Положение детей в России в начале 21 века вызывает тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих школу в связи с тяжелым материальным положением в семье.
Все это происходит потому, что нарушается одно из основных прав ребенка -право на полноценное детство. Зачастую эти права нарушаются из-за незнания их как взрослыми, так и самими детьми.
В феврале 1924 года Инглатайн Джебб, основатель международной организации спасения детей провозгласил Женевскую декларацию о правах ребенка, которая была направлена на то лучшее, что может дать взрослое человеческое общество своему потомству.
В 1948 г. ООН приняла всеобщую декларацию прав человека, а через 11 лет, в 1959 году, Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию прав ребенка, которая, кроме * декларации прав, фиксировала и юридические нормы защиты прав ребенка в мире.
В нашей стране Конвенция ООН о правах ребенка была ратифицирована 13 июня 1990 года. Конвенция прав ребенка - документ юридический и педагогический, он предписывает строить процесс воспитания подрастающего поколения на нравственно -правовой основе, считая ребенка человеком, обладающим всеми правами (кроме права голосовать и быть избранным) и потому требующим к себе должного отношения со стороны взрослого населения.
Само слово «конвенция» в переводе с латинского означает договор, соглашение. Конвенция вступает в силу и является обязательной для тех государств, которые ее подписали и ратифицировали.
Конвенция состоит из преамбулы (вводная часть к законодательному факту), в которой подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу и помощь; из трех частей и 54 статей.
|
Первая часть Конвенции включает в себя 41 статью. Уже в первой статье этого раздела четко указывается, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 - летнего возраста. Все статьи этого раздела направлены на определение прав ребенка, защиту его безопасности, здоровья и обеспечение его интересов. Особое внимание в статьях 6,7,8 уделяется правам ребенка на жизнь, здоровое развитие, на имя и приобретение гражданства, подчеркивается право знать своих родителей, сохранять свою индивидуальность.
В статьях 9 и 10 особое внимание уделяется проблемам прав ребенка и родителей. Впервые в международном документе декларируются права ребенка на выражение своих взглядов по всем затрагивающим его вопросам (Статьи 12 -17)_ ст. 16 - не один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную или семейную жизнь; ребенок имеет право на тайну корреспонденции.
Следует обратить внимание на статью 19, в которой подчеркивается, что государства - участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любых других лиц, заботящихся о ребенке.
В статьях 20-30 излагаются права детей и обязанности государства, связанные с системой усыновления, получения статуса беженца, а также всей необходимой медицинской помощи. Статья 24 посвящена тем мерам, которые государства - участники должны применять для снижения уровня смертности младенцев и детской смертности;
|
борьбе с болезнями и недоеданием; предоставлению матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; развития просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи.
В статье 27 важное место отводится правам ребенка на такой уровень жизни, который обеспечивал бы его физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие. В статье 28 раскрывается право на образование, указывается на то, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, не травмирующих человеческое достоинство ребенка.
В статье 29 говорится о целях образования, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправии мужчин и женщин и дружбы между всеми народами.
В статье 31 подчеркивается право ребенка на досуг, игры и развлекательные мероприятия, соответствующие его возрасту.
В Конвенции имеются статьи (37 - 41), в которых подчеркивается, что государство обеспечивает права ребенка в случае нарушения им законов.
Особое внимание требует государственная политика в области образования: должны четко соблюдаться права ребенка на выбор образовательного учреждения, на дополнительные услуги в обучении, а также прав родителей на выбор учителя в начальной школе и воспитателя в ДОУ.
|
Работа с детьми по изучению документов о правах ребенка
У дошкольников уже достаточно развиты мышление, воображение, познавательные интересы, это дает возможность формировать у них представления о правах ребенка при условии отбора содержания и разработки адекватной методики. Данная работа должна опираться на понимании и принятии детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений со взрослыми, другими детьми.
Первый, базовый этап - знакомство с нравственными нормами и правилами: проводятся этические беседы, организуется практика поведения в соответствии с принятыми нормами и правилами. Дети начинают понимать преимущество выполнения правил и норм поведения и взаимоотношений, учатся соотносить правила и обязанности.
Второй этап - ознакомление с собственными правами: на отдых, образование, на имя, на любовь. Методика включает чтение художественных произведений, этические беседы, формирование практических навыков поведения.
Третий этап - рассказ о Конвенции о правах ребенка, принятой для всех детей планеты; чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций; рассматривание картин о жизни детей в мире; этические беседы.
Работа с родителями по изучению документов о правах ребенка
Родителей необходимо знакомить с психологическими особенностями детей, их познавательными интересами и потребностями, представлениями о морали, возможностями понимать взрослых людей и устанавливать с ними положительные взаимоотношения.
Ознакомление с документами о правах ребенка, освоение методов общения с детьми на основе соблюдения их прав - важная часть этой работы.
Формы работы с родителями по изучению документов о правах ребенка могут быть разные:
круглый стол на темы: «Что я знаю о своем ребенке», «Что делать, когда он не
слушается?», «Как любить ребенка?»; - родительские собрания: «Права ребенка в Конвенции о правах и Семейном кодексе
РФ», «Положение детей в России», «Ответственность родителей за воспитание и
развитие ребенка»;
консультации - «О наказаниях», «Хороший ли вы отец?», «Что значит уважать права ребенка - дошкольника», «Как развивать разумные потребности ребенка?»; беседы - «Какие права ребенка вам труднее всего выполнять?», «Чего у ребенка больше - прав или обязанностей?».
Работа с педагогическим коллективом по изучению документов о правах ребенка
Руководители дошкольного учреждения - заведующая и методист имеют в своем распоряжении целый ряд средств для ознакомления педагогического коллектива с Конвенцией о правах ребенка.
Общее собрание коллектива ДОУ, на котором определяется сущность работы, связанной с соблюдением прав ребенка в дошкольном учреждении.
Индивидуальные беседы с сотрудниками о соблюдении прав ребенка.
Семинар - практикум для воспитателей «Психолого - педагогические основы формирования представлений о правах человека», включающий в себя несколько занятий по темам: «Особенности общения воспитателя с ребенком», «Формы организации детской деятельности».
Педагогический тренинг по отработке методов соблюдения прав ребенка.
Педагогическая викторина «Изучаем права ребенка».
Педагогический совет «Проблема реализации прав ребенка в сфере семейного воспитания и образования», «Методика формирования у детей представлений о правах ребенка».
В работе с педагогами особое внимание следует уделять обучению практическим действиям по оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого отношения.
Признаки жестокого обращения с детьми
1. Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать
особенности психического состояния и поведения ребенка:
боязнь физического контакта со взрослыми;
стремление скрыть причину травм;
плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
суицидальные попытки.
2. Сексуальное насилие (или развращение) можно заподозрить при следующих
особенностях состояния и поведения ребенка:
ночные кошмары, страхи;
несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о
сексуальном поведении;
стремление полностью закрыть свое тело;
депрессия, низкая самооценка.
3. Психическое (эмоциональное) насилие позволяет заподозрить следующие
особенности состояния и развития ребенка:
постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
различные соматические заболевания;
беспокойство, тревожность, нарушение сна;
агрессивность;
склонность к уединению, неумение общаться;
плохая успеваемость;
задержка физического и умственного развития ребенка;
нервный тик, энурез.
4. Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:
задержка речевого и моторного развития:
постоянный голод;
кража пищи;
требования ласки и внимания;
низкая самооценка, низкая успеваемость;
агрессивность и импульсивность;
утомленный, сонный вид;
санитарно - гигиеническая запущенность;
отставание в физическом развитии;
частая вялотекущая заболеваемость;
антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.
К кому обращаться за помощью: милиция
юридические консультации - службы здравоохранения
медико - социально - психологические центры
телефоны доверия
специальные службы защиты от насилия