер, гражданское общество впервые появляется в Англии в XVII веке в результате возникшего баланса между противоборствующими силами - традиционной аристократией и средним классом и, как следствие, выработанного ими компромисса. В духовном плане это был компромисс на основе веротерпимости и отказа от религиозного фанатизма. В политическом плане это было соглашение о «классовом» сосуществовании при условии, что буржуазия отказывалась от абсолютных претензий на политическую власть, а аристократия признавала право нового класса на свободу экономической деятельности. Все вместе признавали право каждого, тем более представителей религиозных меньшинств, на свободу вероисповедания.

По замечанию Р.Г. Апресяна, гражданское общество следует отличать от других исторически известных типов общества, в которых власть государства имеет в качестве своего противовеса автономию общин, кланов, корпораций (античные республики, средневековые монархии или торговые города-государства и даже восточные деспотии, самим своим устройством предполагавшие хозяйственную и локально-административную самостоятельность сельских, ремесленных, торговых общин).

Гражданское общество оформляется как система гражданских прав и свобод, а его развитие может быть представлено как история борьбы за их сохранение, расширение и институциональное закрепление. Поэтому для эффективного функционирования гражданского общества столь важной считается развитость неполитических и в целом неклассовых форм коллективной жизни, которые связаны правовыми, гражданскими, публичными институтами общества.

Действенность гражданского общества обеспечивается системой неполитических институтов, к которым следует отнести общественные (гражданские) объединения, средства массовой информации, местные органы самоуправления, независимые университеты, церковь, профсоюзы, различные формы общественной кооперации и др. Все они выполняют роль противовесов, как государственной власти, так и разного рода социальным образованиям корпоративного, кланового, узко-группового характера. Они должны быть достаточно сильными, чтобы препятствовать любым проявлениям как тирании, так и анархии. При этом внутренне они должны быть достаточно свободными, чтобы их члены (участники) были вправе при желании сами решать вопрос о том, сохранять ли им свое членство (участие).

Гражданское общество возникает и развивается на основе индустриальной революции, параллельно с ней и во многом благодаря ей. Однако природа гражданского общества обусловлена характером не производства, а объединения людей в сообщество, характером их «членства» в обществе. Так же структура гражданского общества складывается не под влиянием производственных процессов, а из взаимодействия суверенных субъектов, в том числе коллективных (разного рода сообществ и объединений - профессиональных, политических, территориальных, конфессиональных, просветительски-образовательных, досуговых и т.д.). Поэтому структура гражданского общества не совпадает с социальной, или стратификационной структурой общества и основными формами социальной деятельности (сельскохозяйственной, промышленной и культурной). Гражданское общество, таким образом, основывается не на видах деятельности, а на балансе различных (индивидуальных и групповых, неформальных и институционализированных) интересов, содержание которых отнюдь не исчерпывается социально-классовыми отношениями.

 

В современной политической науке сложилось множество подходов, так или иначе наполняющих структуру гражданского общества, один из них был предложен В. Смольковым (https://www.rau.su/observer/N20-93/index.htm), выделяющим в качестве структурных элементов следующие:

- добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения);

- совокупность негосударственных (неполитических) экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений;

- производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;

- сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики.

Структура гражданского общества в России НКО — являются, во-первых, зарегистрированные организации: правозащитные и экологические, клубы по интересам, потребительские кооперативы и так далее. Это и благотворительные организации, и близкие к политическим объединения граждан, женские или детские организации, объединения представителей бизнеса, организации защиты прав потребителей. Но, кроме того, существуют юридически не оформленные, однако не менее значимые гражданские сообщества и движения: Профессиональные сообщества (врачей, юристов и так далее). Фактически только наличие профессиональных сообществ может застраховать потребителей товаров от обмана. Между тем, в нашей стране профессиональные сообщества развиты крайне слабо. Если мы захотим найти профессиональное сообщество в высшей школе, то мы с трудом вспомним о Российском союзе ректоров - причем этот союз не имеет никакого отношения к выражению реальных интересов научных кадров. Землячества. Экспертное сообщество. Это сообщество в России пока не вышло из своей узкой роли. Как правило, все эксперты замкнуты на структуру, которая их «кормит». Практически отсутствует консолидация экспертного сообщества, а положительных примеров привести можно крайне мало. Неформальные движения [1].

Иной взгляд на структуру гражданского общества исходит из понимания, согласно которому гражданское общество представляет собой бесконечное множество формальных и неформальных организаций, среди которых можно выделить:
1. Экономические (производственные и торговые ассоциации и сети);
2. Культурные (религиозные, этнические, коммунальные и другие объединения, защищающие коллективные права людей, ценности, веру, убеждения и символы);
3. Информационные и образовательные (занимающиеся производством и распространением информации, публичных знаний и идей);
4. Базирующиеся на общности интересов (стремятся способствовать реализации или защите функциональных или материальных интересов своих членов, например, объединения рабочих, ветеранов, пенсионеров);
5. Организации развития (организации, которые объединяют и направляют индивидуальные ресурсы на изменение инфраструктуры, институций и

 

качества жизни общества);
6. Ориентированные на деятельность в определенных областях и сферах жизни (движение защитников окружающей среды, движение защитников прав женщин, движение по проведению земельной реформы, организации по защите прав потребителей и т.д.);
7. Объединения граждан (объединившихся для того, чтобы непартийными средствами исправить политическую систему, сделать ее более демократичной, например, путем организации мониторинга за соблюдением прав человека, мобилизации и просвещения избирателей, наблюдения за проведением выборов, усиления борьбы с коррупцией и других аналогичных приемов).

Что необходимо для объединения людей? Александр АУЗАН, президент Института национального проекта «Общественный договор»: «Два фактора играют решающую роль для объединения людей. Во-первых, нужно, чтобы был нарушен какой-то очень конкретный интерес. Когда политики говорят, как же так, демократия попирается, нам плюют в лицо, то ключевой вопрос: кому плюют? Люди реагируют только на то, что задевает их непосредственно и очень сильно. А во-вторых, группа людей должна иметь какой-то общий признак. Все люди доброй воли взялись за руки и решили сделать мир лучше? Так не бывает. Нужно прямое воздействие, боль от этого воздействия и осознание «свой-чужой», например как в случае с автомобилистами и гаишниками. При этом под «болью» не обязательно имеется в виду материальный ущерб, что доказывает история с «делом Щербинского». Есть еще и третий фактор, влияющий на уровень самоорганизации граждан, — это то, что социологи и экономисты называют «социальным капиталом», то есть уровень доверия среди людей. Он у нас был довольно высокий в конце 80-х — начале 90-х, когда миллионы людей выходили для протестных акций на улицу. Потом он сгорел в ходе реформ и из-за возникшей сильной имущественной дифференциации. Но я думаю, что мы недавно прошли минимум, самую острую точку дефицита этого капитала, и он потихоньку начинает восстанавливаться. И по мере того как он будет восстанавливаться, люди будут прибегать к коллективным действиям чаще и в более массовом порядке [2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданское общество не является категорией постоянной, но его, вместе с тем, нельзя считать синонимом понятию «общество» и всего того, что не является государством и не относится к формальной политической системе.

По мнению Й. Зигерта, если считать акторами (действующими лицами) гражданского общества всех тех, чье основное место работы — не в государственных учреждениях и не в бизнесе, то их можно разделить по принадлежности на три большие группы:

НПО, функционирующие как посредники между государством и обществом. С их помощью артикулируются общественные интересы и устремления, они предоставляют возможность публичного высказывания группам населения, оттесненным на социальную периферию, и защищают граждан от чиновников, злоупотребляющих властью. Сегодня это, прежде всего, правозащитные, экологические, женские и профсоюзные организации.

Группы, производящие социальный капитал: отряды самообороны, союзы ветеранов, культурные объединения и т. п. Сюда же относятся церкви и другие религиозные объединения, даже те, которые в силу своего, скажем, специфического отношения к государству представляют собой некое исключение из правил.

Негосударственные предприятия в сфере социального обслуживания (территориальные органы самоуправления, кооперативы и т. д.). В западных странах церкви также относятся к этой группе.

Две последние группы играют важную роль в рамках хорошо функционирующего гражданского общества, однако в странах, где демократия еще не укрепилась, именно организации первой группы обеспечивают возможность деятельности двух остальных групп. Иначе говоря, они добиваются от государства соблюдения правил, позволяющих организациям второй и третьей группы выполнять свои задачи (https://magazines.russ.ru/oz/2005/6/).

Структура НКО в России Говоря о структуре НКО в России, председатель комиссии Общественной Палаты Я. Кузьминов обратил особое внимание на то, что сейчас в стране хуже всего представлены правозащитные организации и организации защиты прав потребителей. «Между тем, — подчеркнул он, — самыми зрелыми формами гражданского общества являются как раз те, когда люди объединяются для защиты общественных интересов, а не только ради своих собственных». При оценке масштабов гражданского общества в России исследовательские центры ГУ-ВШЭ («Высшая школа экономики») получили интересные результаты: 10—12 млн. человек являются активистами НКО и неформальных движений, что в 2—2,5 раза больше людей, занимающихся бизнесом. «А это означает, — отметил Я. Кузьминов, — что через структуры гражданского общества формирование нового цивилизационного опыта России может идти не менее интенсивно, чем через бизнес-структуры». Сопоставляя масштабы гражданского общества в России и в других странах, он сказал, что по показателям финансовой поддержки и вовлеченности в НКО мы находимся в той же группе, что и страны Юго-Восточной Европы. Значительно больший объем НКО в Западной Европе — от 5 до 6 % ВВП. «Чемпионом» является Голландия, где более 15 % ВВП проходит через структуры НКО. Так получается из-за того, что НКО в этих странах активно занимаются благотворительностью, а также наравне с государственными организациями участвуют в тендере на образовательные, медицинские, социальные услуги» [3].

 

Гражданское общество в действии Обманутые соинвесторы долевого строительства. В минувшем году провели в разных городах страны несколько публичных акций, включая голодовки, с требованием к властям — от губернаторов до президента — вмешаться в ситуацию с недобросовестными застройщиками или местными чиновниками. Как правило, на каждом недостроенном объекте есть своя инициативная группа, которая объединяется только для массовых акций. Жители московского центра. Создали общественную организацию под названием «Оставьте нас в покое», протестуя против практики московской мэрии по признанию домов в центре столицы ветхими и аварийными и выселению жителей в другие районы. Сибирские нефтяники. В июле 2006 года на одном из самых успешных предприятий отрасли — «Сургутнефтегазе» — был создан независимый профсоюз, который провел 5-тысячный митинг с требованием повышения зарплаты. В сентябре создан Межрегиональный профсоюз работников нефтяной промышленности, объединивший свободные профсоюзы Сургута, Татарстана, Оренбурга и других регионов.

Владимир Борисович Исаков (вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, доктор экономических наук), анализируя деятельность субъектов гражданского общества в сфере экономики, подразделяет социальную ответственность бизнеса на три уровня или на три «корзины». Первая «корзина» - ответственность бизнеса собственно за сам бизнес, т.е. ведение дел. Ведь бизнес можно вести по-разному. Существует чистый бизнес, но бывает и грязный бизнес, когда все кроме прибыли не важно: экология, судьба коллектива, социальное развитие и т.д. Ведь в коллективе есть молодежь, есть люди уходящие на пенсию – бизнесмен отвечает за них? Бизнесмен отвечает за выпускаемую продукцию? Кроме этого существуют и экологические аспекты бизнеса.

Вторая «корзина» - это круг региональных и местных проблем. Бизнес живет внутри определенной территории и решает так или иначе существующие там проблемы: подготовка рабочей силы, предоставление рабочих мест, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, региональная экология. Здесь часто пытаются возложить на бизнес подчас непосильное бремя.

Третий уровень ответственности бизнеса – это общегосударственные проблемы, которые возлагаются на общегосударственные и общероссийские объединения бизнеса. Я бы назвал четыре таких объединения – Торгово-промышленная палата РФ, Российский Союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия» и «Опора».

При всем многообразии позиций относительно структуры гражданского общества, большинство авторов сходятся во мнении, что в переходный период решающую роль в установлении новых социальных правил играют общественные организации.

При этом совершенно неважно, они ли положили начало этим процессам или старое общество (как, например, Советский Союз) само рухнуло под тяжестью накопившихся проблем и противоречий. Важно другое: общественные организации весьма активно способствуют расширению сферы действия «мягких» (этических) правил, действующих в обществе. Они генерируют эти правила, осуществляя посредничество между государством, бизнесом и обществом. Они укрепляют корни правовой культуры, поддерживают юридически-рациональные формы деятельности государственной бюрократии, а заодно — государственную монополию на власть. Иначе говоря, гражданское общество — это функциональная сфера, расположенная между сферами государственного и частного. Оно состоит из множества разнородных и всегда конкурирующих между собой организаций и объединений, преследующих самые разнообразные цели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: