Структура и механизм рекрутирования политической элиты.




При анализе структуры элиты политологи исходят из того, что персональный состав элиты со временем может меняться, однако её строение остается практически неизменным. Для понимания структуры элиты современного общества явно недостаточно использовать только категории «правящей элиты» и «неправящей элиты» (В.Парето). Будучи ценностно нейтральной, «элита» становится понятием, вычленяющим функциональную группу, которая является высшей стратой правящего класса, это группа, обладающая максимумом власти, формирующая и изменяющая политическую систему, распоряжающаяся государственной машиной.

Отметим, что об элите говорят в единственном и во множественном числе – элиты. Второй подход называется плюралистическим. С этих позиций в демократическом обществе происходит постоянная конкурентная борьба между элитами правящей и неправящей (контрэлитой), исход которой определяется выборами (некоторые ученые полагают, что «неправящей элиты» не бывает, так как, если элита не правит – это не элита). Элитами называют также отдельные части правящей элиты, выделенные по иерархическому или отраслевому признакам, например, региональная, военная, политическая, экономическая, культурно-информационная и т.д. Строго говоря, правильнее называть их субэлитами, поскольку они являются различными частями единой правящей элиты.

В структуре элиты как полноценной социальной группы российский элитолог О.Крыштановская выделяет подгруппы как по формальным, так и по неформальным критериям. Формальные элитные группы могут быть отраслевыми (политическая, экономическая, военная и пр.), функциональными (идеологи, силовики, администраторы, налоговики, законодатели и пр.), иерархическими (субэлитные слои), рекрутационными (назначенцы, избранники). Группы, выделенные по разным основаниям, могут пересекаться, накладываясь одна на другую, например, военный может быть членом правящей элиты, министром, силовиком, назначенцем. В функции собственно политической элиты входит непосредственное управление политическим процессом.

Элиту можно разделить на группы: а) соответственно ветвям власти (законодательная, исполнительная, судебная); б) её местоположению (федеральная, региональная, местная).

В формальной структуре элиты выделяют вето-группы и топ-элиту. Вето-группа – это функциональная группа элиты, которая постоянно контактирует с акторами внешнего для неё мира, обращающимися к ней за разрешениями, то есть это те члены элиты, которые уполномочены принимать решения. Отмечено, что чиновники, входящие в вето-группы, в наибольшей степени подвержены коррупции. Топ-элита – это достаточно узкая сплоченная группа официалов, стоящих на самом верху властной пирамиды. По мнению М.Дюверже, анализирующего элитную верхушку партийных структур, эта часть правящей элиты отличается олигархичностью и замкнутостью, особым менталитетом, атмосферой повышенной тревожности и мнительности. Являясь высшим руководством страны, топ-группа обычно насчитывает 20-30 человек. Так, круг высших партийных лиц в советской элите – Политбюро ЦК КПСС – включал около 20 человек, а численность Совета Безопасности РФ в 2002 г. составляла 24 человека.

Неформальную структуру элиты образуют кланы, клики, стратегические группы и группы давления, внутренние партии. Вся система неформальных политических связей образует клиентелу как форму патронажа при рекрутации и мобильности элитных кадров. Кланы, которые складываются вокруг влиятельного лидера, отличаются неиерархической структурой, отсутствием фиксированных должностей, непостоянным членством, наличием общих интересов и некоторых моральных принципов, связывающих группу. Обычно, кланы складываются по принципу «слоёного пирога»: верхний слой – публичный политик, символ клана, второй слой – группа его политической поддержки, третий – группа экономической поддержки, представленная финансово-промышленным капиталом, далее – обслуживающие интересы клана СМИ и спецслужбы, как части государственных структур. Такие кланы получили распространение в российской политической практике последних лет. Наиболее могущественным элитным кланом, сложившемся в начале 1990-х годов, ученые называют клан А.Чубайса, членом которого в свое время был экс-президент В.Путин. Неформальной структурой российской политической системы в период правления Б.Ельцина, была «семья» - сплоченная коалиция, состоящая из родственников, банкиров, охранников и доверенных чиновников, что в немалой степени способствовало кризису легитимности власти.

Под стратегической элитой О.Крыштановская понимает «одну из неформальных субэлитных групп, которая берет на себя функции стратегического планирования и проектирования» (Крыштановская О. Анатомия российской элиты - М.: Захаров, 2005. – С.85). Эта группа является мозговым центром, источником новых идей и сценариев развития. Таких групп внутри элиты может быть несколько, и каждая специализируется на определенном круге вопросов. При В.Путине стратегический центр переместился из экономической сферы в сферу безопасности, его составили министры-силовики и бывшие офицеры, находящиеся в ближайшем окружении президента.

На основе объема властных полномочий можно выделить следующие типы политической элиты: высшая, средняя и административная. Высшая включает в себя руководителей, которые занимают стратегические позиции в системе принятия важнейших решений. К этому типу относятся президент и первые лица его администрации, руководители правительства, члены высших судебных органов, лидеры наиболее влиятельных партий, спикер парламента, главы крупнейших парламентских фракций. К средней элите относятся те, кто занимает посты в выборных органах власти (депутаты), представители региональных элит (губернаторы, мэры), лидеры политических партий и движений. В состав административной элиты входят члены правительства, а также высший слой государственных служащих. Некоторые политологи не включают этот слой в состав правящей элиты, ссылаясь на то, что бюрократия должна оставаться политически нейтральной и ни при каких условиях не быть ангажированной теми или иными властными группировками. Однако реалии современного сложноорганизованного общества выявляют объективные тенденции усиления политического веса и функций госбюрократии, обычно превосходящей среднюю, а нередко и высшую, элиты в информированности, организованности и потому оказывающей всё возрастающее влияние на процесс принятия и реализации политических решений.

Для полноты характеристики политической элиты необходимо рассмотретьпроблем у её мобильности, рекрутирования (отбора), которой ученые и политики уделяют огромное внимание. В отличие от профессиональных элитарных сообществ, круг политической элиты пополняется за счет лиц различных образовательного, профессионального и имущественного статусов, а в периоды кризисов – и за счет выходцев из маргинальных слоев общества.

Процесс социальной мобильности элиты имеет три основные фазы: инкорпорацию (вхождение в элиту), ротацию (перемещение кадров внутри политической системы) и экскорпорацию (выход из элиты). Хорошо изученной является первая фаза, однако, обычно в работах посвященных элитам, используется термин «рекрутация» - им обозначается процесс отбора в элиту. Процесс рекрутации элиты в современных обществах происходит различными способами, но главными из них являются выборы и назначения. С помощью выборов происходит делегирование управленческих полномочий индивидам или группам, а через назначения пополняются бюрократические иерархии.

Важнейшими элементами механизма рекрутации политической элиты являются принципы выдвижения в её состав новых претендентов и каналы (пути) продвижения в элиту. В различных странах и в разные эпохи такими принципами были: кровное родство, наследование, владение собственностью, профессиональная компетентность, партийная принадлежность, личная преданность, протекционизм, старшинство и т.д. В современном обществе существуют две основные системы (способа) рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются редко, вторая преобладает в демократических странах.

Для системы гильдий характерна закрытость механизма формирования элиты, что проявляется в следующем: а) узкий круг претендентов, при этом кадры подбираются небольшим составом вышестоящих руководителей; б) существует множество формальных требований, выдвигаемых к претендентам; в) восхождение во властной иерархии совершается постепенно и медленно; г) проникновение в элиту людей случайных, не прошедших управленческую школу государства, исключается. Классическим примером такой системы, формирующей закрытую элиту, была советская система, где власть концентрировалась в Политбюро ЦК КПСС. Достоинством системы гильдий является преемственность и предсказуемость событий, минусом – склонность к излишнему консерватизму, бюрократизации, развитию застойных явлений в политической элите и обществе.

Антрепренерская система отбора в элиту во многом противоположна системе гильдий. Её отличают: а) открытость процесса отбора, предполагающая широкие возможности для представителей из разных внеэлитных слоев претендовать на руководящие посты; б) широкий круг селектората (все избиратели); в) небольшое число институциональных фильтров при высоких требованиях к личным качествам претендентов, особенно - профессиональным; г) высокая состязательность отбора. При явном демократизме эта система таит в себе большую вероятность политического риска и слабую прогнозируемость.

К числу основных институциональных каналов рекрутации элиты исследователи относят: государственный аппарат, органы местного самоуправления, силовые структуры, политические партии, систему образования, религиозные организации. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития страны, особенностями политического режима и т.д. Так, в парламентских республиках в формировании высших эшелонов власти велика роль политических партий; во Франции, Великобритании, США образование занимает доминирующее положение среди каналов продвижения в правящую элиту. В развивающихся странах важными каналами элитообразования являются бюрократический аппарат и силовые структуры. В России госслужба традиционно была и остается бесспорным «лидером» среди других каналов. После 2000 г. в РФ началось восстановление «вертикали власти», то есть бюрократической иерархической структуры. Все федеральные ведомства наполняются людьми в погонах, число которых достигает 25 % состава нынешней элиты. На госслужбе находится уже 1 500 000 человек, из которых только 1000 чел. может быть отнесена к элите (О.Крыштановская. Анатомия российской элиты. – М.: Захаров, 2005. – С. 375).

Как правило, работы по изучению социальной мобильности ограничиваются анализом вверх идущей мобильности, движение же вниз по социальной лестнице, не становится предметом исследования. Это касается и элиты. Выход из её рядов (экскорпорация) – это всегда снижение статуса, что может происходить как резко, так и более мягко. Выделяют два основных типа экскорпорации элиты: 1) частичная, означающая утрату лишь части политического капитала (переход в «государственный» или частный бизнес, фонды и общественные организации, на почетные должности советников и консультантов при органах власти); 2) полная, которая сопровождается вытеснением с элитных позиций, утратой официальной должности, лишением ресурсов власти (уход на пенсию, «громкая» отставка, возврат в профессию, даже репрессии). Обычно, попавшие в экс-элиту, заблаговременно создают себе специализированные ниши («синекуры»), то есть занимают хорошо оплачиваемые должности, не требующие особого труда. Для удержания элитного статуса после отставки некоторые члены элиты могут получать депутатский мандат или кресло губернатора.

Социальное предназначение политической элиты отражается прежде всего в тех функциях, которые она выполняет. Наиболее существенными являются:

1) стратегическая, заключающаяся в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Выполнение этой функции требует от элиты высокого уровня компетентности и профессионализма;

2 ) организаторская функция предусматривает осуществление на практике выработанного стратегического курса, проведение политических решений в жизнь. Эта функция осуществляется через систему различных политических мероприятий: законодательных, мобилизующих, регулирующих, кооординирующих, контролирующих и др.;

3) коммуникативная функция предусматривает формирование и презентацию в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев общества, а также их реализацию в практической деятельности. Эта функция предполагает продуцирование элитой разнообразных политических идеалов и ценностей, а также их защиту;

4) интегративная функция политической элиты состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, в профилактике и мирном разрешении социальных конфликтов. Главная задача – создание устойчивого равновесия политических сил.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: