СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Цель лекции: добиться понимания сущности политической культуры и политической социализации как процесса, способствующего ее воспроизведению. В лекции раскрываются ключевые теоретические положения, касающиеся представлений о данных феноменах в современной политической науке: их структурных компонентах, вариативности, значении, а также отдельные теоретико-прикладные аспекты, касающиеся в частности, путей формирования гражданской политической культуры.
1. Политическая культура: сущность, структура и функции.
2. Типы политических культур.
3. Политическая социализация и ее типы.
4. Этапы и механизмы политической социализации.
1. Политическая культура представляет собой важнейший компонент политической жизни. Она определяет функционирование политических институтов, а также политическое поведение граждан. На сегодняшний день это наиболее перспективное направление исследований в политической науке. Тем не менее, объектом научного анализа политическая культура стала относительно поздно. Термин «политическая культура» был введен в XVIII веке немецким просветителем И. Гердером. Активная разработка теории политической культуры началась только во второй половине XX века.
Политическая культура - это совокупность ценностей, норм, установок и образцов поведения, характерных для конкретной политической системы. Политическая культура определяет образцы взаимодействия граждан и власти.
Политическая культура - это весьма сложное образование, обладающее определенной структурой, которая складывается под влиянием различных связей с социальными и политическими процессами. Одни компоненты отражают формирование политического поведения субъектов, другие - этапы становления политической культуры в отдельной политической системе или группе государств, третьи - те ценности, которыми руководствуются в своей деятельности элиты, группы электората, этносы, жители отдельных регионов или городов.
|
В современной политической науке существуют разные подходы к определению базовых компонентов данного социально-политического феномена. При наиболее общем подходе можно выделить два основных элемента - политическое сознание и политическое поведение. Политическое сознание - это субъективное, ненаблюдаемое политико-психологическое образование, включающее в себя, с свою очередь, политический менталитет, общественное мнение, политические ориентации, оценочные суждения, политическую идентификацию, рациональные (осознанные) и нерациональные (неосознанные) элементы, политические настроения, политические установки (то есть готовность действовать в определенной ситуации определенным образом). Политическое поведение - совокупность объективных, наблюдаемых политических действий людей (физических или вербальных). Элементами политического поведения людей являются политический протест, участие в митингах в поддержку какого-либо субъекта политики, участие в деятельности политических партий. Но основной составляющей политического поведения является поведение электоральное, то есть поведение на выборах. Именно выборы в большинстве современных государств признаются в качестве основного канала влияния на политический процесс. По этой причине ученые во всех странах мира уделяют большое внимание объяснению причин тех или иных форм электорального поведения. На основании данных эмпирических исследований удалось выяснить, что на электоральное поведение оказывают влияние, прежде всего, политическая культура, политический режим, конкретная социально-политическая ситуация на момент выборов, партийная и избирательная система. Не менее важно влияние социально-демографических факторов (пола, возраста, образования, уровня доходов, рода занятий, должности, типа поселения). Установлено, что более активны мужчины, люди старших возрастов, образованные, обеспеченные, работающие, представители квалифицированных профессий, руководители, жители крупных городов.
|
В рамках более детализированного подхода принято выделять в качестве основных элементов политической культуры такие как ценности, нормы, установки, образцы поведения, политические традиции. Политические ценности - это представления людей об идеалах, к которым следует стремиться. Нормы - это предписания относительно того, как позволено себя вести в конкретном государстве. Политическиеустановки - это представления людей о том, как следует действовать в конкретных ситуациях. Образцы поведения - это типичные способы действия, характерные для граждан конкретного государства. Традиции политической жизни - это устоявшиеся, самосохраняющиеся и продолжительно существующие во времени стандарты политического поведения.
К определению структуры политической культуры можно выделить также альтернативный подход. Данный подход основан на представлениях о том, что далеко не все граждане, осуществляя политические действия, руководствуются одними и теми же принципами, представлениями, оценками, эмоциями. Ввиду этого образуются отдельные культурны сегменты, которые также называют политическими субкультурами. Доминирующая политическая культура - это культура, ценностям и нормам которой следуют большинство граждан в конкретном государстве. Политические субкультуры - это образования внутри доминирующей культуры, которые формируются обычно на основании социально-демографических признаков (возраста, типа поселения, поселенческого статуса, региона). Чаще всего на эмпирическом уровне исследуются политическая субкультура молодежи, субкультара города и села, политическая субкультура мегаполисов, отдельных регионов, конкретных социальных групп, например, эмигрантов, вынужденных переселенцев и пр. Политические субкультуры помогают, с одной стороны, адаптироваться к ценностям и нормам доминирующей политической культуры, а с другой - сохранить собственные традиции, убеждения, способы влияния на ход политических событий.
|
Как мы видим, каждый структурный компонент политической культуры выполняет определенное предназначение. Поэтому функции политической культуры в целом весьма разнообразны. В частности, функция идентификации состоит в предоставлении гражданам чувства групповой принадлежности. Функция ориентации характеризует стремление человека осмысливать политические события и явления. Функция предписания состоит в предоставлении образцов поведения. Функция социализации заключается в приобщении граждан к нормам, ценностям и образцам политического поведения. Функция интеграции заключается в сплочении людей и их единстве в отношении политической системы и ее ценностей. Функция коммуникации состоит в обеспечении взаимодействия различных субъектов политической жизни.
2. Сочетание разнообразных структурных компонентов, а также реализация множества функций политической культуры порождает различные ее типы. Наиболее известная типология политических культур была составлена американскими учеными Г. Алмондом и С. Вербой. Она описана в работе «Гражданская культура» (1963). Алмонд и Верба описали три идеальных типа политической культуры: патриархальная, подданническая и культура участия. Патриархальная (ее также называют парохиальная) политическая культура предполагает ориентацию на местные ценности и проявляется в виде местного патриотизма, семейственности, коррупции. Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Индивид подчиняется власти и ожидает от нее различных благ. Культура участия (партисипаторная культура) отличается политической активностью граждан, их высокой осведомленностью о политических событиях, их убежденностью в собственных способностях повлиять на процесс принятия политических решений.
Одновременно Алмонд и Верба отмечали, что такие идеальные типы встречаются крайне редко, они сосуществуют и дополняют друг друга. Эти ученые подчеркивали, что национальные политические культуры сочетают в себе различные типы, то есть являются смешанными. Но в качестве наиболее оптимального для стран со стабильной демократии является гражданская политическая культура, которая представляет собой смешанный тип и наиболее характерна для Великобритании и США. Алмонд и Верба признавали, что гражданская политическая культура не является однородной и состоит из субкультур «участников», «подданных» и «парохиалов» в соотношении 60 %: 30 %: 10 % соответственно.
В качестве важнейших путей формирования гражданской политической культуры Алмонд и Верба отмечают формирование первичных социальных связей, то есть связей между соседями, товарищами, друзьями; формирование у граждан убежденности, что их политическое участие имеет значение и в то же время сохранение их политической активности в определенных рамках; сохранение интереса к политике, но готовность играть роль подданного. Иными словами, основное условие гражданской политической культуры - это потенциальная активность рядового гражданина, то есть ситуация, когда он не выступает как постоянный участник политического процесса, редко активен в политических группах, но при этом обладает резервом потенциальной влиятельности; считает, что при необходимости сможет мобилизовать свое социальное окружение в политических целях; склонен поддерживать на постоянном и высоком уровне политические связи, входить в какую-либо организацию и участвовать в неформальных политических дискуссиях.
Описанная типология политической культуры является «классической». На практике, например, в социально-политических исследованиях, применять ее оказалось достаточно сложно, за что концепция Алмонда и Вербы подверглась критике. В результате Алмонд предложил другую типологию и выделил два полярных типа политической культуры на основании такого критерия, как наличие или отсутствие консенсуса - поляризованный и консенсусный типы. В поляризованной культуре пробладают крайние право- и леворадикальные ориентации, а к центру относится только четверть населения. В таких культурах нет согласия по поводу приоритетных ценностей развития. Консенсусная политическая культура базируется на согласии большинства. Более половины граждан придерживаются центристских, умеренных ориентаций.
Позднее сформировались и другие типологии политических культур. Так, в зависимости от целостности данного явления выделяют такие его типы, как фрагментарная и целостная. Фрагментарная политическая культура характеризуется большим количеством слабо объединенных вокруг общих ценностей субкультур. Чаще всего данный тип встречается в переходных и нестабильных обществах. Интегрированная политическая культура отличается высокой степенью согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в урегулировании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия.
В зависимости от соответствия цивилизационному типу выделяют политическую культуру запада и политическую культуру востока. Первая ориентирована на либерально-демократические ценности и нормы, отличается широким диапазоном политического выбора и политических ориентаций. Статус гражданина в такой культуре достаточно высок. Политическая жизнь регулируется детальной правовой регламентацией. В политической культуре востока доминируют историко-религиозные традиции. Политический выбор, как правило, ограничен. Административная власть существенно более значима по сравнению с представительной и судебной. Многие социальные группы изолированы от мира политики.
В зависимости от значимости государства с точки зрения воспроизводства образцов политического мышления и поведения различают официальную, поддерживаемую институтами государства и реальную политическую культуру, воплощающую ценности и соответствующие им формы практического поведения большинства или значительной части населения.
В зависимости от универсальных стилей политического поведения граждан выделяют рыночную политическую культуру, где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается как акт свободного обмена деятельностью граждан, а также этатистскую политическую культуру, которая характеризуется главенствующей ролью государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия граждан.
Перечисленные разновидности политических культур изменчивы, но в то же самое время достаточно устойчивы, то есть сохраняют способность к самовоспроизводству. Данный факт придает политическим системам стабильность. Именно поэтому подавляющее большинство государств мира затрачивают огромные усилия и средства для того, чтобы обеспечить оптимизировать весьма специфический с точки зрения содержания процесс - процесс политической социализации граждан.
3. Термин «политическая социализация» в современной политической социологии является вполне устоявшимся: его определения предлагаются практически во всех справочных пособиях. Однако категория «социализация» (от латинского socialis - общество) все же является относительно молодой. Понятие «социализация» было впервые введено в научный оборот американским социологом Ф. Гиддингсом в конце XIX века. Ученый считал, что личность не может жить в себе самой, чтобы погибнуть вместе с индивидуальной жизнью. Поэтому из века в век общество, создававшее человека, преобразуется человеком. Он понимал под социализацией «процесс развития социальной природы человека». Термин «политическая социализация» ввел в науку в конце 50-х годов Г. Хайман в одноименной работе (1959). Примерно в то же время эта категория получила статус официального теоретического понятия и была внесена в реестр Американской социологической ассоциации.
Категория «политическая социализация » стала употребляться в отечественной науке одновременно с институционализацией политологии. В одном из монографических исследований последних лет Е.Б. Шестопал определяет ее как «процесс включения человека в политическую систему »[46].
Большинство отечественных социологов политики сходится в том, что сущность политической социализации состоит в приобщении к основным элементам культуры: нормам, ценностям и образцам поведения. Данная категория отражает то влияние, которое оказывают на социальный субъект политическая система и политическая культура общества. Это процесс культурной трансмиссии, который осуществляется посредством социальных, социально-политических и социально-психологических механизмов. Социализация имеет целью становление гражданственности, формирование индивида или социальной общности как субъекта политики.
В качестве основных составляющих политической социализации чаще всего называют две стороны: социализацию как становление субъекта социальных процессов и политизацию, то есть становление субъекта политической деятельности[47].
Политическая социализация во многом зависит от объективных и субъективных условий. Эти условия переплетаются, взаимодополняя друг друга. Сочетание самых различных факторов (типа общества, политической системы, политического режима, доминирующей политической культуры, партийной системы, системы гражданско-патриотического воспитания и политологического образования и многих других) порождают различные типы политической социализации.
В зависимости от того, насколько очевидны социализирующие воздействия, выделяют такие разновидности политической социализации, как явная (открытая) и скрытая (латентная). Первая имеет место в случае, если налицо целенаправленная передача информации и ценностей политической системы. О такого рода социализации говорят чаще всего применительно к политическим и некоторым социальным институтам (например, политическим партиям, армии, образовательным заведениям) Латентная политическая социализация осуществляется через приватные элементы социальной жизни (семью, друзей, знакомых, соседей). Действие этих социальных групп считается скрытым и происходит «по аналогии», то есть на политические явления переносятся эмоциональные отношения, оценочные суждения, стереотипы поведения, характерные для неполитических форм социального поведения.
В зависимости от типа политической системы и господствующего типа политической культуры выделяют политическую социализацию западного незападного типов. В первом случае акцент делается на модернизационные аспекты, а также ценности демократии, политического участия, чувстве гордости за свою страну и ее достижения. Политическая социализация в незападных системах предполагает в основном воспроизводство традиционных способов политического мышления и поведения. В рамках данной типологии выделяют также политическую социализацию переходного (смешанного) типа. Дело в том, что в чистом виде названные типы практически не встречаются, поскольку общества, а вместе с ними и политические системы постоянно изменяются. Многие государства, особенно в последней трети XX века вступили на путь политической модернизации и демократизации. В связи с этим представления о лучшем и должном в политике у граждан изменились, а вместе с тем изменились и предпочтительные формы политического поведения. Здесь политическая социализация происходит на фоне глубокой культурной сегментации общества. Лишь небольшая часть населения усваивает современные модели политической культуры, приближенные к западным образцам. Как правило, модернизирующаяся элита проводит кампанию социально-политической мобилизации общества, стремясь быстрыми темпами сформировать близкий к западным образцам фон политической культуры. Но значительная часть граждан либо усваивает традиционные структуры политической культуры, либо усваивает в сочетании элементы традиционализма и современности.
Еще одна типология политической социализации связана с характером социально-политических изменений. Так, выделяют политическую социализацию в стабильных политических системах и социализацию в условиях быстро меняющихся обществ. Политическая социализация в эволюционно изменяющихся политических системах дает возможность усваивать ценности и нормы политической культуры, а также осуществлять собственную политическую идентификацию без напряжения. Но в условиях быстрых изменений динамично меняются и политические институты, и нормы, и ценности. В результате граждане теряют ориентиры, не понимают, что в политике для них более значимо, не могут определить собственных политических функций, ролей, понять, какие политические лидеры и партии защищают их интересы, какие политические институты эффективны сточки зрения влияния на политических процесс. Следствием таких обстоятельств могут являться либо политическая апатия, желание «спрятаться» от политики в частной жизни, либо, наоборот, стремление опротестовать существующий политический порядок.
4. Отметим, что условия политической социализации для различных поколений неодинаковы. Политические изменения происходят постоянно, либо медленно, эволюционным путем, либо быстро. Большинство ученых сходятся во мнении, что наиболее восприимчивы к различного рода влияниям люди младших возрастов. Данная зависимость проявляется и в политической сфере. Кроме того, изменение социально-политических условий заставляет граждан постоянно пересматривать собственные ценности, стереотипы, модели поведения, соотносить их с социально-политическими условиями, а также с убеждениями, представлениями, оценками других людей. Данный факт способствует неодномерности протекания процесса политической социализации, подталкивает ученых к выяснению, из каких этапов он состоит.
Одной из первых обобщающих работ по этой проблеме стала монография Д. Истона и Дж. Денниаса «Дети в политической системе» (1969). Авторами на основе анализа 12 тыс. анкет детей из восьми городов различных штатов США были выявлены особенности детского восприятия политических символов, роли президента и полиции в жизни общества. Ими были описаны четыре этапа политической социализации: политизация, персонализация, идеализация и институционализация. На этапе политизации у ребенка формируется осознание наличия политической власти как более важной, чем власть родителей. Персонализация – это период, когда политическая власть в сознании ребенка обретает конкретно осязаемые черты через символизирующие ее фигуры – президента, полицейского. На этапе идеализации ребенок приписывает ключевым политическим фигурам исключительно положительные качества. Институционализация – период, когда ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, т. е. к восприятию власти через обезличенные институты.
В российской политической социологии существуют примеры экстраполяции западных моделей периодизации политической социализации и представлений об этапах процесса социализации, существующих в отечественной социологии. Так, Э. Я. Баталов на основании личного участия социального субъекта к политическому процессу выделяет три последовательные и внутренне взаимосвязанные стадии – допартиципаторную, партиципаторную и постпартиципаторную. Первая охватывает период ранней (дошкольной) фазы дотрудовой стадии общей социализации и частично фазу школьного обучения. Партиципаторная стадия начинается в школьном возрасте и может продолжаться на послетрудовой стадии. Последняя, постпартиципаторная стадия политической социализации может начаться в различные периоды жизни. Она характеризуется ослаблением взаимодействия социального субъекта и политической системы. Данная классификация этапов политической социализации пока не получила в политической социологии эмпирического подтверждения и носит эвристический характер.
Наряду с данной периодизацией в политической науке существуют и другие представления относительно этапов политической социализации. Часто в течение данного процесса выделяют первичную и вторичную стадии. Данная периодизация не является точной, тем не менее, она является наиболее распространенной. Первичный этап связывают с детством и юностью. Второй характеризует политическую социализацию взрослых людей. Его также называют политической ресоциализацией (термин «ресоциализация» был введен в науку американскими социальными психологами А. Кеннеди и Д. Кербером для обозначения «вторичного» вхождения индивида в социальную среду, имеющего место, например, в результате смены социокультурного окружения). По аналогии с положениями психоаналитической теории З. Фрейда, представители политических наук считают, что первичная стадия политической социализации и восприятие политических событий, лидеров и институтов оказывают определяющее влияние на течение данного процесса в более поздние периоды. Данные американских ученых Г. Шумана и Дж. Скотта подтверждают, что юность и ранняя взрослость – это главный период, когда в сознании формируется отношение к наиболее значимым эпизодам политической жизни, характерное для данного поколения.
На сегодняшний день и зарубежные, и отечественные ученые сходятся во мнении, что возраст является важным моментом, определяющим характер политической социализации. Но на ее развитие оказывают влияние большое количество факторов. Термин «фактор политической социализации» является наиболее общим для обозначения воздействий со стороны общества и политической системы. Именно социальные влияния признаются современными социальными и гуманитарными науками в качестве доминирующих. Многообразие их свойств и сложное переплетение их взаимодействий позволяет говорить о наличии особых социально-политических механизмов, направляющих развитие данного процесса.
Термин «механизм политической социализации» употребляется в науке достаточно часто, но на сегодняшний день не имеет четкого определения. Часто под ним понимают структурно организованную упорядоченность данного процесса, а в качестве основных элементов рассматривают социализанта, агентов и институты политической социализации, а также неинституционализированные средства воздействия. Компоненты (их также называют факторами) данного механизма характеризуются значительным многообразием, поэтому целесообразной представляется их классификация.
Прежде всего, факторы политической социализации подразделяют на политические и неполитические. Первые организуются в систему, куда входят характер и тип государственного устройства, режим, политические институты, партии и организации. С помощью юридических норм, а также предписываемых, с помощью декларируемых ценностей и образцов поведения они корректируют и контролируют политическое поведение индивидов. Вторые, такие как уровень жизни, размеры оплаты труда, семейное влияние, гендерное и национальное неравенство, экологическая ситуация, воздействуют опосредованно, формируя потребности, интересы, оценочные суждения, представления. В реальной жизни и политические, и неполитические факторы тесно переплетены.
Часто выделяют внешние и внутренние факторы политической социализации. К числу внешних относят уровень экономического благосостояния населения, систему социальной стратификации, политический режим, особенности состояния политических институтов и способов их взаимодействия. Внутренние факторы представляют собой мотивационную систему политического поведения индивидов: основные потребности, ценностную систему, совокупность политических ориентаций, политическую идентификацию.
Одной из распространенных типологизаций является подразделение факторов социализации на институционализированные и неинституционализированные. К первым относятся семья, образовательные учреждения, а также политические партии и институты государства. Ко вторым - нормы и традиции политической культуры, господствующие ценности и представления, а также способы восприятия политической реальности и действия в ней.
Традиционным также является подразделение факторов социализации на целенаправленные и стихийные. К первым относят специально разработанную систему средств воздействия, формирующую социально-политических субъектов, соответствующих потребностям конкретного общества (или правящего класса). Вторые обеспечивают самопроизвольное влияние, которое осуществляется автоматически благодаря пребыванию индивида или группы в непосредственном социальном окружении.
Воздействие различных факторов и их групп на процесс политической социализации способствует разнообразию результатов, но, тем не менее, способствует воспроизведению ключевых компонентов политической культуры, закладывая основы преемственности политической жизни, а также стабилизации политической системы и политической адаптации граждан.
Выводы
1. Политическая культура - это сложное, многогранное явление политической жизни. Она включает в себя ряд компонентов, среди которых политические ценности, ориентации, установки, модели политического повеления. Политическая культура выполняет ряд функций, одной из важнейших является функция политической социализации.
2. Сочетание компонентов политической культуры порождает существенное разнообразие ее разновидностей, в связи с чем в политической науке неоднократно предпринимались попытки составить типологии политических культур. На данный момент политология содержит большое количество типологий данного явления, которые выделяются по самым различным основаниям.
3. Воспроизведение политической культуры осуществляется в ходе процесса политической социализации, сущность которой составляет усвоение ценностей, норм, образцов поведения, необходимых для интеграции в политическую систему на правах гражданина.
4. Политическая социализация представляет собой достаточно длительный процесс, в связи с чем ученые выделяют различные ее этапы. Чаще всего в современной политологии среди таковых называют первичную и вторичную социализацию. Особый интерес для ученых представляет также ресоциализация - процесс освоения уже сформировавшимися гражданами новых компонентов политической культуры в результате изменений в политической системе.
Литература
Ануфриев, Е.А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии [Текст] / Е.А. Ануфриев // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 1997. - № 3.
Артемов, Г.П. Политическая социология [Текст] / Г.П. Артемов. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.
Глебова, И.И. Политическая культура современной России: облики новой русской власти и социальные расколы [Текст] / И.И. Глебова // Полис. – 2006. - № 1.
Градинар, И.Б. Политическая культура: мировоззренческое измерение [Текст] / И.Б. Градинар. - М., 1996.
Малинова, О.Ю. “Политическая культура” в российском научном и публичном дискурсе [Текст] / О.Ю. Малинова // Полис. – 2006. - № 5.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Сборник учебных материалов [Текст] // Е.Ю. Мелешкина (отв. ред.). - М.: Весь мир, 2001.
Мельвиль, А.Ю. Политология: Учебник [Текст] / А.Ю. Мельвиль, Т.А. Алексеева, К.П. Боришполец, А.Г. Володин, А.А. Дегтярев и др.; Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Радугин, А.А. Политология: учебное пособие для вузов [Текст] / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2003.
Соловьев, А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов [Текст] / А.И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2001.
Шестопал, Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии [Текст] / Е.Б. Шестопал // М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.