Задания на развитие устойчивости внимания.
Упражнение: "Проследи за направлением".
Решение такого типа заданий предъявляет повышенные требования к устойчивости внимания при восприятии сложных объектов (различных перепутанных линий, дорожек, лабиринтов и т.п.). Отвлекающими здесь являются точки пересечения. Именно в таких местах внимание ребенка может "перескочить" на пересекающуюся или другую линию.
Такого типа задачи могут решаться на двух уровнях:
1) с помощью указки;
2) без указки (глазами).
Второй уровень намного сложнее, часто к нему можно приступать только после тренировки с указкой.
Упражнение 2: "Сравни две картинки".
В задачах этой серии ребенку предлагаются два рисунка: надо определить чего не хватает, либо что новое появилось на втором рисунке.
Этого типа задачи диагностируют внимание и кратковременную память при сравнительном восприятии двух наборов предметов, умение спланировать
свои действия. Если ребенок затрудняется в выполнении такого типа заданий, психолог объясняет, что нужно вначале выбрать на первом эскизе какой-то один объект, а затем проверить, есть ли он на другом.
Упражнение 3: "Дополнение картинок".
Ребенку предлагаются рисунки, на которых пропущена какая-либо часть. Испытуемый внимательно смотрит на картинку и говорит, что именно на ней пропущено.
Упражнение развивает зрительную наблюдательность, способность выделять измененные признаки.
Упражнение 4: "Корректура".
Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста одну из часто встречающихся букв, например "о" или "е". Успешность оценивается по времени выполнения и по количеству допущенных ошибок.
|
Для тренировки переключения и распределения внимания задачу можно изменить; одну букву зачеркивать вертикальной чертой, другую - горизонтальной.
Задание можно усложнять.
Упражнение 5: "Наблюдательность".
Детям предлагается по памяти подробно описать то, что они видели много раз: школьный двор, путь из дома в школу и т.п. Кто-то описывает вслух, а остальные дополняют. Тренируется внимание и зрительная память.
Задания на увеличение объема внимания.
Упражнение 1: (на цифровом материале)
Перед предъявлением таблицы сообщается инструкция: «Сейчас я буду показывать последовательно, друг за другом 4 таблицы с числами. (Числа разбросаны в таблице в беспорядке) Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы: 1, 2, 3, 4 и т.д. Ты должен показывать из указкой (карандашом) и называть вслух».
Упражнение 2: Игра «Пуговица»
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
|
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.
Упражнение 1:
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
Упражнение 2:
а) Ребенок рисует круги на листе бумаги и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания – 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 мин. Нужно одновременно рисовать двумя руками: левой – кружки, правой – треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. (Треугольники с «округленными» вершинами не считаются, так же как и круги с «углами».)
Упражнение 3:
Возможны три варианта работы:
а) с таблицей №1;
б) с таблицей №2;
в) с обеими таблицами (сначала с таблицей №1, а после перерыва в 10 мин. С таблицей №2).
Инструкция: «Перед вами таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице 16 чисел, значит, 9 пропущено. У вас имеется листок, на котором напечатан ряд чисел от 1 до 25. Вы должны отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если вы не найдете в таблице какое-то число, вычеркните его в листке с числами. Исправления не допускаются».
|
Аналогичная работа проводится с таблицей 3», только количество чисел немного увеличено: используется 25 чисел, а диапазон от 1 до 30.
В результате занятий при получении хороших результатов диапазон применения чисел может быть существенно расширен: до 40 и даже до 70, количество же можно оставить неизменным – 25 чисел, т.е. таблица из 25 ячеек.
Таблица №1 Таблица №2
Упражнение №4:
НАЙДИ СЛОВА:
Ародцисолнцеьлдхцимновддитдеревожтвшкнытлетвеслотущзыьдмноуиямячикойзешвореинвьледустоврконвертьмбклтетрадьикмвдятабомитьуоедиванмтареджгэъыикчткгаотчтениеинутчищпуияпылесостеьлакапельвисркпыэплечовитдцрмлтрамвайтопьпоавареньелдвлтдфлцгкповармтюдлвшжыдлдоскабчьжзщлдплатьеяюдбьмждовлдбвтдфлобутербротюяыщэфжлдкоридорбьчятжзфыщоюлёдчьбвльсоняюбждлполевблолджуолтдлдлолырщшботинкиыблродылтовдфллдрлочемоданюбтужлтдтучебникдылвдлытлдтвыдовтмьоыилилоикапляуьбюктжлокотылуожлтлдттраваюцбутжлодлытдлцветокыюбутдлтоднебоцбьутдцлрустолбцьуотдлцутилстулюыбьмхщыводлытдшторабыьвтдлцрлоилоиленььфиылфрлоыфрлмплампабцьутрдцрлотяблоняцбьутищдлрлыовиголовабфьтыдлртолитногабяыьитолдтдфтмальчикбфьцтдлтвдфыльтлиоризмеяьцтуилоцуилоилетозщывофыиьтфивтьошибкаыбьутдурлоиученикбьытщдтролиядьуткидцрвниманиебфьтидорслезабьцутдлываоиыллебедьбцьутидлосолнцеыоузшоытрукабьчтдолитлиоверхушкабыьитолрлилкабинетбьывтдлыртикорытобьцуозшолитлолоиунитазбцьутдлтщёткадлтьыитолпабьыиулоцилоидевушкаэждшомп