Всероссийский конкурс для психологов и социальных педагогов на лучшую разработку занятия-тренинга для детей
План-конспект тренинга «Властелин эмоций»
Тренинг "Властелин эмоций" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе, способной к осознанию и отреагированию собственных эмоций.
Автор: педагог-психолог МОУ «СОШ с.Ивантеевка» - Калёнова Ксения Андреевна
Аудитория: подростки 12-17 лет
Число участников: 10 человек
Цель: расширение знаний подростков об эмоциях человека, обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.
Задачи:
- расширение знаний подростков об эмоциях;
- способствовать сплочению группы;
- установление доверительного климата в группе;
- формирование у подростков коммуникативных навыков.
План работы
Вводная часть
- «Здравствуйте»-10 минут
- Упражнение «Образ моего Я»-10 минут
- Упражнение-разрядка «Чудо-ключ»-5 минут
Основная часть
- Упражнение «Мохнатое настроение»-10 минут
- Упражнение «Автопортрет»-20 минут
- Упражнение «Эмоциональная планета»-20 минут
- Упражнение «Глухой смайл»-10 минут
Завершение
- Психологическая игра «Домино»-20 минут
- Общая рефлексия-15 минут
Ожидаемый результат: у подростков расширится багаж знаний об эмоциях человека, получат навыки выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.
|
Содержание тренинга
Вводная часть
«Здравствуйте»
Педагог-психолог приветствует подростков, рассказывает о себе. Даёт информацию о понятии «тренинг»: «Тренинг-это особая форма групповой работы со своими эмоциями, способностями, трудностями. По своей сути тренинг представляет собой обучение, получение новых навыков. Каждый участник тренинга занимает активную позицию. В чём разница между игрой, уроком и тренингом? В игре всегда есть победитель и проигравший. На уроке происходит изучение и заучивание каких-то теорий и событий, не относящихся к собственным переживаниям. Тренинг предполагает открытость. Человек в процессе тренинговых занятий готов к изменению, развитию, саморазвитию». Далее группой устанавливаются правила взаимодействия во время тренинга, которые каждый участник должен соблюдать во время тренинга. Примерный вариант групповых правил: правило «Равенство», правило «Активность», правило «Толерантность», правило «Конфиденциальность», правило «Правило «стоп» и т.д.
Упражнение «Образ моего Я»
- Цель: знакомство, установление контакта педагога-психолога и группы, создание атмосферы доверия, сплочение группы.
Инструкция: каждый подросток в открытую выбирает из колоды ассоциативных карт А.Копытина, которая разложена в кругу, ту карту, на которой изображение ассоциируется у него со своим образом «Я». Далее каждый участник по очереди рассказывает, что он видит на выбранной им карте, как это похоже на него, в чём есть отличия.
|
Рефлексия: обсуждение в общем кругу.
- Трудно ли тебе было выбрать среди множества изображений то, которое похоже именно на тебя сейчас? Почему?
- Какие эмоции испытывали, когда рассказывали о себе?
- Что больше понравилось - рассказывать про себя или слушать других?
Упражнение-разрядка «Чудо-ключ»
- Цель: сплочение группы, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: педагог-психолог предлагает участникам немного подвигаться. Подростки стоят в кругу, держат друг друга за руки. Между первым и вторым висит веревочка со связанными концами, к одному из них привязан ключ. Второй участник, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. Веревка теперь находится между вторым и третьим подростком. Третий - повторяет действия второго и так по кругу. Во время проведения веревки через себя участники не должны разнимать рук. Когда упражнение завершено, нужно оставить ключ в зоне видимости в качестве символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что мы одна команда».
Основная часть
Упражнение «Мохнатое настроение»
- Цель: отреагирование эмоций, формирование доверительных отношений в группе.
Педагог-психолог: «Каждый из нас когда-нибудь радовался, злился, удивлялся, грустил. В течение жизни человек проживает массу эмоций, и у каждого они выражаются по-своему. На первый взгляд, мы можем видеть грустного человека, а на самом деле, он задумался о предстоящих делах. Сегодня каждый из нас здесь пребывает в каких-то эмоциях. Самое время встретиться с ними и поделиться с участниками группы».
Инструкция: участники сидят в кругу, в центре которого лежит пучок разноцветной синельной (мохнатой) проволоки, атласные ленты. Подросткам необходимо изобразить своё сегодняшнее настроение с помощью материала в центре круга. Количество элементов в образе настроения может быть в неограниченном количестве, любых цветов.
Рефлексия: каждый подросток рассказывает про свой образ настроения: