Основой определения тяжести речевого нарушения является степень проявления составляющих его структуры и их комбинация. Методические рекомендации к заполнению логопедического представления представляют диагностические показатели в соответствии с принципом усложнения речевого нарушения.
Анатомическое строение органов артикуляции:
Строение не нарушено (без особенностей): форма, размер и местоположение зубов в зубных рядах без особенностей; строение и размеры языка без особенностей; нормальная длина и строение уздечки языка; твердое нёбо без особенностей; мягкое нёбо без особенностей; строение губ без особенностей.
Строение нарушено: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прикус прямой, глубокий, передний открытый; двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов; короткая, укороченная, толстая, утолщенная подъязычная связка; твёрдое нёбо куполообразное, высокое, «готическое», низкое, плоское; мягкое нёбо укороченное; губы тонкие, утолщённые.
Строение грубо нарушено: прикусбоковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный; прогения, прогнатия; наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы; раздвоенный кончик языка, макроглоссия, микроглоссия; расщелина твердого нёба – сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы – частичная / полная, односторонняя/двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней / нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.
|
Состояние артикуляционной моторики:
артикуляция не нарушена: артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме;
артикуляция нарушена: артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движения, которые воспроизводятся не в полном объеме, отмечается снижение амплитуды движение артикуляционных органов, а также слабовыраженная неврологическая симптоматика;
артикуляция грубо нарушена: объем и амплитуда движения артикуляционных органов строго ограничены, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах.
Состояние просодической стороны речи:
не нарушена: темп речи нормальный; мелодико-интонационная сторона речи не нарушена; ритм нормальный; расстановка пауз в речевом потоке правильная; речь выразительная;
нарушена: слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); нарушение интонационного оформления речи; темп речи ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); дисритмия; паузация нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки); голос слишком громкий или тихий; маловыразительная речь;
|
грубо нарушена: отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный); ритм растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов; излишне частая паузация, излишне редкая паузация; голос затухающий; гиперназализация; дизартрия; ринолалия, речь монотонная.
Состояние слоговой структуры слова:
не нарушена: звуконаполняемость и слоговая структура слова не нарушена; ритмический рисунок словавоспроизводит правильно;
нарушена: наблюдаются замены, пропуски, повторения звуков и слогов; ритмический рисунок словавоспроизводит с ошибками;
грубо нарушена: часть одного слова соединяется с частью другого, наблюдаются замены предшествующих звуков последующими, отсроченное повторение; ритмический рисунок словане воспроизводит.
Звукопроизносительная сторона речи:
не нарушена: звуконаполняемость слова не нарушена, воспроизводится правильно, разборчиво;
нарушена: нарушено произношение отдельных звуков или одной группы звуков;
грубо нарушена: нарушено произношение двух или более групп звуков.
Фонематические процессы:
не нарушены: ребенок дифференцирует все звуки речи, определяет наличие гласного и согласного звука в слове, выделяет ударный гласный в начале слова, подбирает слова с заданным звуком;
нарушены: ребенок не дифференцирует звуки речи, смешиваемые в произношении; не определяет наличие гласного и согласного звука в слове, не выделяет ударный гласный в начале слова, не подбирает слова с заданным звуком;
грубо нарушены: ребенок не дифференцирует звуки речи, не смешиваемые в произношении, а также правильно и искаженно произнесенные звуки, не определяет наличие гласного звука в слове; не подбирает слова с заданным звуком.
|
Состояние лексического строя речи:
Примечание. Для исследования состояния лексического строя речи предъявляются только те слова, которые в соответствии с возрастом ребенок может понимать и употреблять в речи. Словарь детей не всегда является достаточным показателем недоразвития речи. В зависимости от среды, воспитания и других причин словарный запас может быть богатым или ограниченным. Поэтому его состояние учитывается в совокупности с другими факторами, в частности, особенностями развития фонематического и грамматического строя речи.
Состояние импрессивной стороны речи:
понимание обращенной речи сформировано в полном объеме: объем пассивного словаря соответствует возрасту, ребенок умеет слушать и понимать обращенную речь, выполняет речевые инструкции в полном объеме;
понимание обращенной речи на бытовом уровне: объем словаря ограничен рамками конкретной бытовой лексики (проявляется в незнании слов, обозначающих различные части тела: туловище, локоть, плечи, шея и т.д.), названиях животных и их детенышей, профессий, предметов мебели и т.д., а так же слов, обозначающих действия и признаки;
понимание обращенной речи ограничено (в пределах ситуации): ребенок понимает конкретные слова и выражения, отражающие знакомые ситуации или явления, может ориентироваться на жесты или тон голоса взрослого, может выполнять простые поручения по словесной инструкции;
непонимание обращенной речи: ребенок не понимает обращенную к нему речь, не может связать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами, не выполняет простые поручения по словесной инструкции.
Состояние экспрессивной стороны речи:
объем словаря соответствует возрастной норме: ребенок правильно называет окружающие предметы и явления, владеет достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, старается активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположным значением, словами-синонимами;
словарь ограничен бытовой лексикой: ребенок владеет обиходным словарным запасом, наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неточное употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения). Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т.д. (муха – муравей, жук, паук; туфли – тапочки, кеды, кроссовки); выявляются трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных); трудности классификации слов на основе семантических признаков. Неточное понимание и употребление обобщающих понятий (вместо одежда – пальты, кофнички; вместо мебель - разные столы;
словарь ограничен лепетными словами: доступны вербальные средства коммуникации в виде звуковых комплексов, звукоподражаний, обрывков лепетных слов (кока – петушок, кой - открой, пи - пить). Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. Наблюдается многоцелевое использование ограниченных средств языка. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например, слово кока, произносимое с разными интонацией и жестами, обозначает «петушок», «кукарекает», «клюет», что указывает на ограниченность словарного запаса.
Состояние грамматического строя речи:
Материал для обследования грамматического строя речи предусматривает изучение грамматических навыков в трех разделах: синтаксис (законы построения предложения и словосочетания); словообразование (образование новых слов от однокоренных слов); словоизменение (изменение формы слова – склонение по падежам, спряжение по лицам, изменение по родам).
Степень выраженности аграмматизма при его наличии:
негрубый аграмматизм: у ребенка выявляется недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, например, случаи образования увеличительных и некоторых уменьшительно-ласкательных существительных (ручище, коровушка), относительных и притяжательных прилагательных, единичных предметов (волосинка), некоторых приставочных глаголов, неправильного употребления некоторых сложных предлогов;
грубый аграмматизм: у ребенка резко ограничен набор грамматических средств: неправильное употребление окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях; нарушение согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность процессов словообразования и словоизменения;
начатки грамматического оформления: ребенок использует простые по конструкции искаженные фразы;
отсутствие грамматических форм: в речи ребенка отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений; речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.
Литература
1. Грибова О.Е. Технологии организации логопедического обследования: Методическое пособие – М., АРКТИ, 2014.
2. Диагностический справочник логопеда. Н.Н.Полушкина, М., АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
3. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Авт.-сост. сб. Г.В.Чиркина – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2014.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1082 от 20.09.2013г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
5. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).