Работа с педагогическим коллективом, родителями и детьми по изучению прав ребенка




Положение детей в России в начале 21 века вызывает тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих школу в связи с тяжелым материальным положением в семье.

Все это происходит потому, что нарушается одно из основных прав ребенка -право на полноценное детство. Зачастую эти права нарушаются из-за незнания их как взрослыми, так и самими детьми.

В феврале 1924 года Инглатайн Джебб, основатель международной организации спасения детей провозгласил Женевскую декларацию о правах ребенка, которая была направлена на то лучшее, что может дать взрослое человеческое общество своему потомству.

В 1948 г. ООН приняла всеобщую декларацию прав человека, а через 11 лет, в 1959 году, Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию прав ребенка, которая, кроме * декларации прав, фиксировала и юридические нормы защиты прав ребенка в мире.

В нашей стране Конвенция ООН о правах ребенка была ратифицирована 13 июня 1990 года. Конвенция прав ребенка - документ юридический и педагогический, он предписывает строить процесс воспитания подрастающего поколения на нравственно -правовой основе, считая ребенка человеком, обладающим всеми правами (кроме права голосовать и быть избранным) и потому требующим к себе должного отношения со стороны взрослого населения.

Само слово «конвенция» в переводе с латинского означает договор, соглашение. Конвенция вступает в силу и является обязательной для тех государств, которые ее подписали и ратифицировали.

Конвенция состоит из преамбулы (вводная часть к законодательному факту), в которой подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу и помощь; из трех частей и 54 статей.

Первая часть Конвенции включает в себя 41 статью. Уже в первой статье этого раздела четко указывается, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 - летнего возраста. Все статьи этого раздела направлены на определение прав ребенка, защиту его безопасности, здоровья и обеспечение его интересов. Особое внимание в статьях 6,7,8 уделяется правам ребенка на жизнь, здоровое развитие, на имя и приобретение гражданства, подчеркивается право знать своих родителей, сохранять свою индивидуальность.

В статьях 9 и 10 особое внимание уделяется проблемам прав ребенка и родителей. Впервые в международном документе декларируются права ребенка на выражение своих взглядов по всем затрагивающим его вопросам (Статьи 12 -17)_ ст. 16 - не один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную или семейную жизнь; ребенок имеет право на тайну корреспонденции.

Следует обратить внимание на статью 19, в которой подчеркивается, что государства - участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любых других лиц, заботящихся о ребенке.

В статьях 20-30 излагаются права детей и обязанности государства, связанные с системой усыновления, получения статуса беженца, а также всей необходимой медицинской помощи. Статья 24 посвящена тем мерам, которые государства - участники должны применять для снижения уровня смертности младенцев и детской смертности;

борьбе с болезнями и недоеданием; предоставлению матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; развития просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи.

В статье 27 важное место отводится правам ребенка на такой уровень жизни, который обеспечивал бы его физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие. В статье 28 раскрывается право на образование, указывается на то, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, не травмирующих человеческое достоинство ребенка.

В статье 29 говорится о целях образования, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправии мужчин и женщин и дружбы между всеми народами.

В статье 31 подчеркивается право ребенка на досуг, игры и развлекательные мероприятия, соответствующие его возрасту.

В Конвенции имеются статьи (37 - 41), в которых подчеркивается, что государство обеспечивает права ребенка в случае нарушения им законов.

Особое внимание требует государственная политика в области образования: должны четко соблюдаться права ребенка на выбор образовательного учреждения, на дополнительные услуги в обучении, а также прав родителей на выбор учителя в начальной школе и воспитателя в ДОУ.

Работа с детьми по изучению документов о правах ребенка

У дошкольников уже достаточно развиты мышление, воображение, познавательные интересы, это дает возможность формировать у них представления о правах ребенка при условии отбора содержания и разработки адекватной методики. Данная работа должна опираться на понимании и принятии детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений со взрослыми, другими детьми.

Первый, базовый этап - знакомство с нравственными нормами и правилами: проводятся этические беседы, организуется практика поведения в соответствии с принятыми нормами и правилами. Дети начинают понимать преимущество выполнения правил и норм поведения и взаимоотношений, учатся соотносить правила и обязанности.

Второй этап - ознакомление с собственными правами: на отдых, образование, на имя, на любовь. Методика включает чтение художественных произведений, этические беседы, формирование практических навыков поведения.

Третий этап - рассказ о Конвенции о правах ребенка, принятой для всех детей планеты; чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций; рассматривание картин о жизни детей в мире; этические беседы.

Работа с родителями по изучению документов о правах ребенка

Родителей необходимо знакомить с психологическими особенностями детей, их познавательными интересами и потребностями, представлениями о морали, возможностями понимать взрослых людей и устанавливать с ними положительные взаимоотношения.

Ознакомление с документами о правах ребенка, освоение методов общения с детьми на основе соблюдения их прав - важная часть этой работы.

Формы работы с родителями по изучению документов о правах ребенка могут быть разные:

круглый стол на темы: «Что я знаю о своем ребенке», «Что делать, когда он не

слушается?», «Как любить ребенка?»; - родительские собрания: «Права ребенка в Конвенции о правах и Семейном кодексе

РФ», «Положение детей в России», «Ответственность родителей за воспитание и

развитие ребенка»;

консультации - «О наказаниях», «Хороший ли вы отец?», «Что значит уважать права ребенка - дошкольника», «Как развивать разумные потребности ребенка?»; беседы - «Какие права ребенка вам труднее всего выполнять?», «Чего у ребенка больше - прав или обязанностей?».

Работа с педагогическим коллективом по изучению документов о правах ребенка

Руководители дошкольного учреждения - заведующая и методист имеют в своем распоряжении целый ряд средств для ознакомления педагогического коллектива с Конвенцией о правах ребенка.

Общее собрание коллектива ДОУ, на котором определяется сущность работы, связанной с соблюдением прав ребенка в дошкольном учреждении.

Индивидуальные беседы с сотрудниками о соблюдении прав ребенка.

Семинар - практикум для воспитателей «Психолого - педагогические основы формирования представлений о правах человека», включающий в себя несколько занятий по темам: «Особенности общения воспитателя с ребенком», «Формы организации детской деятельности».

Педагогический тренинг по отработке методов соблюдения прав ребенка.

Педагогическая викторина «Изучаем права ребенка».

Педагогический совет «Проблема реализации прав ребенка в сфере семейного воспитания и образования», «Методика формирования у детей представлений о правах ребенка».

В работе с педагогами особое внимание следует уделять обучению практическим действиям по оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого отношения.

Признаки жестокого обращения с детьми

1. Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать
особенности психического состояния и поведения ребенка:

боязнь физического контакта со взрослыми;

стремление скрыть причину травм;

плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

суицидальные попытки.

2. Сексуальное насилие (или развращение) можно заподозрить при следующих
особенностях состояния и поведения ребенка:

ночные кошмары, страхи;

несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о

сексуальном поведении;

стремление полностью закрыть свое тело;

депрессия, низкая самооценка.

3. Психическое (эмоциональное) насилие позволяет заподозрить следующие
особенности состояния и развития ребенка:

постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

различные соматические заболевания;

беспокойство, тревожность, нарушение сна;

агрессивность;

склонность к уединению, неумение общаться;

плохая успеваемость;

задержка физического и умственного развития ребенка;

нервный тик, энурез.

4. Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:
задержка речевого и моторного развития:

постоянный голод;

кража пищи;

требования ласки и внимания;

низкая самооценка, низкая успеваемость;

агрессивность и импульсивность;

утомленный, сонный вид;

санитарно - гигиеническая запущенность;

отставание в физическом развитии;

частая вялотекущая заболеваемость;

антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.

К кому обращаться за помощью: милиция

юридические консультации - службы здравоохранения

медико - социально - психологические центры

телефоны доверия

специальные службы защиты от насилия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: