Монголо-татрское нашествие и иго на Руси.




Тема 3: Древнерусское государство в IX – XIII вв. - (0,5 акад.ч.)

План

Киевская Русь: социально-экономическое, политическое, культурное развитие (IX – XII вв.).

Феодальная раздробленность на Руси (XII – XIII вв.).

Монголо-татрское нашествие и иго на Руси.

1. а) Первые русские князья. «Повесть временных лет» повествует о легенде призвания варягов на Русь в качестве правителей. Этот летописный рассказ историки интерпретируют по-разному. Сторонники «норманской теории» (основоположники: Байер, Миллер) преувеличивают роль скандинавских воинов в становлении Русского государства. «Антинорманская теория» отрицает всякую роль норманнов и говорит о полной самобытности Русского государства.

Летопись сообщает, что восточные славяне обратились в 862 г. к варяжскому конунгу Рюрику с просьбой возглавить их союз племен. Рюрик «княжил» в Новгороде, а его братья Синеус и Трувор в Изборге и Белоозере. В 879 г. после смерти Рюрика в Новгороде стал княжить его родственник Олег, опекун сына Рюрика - Игоря. В 882 г. Олег уничтожил варяжских вождей Аскольда и Дира и захватил Киев. Победа над киевскими князьями позволила политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Таким образом, Олег является основателем великого княжества Киевского - первой формы общерусского государства. В 907 г.- поход Олега на Царьград: в результате победы урегулированы отношения между Русью и Византией.

В 912 г. Олег умирает, и начинает править Игорь. Он предпринял два похода на Византию: в 941 -945 гг. заключены договоры с Византией о мире, торговле и взаимной военной помощи. В 946 г., вступив в конфликт с древлянами из-за увеличения дани, взимаемой с них, Игорь был убит. После него правила вдова Игоря - Ольга. Ольга расправилась с древлянами; привела в систему сбор дани. Но главной исторической заслугой Ольги было принятие ею христианства; в 955 г. она посетила Царьград и крестилась там в православие. Но язычество еще широко сохранялось на Руси (Святослав, сын Ольги, креститься отказался). В Х в. проходила медленная христианизация Руси, в основном городской ее части.

Святослав предпринял ряд удачных походов: в 965 г. он разбил хазар, взяв их города Итиль, Белую Вежу и Семендер, потом разбил волжских булгар, захватив их столицу Булгар. Он также расширяет территорию Руси, подчинив вятичей и присоединив к себе Тьмутаракань. Святославу пришлось воевать с новыми врагами: кочевниками с юго-востока - печенегами. Святослав отогнал печенегов от стен Киева. В 970 г. Святослав ведет войны в Дунайской Болгарии с войсками византийского императора. Походы русичей были неудачными, и после заключения мира, возвращаясь домой, в 971 г. Святослав был убит на Днепре печенегами. С 980 по 1015 гг. в Киеве княжил Владимир Святославич. Он стал объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси. Владимир организовал надежную систему обороны ее степных границ от кочевников, построив ряд пограничных крепостей и создав хорошо налаженную службу дальней разведки.

988 г. - принятие христианства на Руси связано с именем Владимира Святославича. Летопись сообщает, что перед крещением Владимир выбирал веру: христианскую, магометанскую или иудейскую. Но выбрал «по совету бояр» христианскую. Владимир крестил киевлян на берегу Днепра и сделал христианство государственной религией. Язычество существовало пока еще вместе с христианством, сложилась система двоеверия, элементы которого сохранились до сегодняшнего дня. Христианство проповедовало единобожие, социальное неравенство, обещало вознаграждение за страдания в потустороннем мире. Это было важно для становления феодального государства.

Принятие Русью христианства широко открыло двери влиянию византийской культуры. Начала господствовать установка: князь - слуга Божий, образовался тесный союз светской и духовной власти. Организация русской церкви возглавлялась митрополитом Киевским, а русская митрополия зависела от патриарха Константинопольского. Важно культурное влияние церкви на Русь. Кирилл и Мефодий дали Руси письменность во 2-ой половине IX века. Вместе с языком церковь заложила основы национальной русской культуры. Монастыри (например, Киево-Печерский) стали центрами просвещения, здесь переводились с греческого языка рукописи религиозного характера. В Печорском монастыре возникло русское летописание (Нестор). Создавались монастырские библиотеки. Христианство стало идеологической ос новой создания восточно-славянской цивилизации.

После смерти Владимира (1015 г.) начались междоусобные воины его сыновей. Старший сын Святополк Окаянный убил братьев своих Бориса и Глеба. Но его брат Ярослав, бывший наместником в Новгороде, победил Окаянного и стал великим князем Киевским в 1019 г.

Во внутренней политике Ярослав был неутомимым строителем Руси и создателем христианской культуры. Мастера из Византии строили храмы и монастыри (Собор Святой Софии в Киеве). Укреплен был город Киев (построены Золотые ворота).

Связи с королевскими домами Европы: Ярослав был женат на дочери шведского короля Инигерде. При Ярославе продолжалась запись норм обычного русского права, создан кодекс феодализма «Русская правда»

В 1030 г. Ярослав покорил прибалтийскую чудь, в 1036 г под Киевом разбил печенегов, окончив период борьбы с ними.

После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) начались междоусобицы между его сыновьями.

В 1113 г. на престоле Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. Он совершает успешный поход на половцев, восстанавливает на короткий период единство русских земель, создав союз князей под руководством великого князя. Меры в области социального законодательства - установлен максимальный процент по займам, запрещено обращать в рабство полузависимых людей за долги. Мономах составил «Поучение» для своих детей, призывая к христианской добродетели, доброте, скромности, патриотизму «в делах княжеских». Летописец называет его «страдальцем за Русскую землю».

б) Социально – экономическое и политическое древнерусского государства. Постепенно развиваются производительные силы, прежде всего в сельском хозяйстве. Повышалась культура земледелия, росла урожайность, на смену двупольной пришла трехпольная система земледелия. Рост сельского хозяйства высвобождал для ремесла все больше людей, ремесло отделилось от сельского хозяйства – это вело к росту городов. В XII в. насчитывается около 60 ремесленных специальностей. С развитием сельского хозяйства и ремесла; расширением завоевательной политики и международных связей росла и внешняя торговля. Создавались крупные феодальные вотчины, но замкнутость внутреннего рынка вела к расширению натурального (продуктового) оброка.

Русь в Х-ХII вв. представляла собой раннефеодальную монархию с великим киевским князем во главе. При князе состояли дружинники, ведавшие сбором дани, судом. В городах назначались князем посадские и воеводы. Вассалами князя являлись его родственники, правители удельных земель. Феодалы платали князю дань но своими вотчинами распоряжались самостоятельно.

Во 2-ой половине XI в. был составлен первый свод законов Русского государства – «Русская правда», который закрепил право собственности феодала на землю и его привилегии. Включает: отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Специальные статьи устанавливали наказание за посягательство смердов на собственность феодала, защиту жизни и имущества княж. дружинников и слуг; положение феодально зависимых людей, обязательственное и наследственное право и т. д. Четко устанавливалась разница между смердом и феодалом (разная сумма штрафа за убийство). По «Русской правде» население разделялось следующим образом: холопы, закупы, рядовичи.

Основой законов, объединенных «Русской правдой», было сочетание обычного, родоплеменного права, при котором все люди были равны, и нового, государственного, сословного права, основанного на неравенстве в правах между людьми.

в) Древнерусская культура являлась ярким отражением жизни и быта славянских городов. Развитие национальной культуры было вызвано бурным ростом разнообразных ремесел, торговли, расширением международных связей государства. Именно христианство способствовало расцвету на Руси оригинальной культуры основой для которой явилась народная культура восточно-славянских племен, способная воспринять культурные ценности Византийской цивилизации.

Памятники зодчества - Софийский собор в Киеве; Софийский, Георгиевский, Никольский соборы в Новгороде представляют образец сплава греческого и русского народного стилей. Было развито устное народное творчество гусляров-сказителей (богатырский эпос, былины, мифология). Развивалась иконопись на византийской основе. Местные иконописные школы: киевская, новгородская, смоленская и др. Зодчество постепенно полностью стало носить самобытный характер (например, Владимирский Успенский собор).

Христианство оказало влияние и на развитие письменности. Кирилл и Мефодий создают славянскую азбуку- кириллицу. Одним из первых памятников письменности на Руси является договор 911 г. Олега с Византией. Переводятся многие книгой греческого языка (например, «Остромирово евангелие», «Изборник»). Появляются первые русские оригинальные произведения светского характера: «Повесть временных лет», «Житие Феодосия» и т. д. В 1185 г. создается памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Менталитет восточных славян, таким образом, формировался во многом на основе православного мистицизма, тогда как у западно-европейских народов - на основе католического рационализма.

Развивается и своеобразная философия: краткие и страстные поучения Феодосия Печерского, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, основываясь на христианских идеях, опирались прежде всего на дохристианское культурное наследие с его практической моралью. Таким образом, язычество обеспечило ко времени принятия христианства на Руси достаточно высокий уровень культуры. Но, исчерпав свои ресурсы, язычество теряет приоритеты.

2. Со второй трети XII в. на Руси начался длившийся до конца XV в. период феодальной раздробленности. Причинами феодальной раздробленности явились как ослабление центральной власти киевского князя, так и укрепление власти феодалов на местах.

Росло крупное феодальное землевладение. У крупных феодалов есть свои дружины, свой аппарат управления: растет желание отделиться от Киева. Особо князья опираются на служилых людей - дворян, составлявших дружину. Они получали за службу деньги, земли. Растет земельное владение церкви. Натуральный оброк, отсутствие прочного рынка вело к замкнутости феодально-вотчинного хозяйства. «Русская правда» юридически закрепила господство феодалов и зависимость смердов.

В конце XII - начале XIII вв. на Руси сложились три крупных политическихцентра, имевших огромное влияние на развитие соседних с ними земель: Галицко-Волынсков княжество, Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская феодальная республика. Всего же на территории Руси в ХI-ХIII вв. образовалось 13 крупных княжеств и феодальных республик.

Галицко-Волынское княжество охватывало значительную территорию - от земель пруссов и литовцев до Дуная, от Побужья до Закарпатья (города: Галич, Червень, Львов, Перемышль, Владимир). В 1199-1205 гг. правил княжеством Роман Мстиславович. В 1203 г. он провозгласил себя великим киевским князем. Особого расцвета Юго-Западная Русь достигла при Данииле Романовиче (1238-1264). Бояре, стремясь выйти из-под княжеской власти, ослабляли ее, вступая в сговор с польско-литовскими феодалами,

Наиболее значительным из княжеств было Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское), занимавшее территорию от Нижнего Новгорода до Твери. Эта земля стала независимой от Киева в 30-х гг. XII в. при сыне Владимира Мономаха Юрии Владимировиче (1125-1157). Он расширил княжество, подчинив Муром, Рязань, земли мордвы и мари. Растет как торгово-промышленный город Москва (упоминается в летописи с 1147 г.). Преемником Юрия Владимировича, прозванного Долгоруким, был Андрей Боголюбский (1157-1174); он захватил Киев и провозгласил себя великим князем. Характерная черта внутренней политики, князя - борьба с боярской оппозицией. Князя поддерживали служилые люди, торговцы, ремесленники. Особенно борьба усилилась после убийства Андрея Боголюбского. Но его брат Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176-1212) расправился с заговорщиками, подчинив себе Смоленск и Чернигов. Княжество стало называться Великим Владимирским.

Новгород освободился от власти Киева в 1136 г., изгнав князя Всеволода Мстиславовича. Власть фактически принадлежала богатому боярству. Бояре держали в руках городское собрание свободных граждан - вече. Вече избирало из числа бояр посадника, возглавлявшего управление и суд республики, и помощника посадника, тысяцкого, командовавшего народным ополчением. С 1156 г. вече стало избирать архиепископа, ведавшего казной и внешними сношениями. Для обеспечения внешней безопасности приглашался князь с дружиной, заключавший договор (ряд) с вечем. Князь не имел права управления и собственности в республике. Власть с вечевыми ограничениями была лишь у бояр. В 1348 г. Псков выделился из Новгородской земли и стал центром отдельной феодальной республики.

Политическое дробление Руси не повлекло за собой культурной разобщенности. Общее религиозное сознание и единство церковной организации замедляли процессы обособления и создавали предпосылки для будущего воссоединения русских земель.

3. В конце XII - начале XIII вв. в глубинах центральной Азии возникло монгольское государство. Монголы и татары переживали период распада родового строя и процесс феодализации. В результате борьбы аристократии различных племен за власть победил Темучин, который в 1206 г. был провозглашен великим ханом под именем Чингисхана (1155-1227).

Начались грабительские походы конных армий. Монгольские феодалы завоевали за короткое время Сибирь, землю киргизов и уйгуров (1221 г.); захватили Сев. Китай с Пекином (1215 г.). В 1215-1219 гг. опустошили Среднюю Азию (города Кашгар, Бухару, Самарканд). Войска полководцев Джебэ и Субудая покорили Сев. Иран.

В 1222 г. монголы взяли Грузию, потом покорили алан (осетин). Затем разбили половецкую орду Кончака. Половцы, объединившись с русскими войсками, в мае 1223 г. на р. Калке столкнулись с монголами. Русские и половцы потерпели поражение, но обессилившие монголы отошли в степи. 1223 г. - начало борьбы с монголо-татарским нашествием.

В 1236 г. монголы вновь двинулись на северо-восток. Глава войска Батый, сын Джучи, внук Чингисхана в 1237 г. вошел с основными силами на территорию Рязанского княжества. Рязань, Коломна, Москва (1238 г.) были взяты. Осажден Владимир, захвачены Ростов, Ярославль, Тверь, Юрьев. После разгрома Юрия Всеволодовича на реке Сити монголам был открыт путь на Новгород. Но монголы вернулись в Смоленское и Черниговское княжества. В 1239 г. Батый взял Переяславль и Чернигов, в 1240 г. пал Киев. Монголы захватили и Галицко-Волынскую землю. Мужественное сопротивление русичей смягчило удары «степи» по Западной Европе. В 1242 г. войско Батыя оказалось не в состоянии продвинуться в глубь Европы и, потерпев поражение от народов Чехии и Венгрии, повернуло назад.

В 1243 г. по возвращении хана Батыя из его похода в Европу на Нижней Волге возникло монголо-татарское государство Золотая Орда. Русь потеряла былое могущество, остановился процесс объединения, усилился феодальный сепаратизм, поддерживаемый ордынскими ханами. Народ испытывал двойной гнет собственных и монгольских феодалов.

Хан выдавал русским князьям ярлыки на право княжения, за которыми нужно было ехать в Орду. Князья боролись между собой за ярлыки, которые не передавались по наследству. Хан также утверждал на должности митрополитов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: