Советская пропаганда 1941 – 1945




Плакатная графика принадлежит к одному из самых массовых видов изобразительного искусства. Особую страницу в истории ее развития вписал советский политический плакат, выполнявший задачи наглядной пропаганды и агитации. Начавшись в 1919 году со знаменитых Окон сатиры РОСТА», плакат достиг пика политической остроты и высокого художественного уровня в период Великой Отечественной Войны, когда на смену символическим, нарочито упрощенным пришли плакаты реалистические, эмоциональные, рисовавшие доходчивый, живой образ человека с яркой психологической характеристикой. Отзываясь на главные и характерные особенности времени, плакаты Великой Отечественной призывали к защите Родины, убеждали в справедливости освободительной борьбы. Крупнейшими центрами массовыми изданиями плакатов в 1941 – 1945 годах были Московское и Ленинградское отделение государственного издательства «ИСКУССТВО» Печатались плакаты и в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья, издавались политорганами РККА и ВМФ, редакциями газет.

 

В жанре плакатного искусства в годы Великой Отечественной Войны работали многие художники. С Московским отделением издательства “ИСКУССТВО” сотрудничали: С. Адпиванкин, Е. Айвазян, П. Алякринский, А. Бубнов, Н. Ватолина, С. Герасимов, Н. Денисов, С. Зелихман, В. Иванов, А. Кокорекин, В. Корецкий, Кукрыникцы, А. Лаптев, В. Лебедев, П. Мальков, В Нисский, В. Оденцов, Ю.Пименов, Б. Пророков, Г. Савицкий, П. Соколов-Сколя, П.Шухмин, А. Щербаков, М. Теремных. Систематически занимались плакатом студии имени Грекова черпавшие сюжеты во время командировок на фронт, - Л. Голованов, Н. Жуков, В. Климашин, карикатуристы- Л. Бродатый, В. Дани, Б. Ефимов, С. Костин, Кеша(И. Проскуряков), Н. Радлов.В Ленинграде работали художники М. А вилов, М. Геррон, Б. Иогаксон, А. Казанцов, Е. Кибрик, В. Лебедев, В.Милошевский, Л. Орехов, В. Орешников, А. Пахомов, В. Пинчук, И. Серебряный. В создании текстового сопровождения плакатов принимали участие известнейшие мастера советской литературы, такие как Н.Асеев, Д.Бедный, А.Безыменский, А.Жаров, М.Исаковский, В.Лебедев-Кумач, С.Маршак, А.Прокофьев, А.Сурков, И.Уткин. Часто использовались стихи В.Маяковского. Удачный плакат порой был обязан своим рождением не только художнику и писателю, но и редактору. В издательстве «ИСКУССТВО» плакаты редактировали С.Алянский, С.Астапов, К.Еринова,М.Иоффе, М.Манизер,Е.Поволоцкая.

 

Одними из самых знаменитых покатов Великой Отечественной Войны были «Окна ТАСС», продолжившие традиции окон «РОСТА» периода гражданской войны. Плакаты этой серии состояли из нескольких взаимосвязанных рисунков с соответствующими текстами. Тиражировались вручную, при помощи трафарета, наиболее удачные переиздавались печатным способом. Широкую известность получили периодические плакатные серии: «СЛАВА ГЕРОЯМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ», «Боевые эпизоды» (издательство «ИСКУССТВО»), «Герои и подвиги» (Госполитиздат), «Боевой карандаш» (Ленинградское отделение Союза советских художников), и сатирический листок «Партизанская дубинка» (ЦК КПБ). ПО сути, малой формой плаката являлись иллюстрированные фронтовые и партизанские листовки.

 

Художники плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено 5 плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше 50. Уже к вечеру 22 июня 1941г. Кукриниксы (М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» в первоначальном варианте штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее как предупреждение. Однако, 24 июня он появился на улицах Москвы и был напечатан в газете «Правда» с несколько иным сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Позже первый плакат Великой Отечественной Войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии. Америке. Китае, Ираке. Мексике и др. странах. В числе плакатных листов июня 1941 г. –работа АМ.Кокорекина «СМЕРТЬ ФАШИСТСКОЙ ГАДИНЕ». Сюжет плаката и его художественное решение напоминают плакат кукрыниксов. Найдена удачная эмблематическая характеристика фашизма. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным приемом без фона с использованием только красного и черного цветов. Фигура воина представляет красный плоскостной силуэт. Такой прием, безусловно, в какой то мере был продиктован необходимостью. Время военное,сроки сжатые. Для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна быть ограниченной. Другой известный плакат А.Кокорекина «БЕЙ ФАШИСТСКОГОГАДА!» - варьирует описанный выше, но нарисован он более объемно, конкретно. Всего же за годы войны художник выполнил не менее 35 плакатных листов.

 

Среди первых военных плакатов – работа Н.Долгорукова «Врагу не будет пощады!». Это плакат из тех, где изображение человека играет подчиненную роль. Здесь важны правильный отбор деталей остроумие сюжета, динамика движения, цветовое решение. Накануне Великой Отечественной войны художник постановщик киностудии «Мосфильм» В.Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии. На нем были изображены поднявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты. Над всем этим могучим целеустремленным движением развивалось Красное Знамя. Судьба этого последнего предвоенного плаката получила необычное продолжение. Плакат «догнал» автора на пути к фронту. На одной из железнодорожных станций В.Иванов увидел свой рисунок, но текст на нем был уже другим «ЗА РОДИНУ, ЗА ЧЕСТЬ, ЗА СВОБОДУ».

 

Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина Мать зовет» И.Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в ее призывающем жесте. В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание как правело, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковы плакаты «ВПЕРЕД ЗА НАШУ ПОБЕДУ» С.Бондара, «НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ. ВРАГ БУДЕТ РАЗБИТ!» Р.ГЕРШАНИКА, «Фашисты не пройдут «Д.Шмаринова, «Вперед Буденовци!» А.Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В.Одинцова, «Руби ГДОВ!» М.Авилова, » Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А.Кокорекина. Много фигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу. Остановить нашествие любой ценой призывал плакат А.Колоша «Боец оказавшийся в окружении борись до последней капли крови.

 

Достаточно часто сюжетами плакатов становились эпизоды мобилизации, создания народного ополчения. Таковы плакаты «Могучее народное ополчение» В.Цветковой. «Молодежь, в бой за Родину!» В.Правдина, «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР «, «Наши силы не исчеслимы» В. Корецкого и др. В плакатах 1941г. содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. К числу таких плакатов относится «Так было. Так будет!» Н.Долгорукока, «Славна богатырями земля наша» В.Говоркова, »К оружию Славяне! Разгромим фашистских угнетателей» В.Одинцова, »Грудью на защиту Ленинграда» А Кокорекина. Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Лучшие плакаты этой темы «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н.Ватолиной и Н.Денисова, «На трактор девушки садятся смело» Т.Ереминой «Мы поклялись своим мужьям» М.Бри-Бейн, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О.Эйгес. Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины «Прогулы ликвидировать полностью» С.Игуменова, «Брак-враг» В.Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт» Я.Бекетова, «Собирай ЛОМ», «Ты, чем помог фронту» и др. Один из самых известных плакатов тыловой тематики – «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н.Ватолиной.

 

Художники – плакатисты не оставили без внимания и тему партизанского движения. К числу наиболее известных плакатов относятся: «Партизаны! Бейте врага без пощады!» В.Корецкого и В.Гийцевич, «От народной мести не уйти врагу» И.Рабичева, «Разжигайте партизанскую войну в фашистском тылу» А.Кокорекина. Удачным опытом глубокого психологического решения патриотической темы в плакате явились работы В.Карецкого «Будь героем!», «Народ и Армия не победим», «Вставайте в ряды фронтовых подруг. Дружинница Бойцу помощник и друг!». Они создавались специальной режиссерской съемкой с использованием фотографии. Почти все последующие листы В.Корецкого выполнялись методом фотомонтажа.

 

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

 

Женское лицо войны. История создания плаката «Родина – мать зовет!»

АВТОР плаката «Родина – мать зовет!» известный советский художник Ираклий Моисеевич Тоидзе через много лет после окончания Великой Отечественной войны рассказывал историю, услышанную от знакомого ему фронтовика.

 

Наши войска обороняли город от превосходящих сил противника. И как это довольно часто бывало в первые месяцы войны, город отстоять не удалось. Когда бойцы покидали его, один солдат, увидев на стене полуразрушенного дома плакат, воскликнул: «А какжк мама моя?!». Он отстал от товарищей, снял плакат со стены, аккуратно сложил его и, сунув под гимнастерку, бросился догонять свое подразделение. И тут вражеская пуля достала его…

 

Случай этот весьма символический: он говорит об огромном эмоциональном воздействии, которое плакат оказывал на фронтовиков. Представляется, что влияние на людей этого произведения и еще, пожалуй, песни «Священная война» было намного сильнее, чем беседы политруков на тему, зачем и почему надо защищать Родину…

 

Созданный в первые дни войны плакат «Родина – мать зовет!» был размножне миллионными тиражами и в разных форматах. Репродукцию с него размером меньше даже почтовой открытки хранили на груди рядом с партийным или комсомольским билетом, с фотографиями матерей, невест, детей…

 

Долгие годы, вплоть до начала 90 – х, я проходил службу в редакции газеты» Красная звезда». За это время в качестве военного корреспондента я объездил пусть не весь, но большую часть Советского Союза. Приходилось мне бывать и в столичных и в дальних гарнизонах, на кораблях, аэродромах и «точках». А поскольку я был сотрудником идеологического отдела, в сферу моего внимания во время командировок непременно попадали Ленинские комнаты и каюты. Дома офицеров, клубы военных частей и другие, культурно просветительные учреждения. Ток вот, там же обязательным атрибутом оформления, как портреты основателя государства и очередного генсека, была репродукция плаката «Родина – мать зовет!»

Многоликий образ

Я встретился с сыном художника Александром Ираклиевичам. Вот что он рассказал.

 

- Отец очень любил поэта Андрея Белого, автора поэмы «Бродяга». В книге стихов рукой отца некоторые строчки подчеркнуты, и среди них есть такая: «Позволь же, о Родина – мать, в глухое сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать». Это может быть не совсем точно, но я так запомнил…

Я думаю, что, может быть, этот образ, и взят оттуда…

 

А история создания плаката такова: мама вбежала в комнату отца с криком «Война!». «Стой так и не двигайся…», - ответил он ей. Через несколько дней плакат был готов. В то июньское утро, в тот ошеломляющий миг Тамара стала олицетворением всех женщин – молодых и старых, которым выпала участь провожать сыновней на войну. И этот жест, который она, русская женщина, незаметно для себя переняла у землячек мужа – грузинских женщин – и знаком был ему, помог создать художнику его лучшее творение.

 

Приведем сохранившиеся свидетельства участников создания плаката.

 

Ираклий Тоидзе: «… Я работал над вариантом иллюстрации к поэме «Витязь в тигровой шкуре». И вдруг - сообщение Совинформбюро о том, что фашистская армия напала на нашу строну с войной. Это потрясающее сообщение сразу переключило на создание плаката…».

 

Тамара Тоидзе: «Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую… Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне: «Стой так и не двигайся!» - и сразу стал делать наброски».

 

Это тот самый случай, когда человек (в данной ситуации это Тамара Тоидзе) оказался в нужном месте в нужное время.

 

Как потом рассказала сыну Тамара Федоровна, уже в тот же день, 22 – го июня, отец сел за плакат, а она ему позировала и очень устала.

 

Александр Тоидзе: «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…».

 

История показала, что Ираклий Тоидзе был прав. Родина – мать – это не «портрет жены художника». Это портрет матери, в котором каждый из нас, внимательно вглядевшись, найдет черты дорогого лица…

 

 

Литература

1. www.plakaty.ru О. О. Савельев



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: