Темы контрольных работ
1.Агрессия у животных.
2.Границы применимости и достоинства различных методов зоопсихологических исследований.
3.Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты).
4.Изучение высших обезьян в традиции отечественной зоопсихологии.
5.Классические методики инструментального научения.
6.Коммуникативная функция языка человека и сигнальные системы высших животных.
7.Обучение обезьян языку человека: границы достигнутого и причины неудач.
8.Объективность и антропоморфизм при изучении поведения животных.
9.Онтогенетические аспекты научения. Периоды чувствительности к научению. Развитие психики в онтогенезе животных.
10.Организация сообществ у приматов.
11.Основные проблемы зоопсихологии.
12.Психологические отличия эмоциональности человека и млекопитающих.
13.Работа Ч. Дарвина “Выражение эмоций у человека и животных”.
14.Работа В. Кёлера “Исследование интеллекта человекоподобных обезьян”.
15.Работы Л.В. Крушинского по изучению экстраполяционных рефлексов у животных.
16. Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения животных: морфофункциональные основы эмбриогенеза поведения.
17. Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения животных:
эмбриональное научение и созревание.
18.Развитие учения об инстинктивном поведении.
19. Происхождение трудовой деятельности: эволюция гаптической функции руки и
сенсорных систем.
20.Рассудочная деятельность животных.
21.Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей: беспозвоночных; низших позвоночных; птиц; млекопитающих.
22.Сенсорно-перцептивные процессы у беспозвоночных и позвоночных животных: сравнительная характеристика.
23.Стадии эволюционного развития психики.
24.Сходства и отличия психики человека и высших млекопитающих.
25.Типы сообществ животных по Н. Тинбергену.
26.Три основные линии психического развития человека: эволюционная, историческая, онтогенетическая.
27.Фиксированные формы поведения у низших животных.
28.Иерархия в человеческих группах. Особенности информационных взаимодействий в группах людей.
29. Типы информационных взаимодействий в группах животных: звуковые и вибрационные коммуникации и их примеры.
30. Типы информационных взаимодействий в группах животных: зрительные коммуникации и их примеры.
31. Типы информационных взаимодействий в группах животных: химические коммуникации и их примеры.
Основная литература
1.Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учеб. пособие для вузов по направлению "Психология" и спец. "Биология" / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. - М.: Аспект Пресс, 2012 - 319, [1] с.
2.Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособие для вузов рек. УМО - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006 - 543, [1] с.
3.Зоопсихология и сравнительная психология: учеб.- метод. комплекс для спец. 020400 "Психология", квалификация "Психолог, преподаватель психологии" очная форма обучения / УдГУ, Ин-т педагогики, психологии и соц. технологий; сост. Р. К. Махмутова. - Ижевск, 2008 - 100, [3] с
Дополнительная литература
1.Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 2000
2.Вагнер В. А. Избранные труды по зоопсихологии / РАН; Институт психологии. — М.: Наука, 2002 — 285с.
3.Варга А.Я., Федорович Е.Ю. «Домашний питомец в семейной системе» «Вопросы психологии» 2010 № 1
4.Варга А.Я., Федорович Е.Ю. О психологической роли домашних питомцев в семье. //Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические Науки. №3, Т.1, 2009 С. 22-35.
5.Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика- Пресс, 1993
6.Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб., 2001
7.Ефимова Ю.В., Федорович Е.Ю. Коррекция разных видов отклоняющегося от нормы поведения у диких животных в условиях неволи // там же, С. 41-45 (0,2 п.л.).
8.Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учеб. пособие для студентов вузов / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. - М.: Аспект-Пресс, 2001 - 319 с.: ил. - Библиогр.: с. 304-316.
9.Ильин Ю. С. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособие / Ю. С. Ильин, И. А. Тишевской; М-во образования Рос. Федерации, Юж.-Урал. гос. ун-т. каф. общ. и возрастной психологии. - Челябинск: ЮУрГУ, 2000 - 122 с. - Библиогр.: с. 122-123
10. Ильин Ю. С., Тишевской И. А. Зоопсихология и сравнительная психология: Учеб. пособие. — Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2000 — 123с.
11. Козловская С. Н. Практикум по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учеб. пособие. — Магнитогорск: МаГУ, 2000 — 135с.
12. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Специфика преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии сегодня // «Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Традиции и перспективы развития зоопсихологии в России»», посвященной памяти Н.Н. Ладыгиной-Котс, 24-26 октября 2006 года, Пенза, 2007, С. 86-91 (0,2 п.л.)
13. Моисеева Л. А. Аспекты зоопсихологии: Сравнит. психология / Л. А. Моисеева; Высш. шк.- студия эксперим. и практ. психологии, Ин-т высш. нерв. деятельности и нейрофизиологии РАН. - М.: Воробьев, 2001 - 103 с.: ил. - Библиогр.: с. 103
14. Моисеева Л. А. Аспекты зоопсихологии. Сравнительная психология / Высшая школа- студия экспериментальной и практической психологии. — М.: Издатель Воробьев А.В., 2001 — 104с.
15. Пономарева Г. Р. Курс лекций по основам физиологии человека и животных: Учебное пособие. — Чита, 2000 — 56с.
16. Резникова Ж. И. Интеллект и язык: Животные и человек в зеркале эксперимента: учеб.
пособие для студентов вузов / Ж. И. Резникова; Федер. целевая программа "Гос. поддержка интеграции высш. образования и фундам. науки на 1997-2000 г.", Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние, Ин-т систематики иэкологии животных. - М.: Наука, 2000 - Ч. 1 - 278 с.: ил. - Библиогр.: с. 261-277.
17. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии. М., 2005
18. Соломонов Н. Г. Зоопсихология в вопросах и ответах: учеб. пособие / Н. Г. Соломонов, Т. Н. Соломонова; Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Якут.гос. ун-т им. М. К. Аммосова". - Якутск: ЯГУ, 2007 - 62 с.: ил. - Библиогр.: с. 52
19. Федорович Е.Ю. Антропоморфизм как одна из сторон коммуникации человека и животных// Журнал Международного Института Чтения им. А.А. Леонтьева. Понимание в контексте науки, культуры, образования (Материалы 14-й научно- практической конференции по психологии и педагогике чтения, 14-16 января 2010 г., МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва. №9. 2010 С. 129-132.
20. Федорович Е.Ю., Варга А.Я. Животные-домашние питомцы как элементы семейной системы: взгляд с точки зрения Теории Семейных Систем М. Боуэна. Материалы 4-ой Международной конференции «Психология современной статьи» (0,25 п.л.) С 660-663.
21. Федорович Е.Ю., Непринцева Е.С., Мешкова Н.Н. Инициирование феральными собаками контакта с людьми: этологический и социологический анализ. // Поведение и экология млекопитающих. Материалы научной конференции. 9-12 ноября 2009г., г. Черноголовка. М.: Тов-во научных изданий КМК. 2009 142 с. С. 113
22. Шапиро А.Г., Федорович Е.Ю. Домашние питомцы в семейно-психологическом контексте. // Психология перед вызовом будущего. Материалы научной конференции. 23-24 ноября 2006 г. МГУ: 2006 С. 340-341
Министерство науки и высшего образования российской федерации