ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА (продолжение)




Эргономические свойства — способность товаров создавать

ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и органолептическими (психолого-физиологическими) характеристиками потребителя.

Эргономика — наука, комплексно изучающая человека в

конкретных условиях его деятельности с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации либо потребления.

Эргономические свойства удовлетворяют физиологические и/или психические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителя. В зависимости от этих характеристик эргономические свойства подразделяются на следующие подгруппы: антропометрические, физиологические, психологические и органолептические (психолого-физиологические) свойства.

Антропометрические свойства — способность товаров при

потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя.

Эти свойства должны создавать комфортность, удобства при

потреблении товаров. Наибольшее значение они имеют при оценке

качества непродовольственных товаров, особенно одежно-обувных.

Поэтому при проектировании и разработке продукции используются данные об антропометрических замерах населения, на основании которых устанавливаются размеры одежды, обуви, головных уборов.

В разных регионах земного шара антропометрические характеристики людей (рост, полнота, объем талии, длина и ширина

ступни и др.) неодинаковы. В результате размеры одежды и обуви,

производимых в разных странах, не соответствуют друг другу. Так,

итальянская, китайская, вьетнамская обувь меньше отечественной

при одинаковой маркировке размера. Товароведы и продавцы должны учитывать это и информировать потребителя.

Для устранения этих барьеров в международной торговле

промышленность многих развитых стран стремится к унификации

размеров.

Показателями антропометрических свойств могут служить не

только размеры одежды, обуви, головных уборов, но и размеры рабочих деталей оргтехники, бытовой техники, канцелярских товаров и др. Диаметры ручек, карандашей, фломастеров не случайны, они отражают антропометрические характеристики руки человека и обеспечивают удобство и рациональность использования. При больших или меньших их размерах наступает быстрое утомление, возникает ощущение неудобства.

Размеры мебели должны обеспечивать удобство пользования,

комфорт. У посуды удобство пользования обусловлено размерами, формой и конструкцией отдельных деталей (ручек, крышек и т. п.).

Антропометрические свойства, как видно из вышеизложенного, характерны в основном для непродовольственных товаров, а для продовольственных товаров имеют ограниченное применение.

Единичными показателями этих свойств могут служить размер и форма табачных изделий (сигарет, папирос, сигар), карамельных изделий, твердость сахара-рафинада, пряников, сухарных и бараночных изделий. Твердость должна быть сопоставима с прочностью зубов.

Физиологические свойства — способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании.

В процессе потребления (эксплуатации) товаров человек затрачивает определенные усилия, расходуя при этом энергию. Чем

меньше усилий необходимо при потреблении товара, тем лучше его

функциональные свойства. Косвенными показателями этих свойств

могут служить масса товаров (например, одежды, обуви, посуды и т.

п.), форма и объем (посуды, одежды и т. п.), конструкция органов

управления сложнотехническими товарами (рукоятками, кнопками,

рулями и т. п.). Для органов управления бытовой и иной техникой установлены оптимальные и максимальные величины усилий человека, позволяющие предотвратить повышенную утомляемость при многократном воздействии на эти органы.

Физиологические свойства товаров должны учитывать индивидуальные особенности определенных сегментов потребителей по разным признакам, например, по возрасту (товары для детей, пожилых людей, молодежи и т. д.), состоянию здоровья (например, товары для инвалидов, левшей и др.). Примером показателя физиологических свойств пищевых продуктов может служить консистенция и/или степень дисперсности продуктов детского питания, предназначенных для детей разного возраста. Для детей до 6 мес. продукты детского питания должны иметь жидкую консистенцию, до 1 года — гомогенизированную и крупнодисперсную.

Психологические свойства — способность товаров обеспечивать при потреблении (эксплуатации) душевный комфорт потребителю, соответствовать его индивидуальному восприятию товара.

Душевный комфорт — состояние внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с собой и окружающим миром.

Одним потребителям душевный комфорт могут создавать любимые, привычные вещи, а другим необходимо постоянное обновление их. Психологические требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости

изображения и т. п. Например, восприятие отдельных пищевых

продуктов в определенных регионах земного шара определяется

национальными, религиозными, семейными и другими обычаями.

Мясо лягушек, которое французы считают деликатесом, не

принято употреблять в пищу в славянских странах. Мусульмане не едят свинину, считая ее нечистым продуктом, а индусы —говядину, так как корова в Индии — священное животное.

Определенные психологические требования предъявляет потребитель и ко многим непродовольственным товарам, особенно

сложнотехническим. Например, бытовая аудио- и видеотехника должна соответствовать психологическим возможностям человека

воспринимать звуковую и визуальную информацию. Так, повышенная громкость звучания, большое количество кадров или

строк в единицу времени вызывает быструю утомляемость, сильную возбудимость нервной системы. Поэтому длительная и частая эксплуатация таких товаров небезопасна для здоровья потребителей.

Органолептические (психолого-физиологические) свойства

способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям и запросам потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека.

В основном они характеризуются органолептическими показателями, основу которых составляет психолого-физиологическое восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств. Органолептические ощущения зависят от физиологического и психологического состояния конкретного человека, что и предопределяет его потребности. Например, в состоянии утомления, стрессов, депрессий у разных людей возникают неодинаковые потребности. Кто-то пытается снять нервное напряжение с помощью алкогольных напитков, чая, кофе, табачных изделий, кто-то — с помощью сладких изделий (шоколада, конфет и т. п.).

С точки зрения физиологии человека — это вполне объяснимо. При сильных вкусовых и обонятельных ощущениях происходит переключение возбудимости одних участков коры головного мозга на другие, обеспечивающие восприятие вкуса и запаха. Древние цивилизации неосознанно выработали приемы снятия нервных напряжений с помощью различных запахов, создаваемых благовониями, душистыми травами.

Для непродовольственных товаров (в основном для одежды и обуви) принято выделять еще одну подгруппу эргономических свойств — гигиенические. Однако, по нашему мнению, эти свойства следует отнести к физиологическим. Теплоизоляционные и сорбционные свойства, а также проницаемость предназначены для удовлетворения физиологических потребностей человека (потребность в поддержании постоянства температуры тела, удалении водяных паров пота, потребность кожи в кислороде и т. п.).

Кроме того, следует учесть, что во многих нормативных документах (федеральных законах, СанПиН, правилах по сертификации и т. п.) гигиенические (в современной терминологии —санитарно-эпидемиологические) свойства отнесены к группе безопасности. Для продовольственных товаров гигиенические свойства и показатели являются определяющими для безопасности.

Эстетические свойства вещей изучает эстетика — наука о сущности и формах прекрасного в природе, предметах, художественном творчестве и жизни.

Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако представления о них у разных людей, проживающих в различных регионах земного шара и в разные эпохи, неодинаково. Неодинаковы эти представления и у людей одной страны, местности, даже одной семьи.

Эстетические потребности очень индивидуальны, что предопределяет сложность обеспечения эстетических свойств товаров.

Определяющим комплексным показателем эстетических свойств всех товаров является их внешний вид. Остальные подгруппы эстетических свойств можно рассматривать как разновидности отдельных единичных или

Внешний вид — комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности, иногда целостность. Для эстетического восприятия разных товаров значимость перечисленных единичных показателей внешнего вида неодинакова и зависит от особенностей товаров.

Форма характеризуется геометрическими параметрами. На восприятие формы большое влияние оказывает соотношение размеров. Эстетические потребности наиболее удовлетворяет гармоничная форма, отличающаяся органическим сочетанием размеров с геометрическими параметрами и назначением изделия.

Цвет определяется световыми волнами определенной длины,

воспринимаемыми глазом человека. Для эстетического восприятия имеют значение цветовое решение и цветовая гамма.

Состояние поверхности зависит от состава и структуры веществ или материалов, входящих в товары или упаковку. По степени значимости для эстетического восприятия этот показатель уступает форме и цвету. Эстетичность поверхности оценивается по ее состоянию (гладкая, шероховатая, ворсистая и т. п.), текстуре, наличию выступающих деталей.

При эстетическом восприятии оценивают целостность товаров, которая характеризуется отсутствием у них повреждений, ухудшающих форму (отсутствующие детали одежды, обуви, посуды вследствие механических повреждений), цвет (например, при микробиологической порче) и состояние поверхности (например, проколы, порезы, трещины, разрывы и др.).

Целостность композиции отражает рациональную взаимосвязь

внешних признаков с внутренней структурой и предполагает подчиненность главным элементам второстепенных, единство стилевого решения всех частей изделий.

Совершенство производственного исполнения изделия определяется тщательностью покрытия и отделки поверхности, чистотой выполнения сочленений, информационных знаков, упаковки и т. п.

Следует отметить, что эстетическое восприятие всех показателей внешнего вида может относиться не только к товару, но и к упаковке.

Причем эстетические свойства упакованных товаров во многом определяются внешним оформлением упаковки, под которой может

скрываться товар, обладающий невысокими эстетическими свойствами.

Дизайн — способность товаров комплексно удовлетворять эстетические, эргономические, социальные и иные потребности за счет их художественного конструирования. Удовлетворение многообразных потребностей и в первую очередь эстетических достигается путем рационального сочетания показателей внешнего

вида (формы, цвета, состояния поверхности и т. п.) с размерами и

показателями функциональных и эргономических свойств.

Среди показателей внешнего вида, определяющих дизайн товаров, особое место занимает форма, которая обусловливает основные типы стилей в дизайне. Известным дизайнером Джиффордом Джексоном были выделены и охарактеризованыследующие стили: ступенчатый, обтекаемый, конусный, нормальный и скульптурный.

Дизайн является составной частью определенной моды и/или

стиля товаров. Разработка дизайна товаров играет важную роль в

проектировании направления моды и обеспечения определенного стиля.

Стиль — способность товаров удовлетворять социальные и эстетические потребности с помощью совокупности показателей

внешнего вида, конструктивных особенностей и деталей, которые определяются общим для конкретного сегмента потребителей мироощущением.

Стиль формируется в течение достаточно продолжительного времени под воздействием исторических, демографических, географических, национальных, корпоративных и иных факторов.

Как и другие подгруппы эстетических свойств, стиль удовлетворяет не только эстетические, но и социальные потребности, поскольку в большинстве случаев отражает и стремление людей быть причастными к определенной группе населения или эпохе (быть современными). Стиль товаров совместно с модой является важным средством создания имиджа потребителей (организаций или отдельных людей) и удовлетворения престижных потребностей как разновидности социальных потребностей.

Стиль отражает определенные особенности художественной культуры, сформировавшиеся под воздействием социально-экономических условий развития общества в конкретный исторический период. Изменение этих условий постепенно приводит к утверждению нового стиля. Стиль отражает взаимосвязь

содержания и внешнего оформления товаров. Классификация стилей:

Исторический стиль (стиль эпохи) товаров —

способность товаров отражать исторически сложившуюся общность

средств и приемов художественной выразительности.

Исторические стили находят выражение прежде всего в архитектуре, что побуждает к созданию предметов быта (мебели, посуды, одежды, обуви и т. п.), обладающих стилевым единством с архитектурным пространством. Эта группа стилей в большей мере охватывает непродовольственные товары, в меньшей — пищевые продукты (в основном их внешнее оформление и упаковку).

Н а ц и о н а л ь н ы е с т и л и — способность товаров отражать

через их внешнее оформление вкусы и предпочтения потребителей

определенной страны. Характерными признаками национальных

стилей могут быть определенная цветовая гамма, рисунки, конструктивные особенности изделий или их отдельных элементов. В товарах национальный стиль может быть доминирующим (например, русские матрешки, изделия из Хохломы, Гжели и т. п.) или в виде отдельных элементов (например, вышивка на одежде в русском стиле).

С о ц и а л ь н ы е с т и л и — способность товаров через внешний вид, конструкцию и используемые материалы, сырье, а также определенные детали оформления отражать причастность потребителя к определенной социальной группе людей, и/или организации, и/или образу жизни. По сути, социальные стили являются стилями жизни людей в социуме и их можно подразделить

на индивидуальные и коллективные стили.

Индивидуальный стиль отражает вкусы и предпочтения конкретного потребителя, предназначенные для обеспечения определенного образа жизни.

Различают такие индивидуальные стили, как деловой, спортивный, вечерний. Кроме того, все демографические стили (молодежный, подростковый, детский и т. п.) также являются

индивидуальными.

Индивидуальный стиль формируется конкретным потребителем и во многом определяет его запросы.

Коллективный стиль формируется в определенных социальных группах людей под воздействием общественного мнения, корпоративной (фирменной) культуры и специально создается для обеспечения имиджа организации или отдельным людям, причастным к коллективу.

Фирменный стиль — единый четко выраженный стиль, определяющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров. Одно из

главных его назначений — укрепление с помощью дизайна престижа

фирмы, усиление «узнаваемости» своих товаров для удержания определенного сегмента рынка.

Мода — способность внешнего вида товаров удовлетворять эстетические потребности, сформированные или сложившиеся в определенной социально-культурной среде на определенный, ограниченный период.

Основополагающими признаками, характеризующими это

свойство, являются единичные показатели внешнего вида: форма изделий в целом и/или отдельных его частей (например, заостренная,

округлая или квадратная форма носка обуви), цвет и/или цветовая

гамма (особенно это характерно для одежды, обуви — модный цвет

сезона), состояние поверхности, в том числе деталей оформления (например, наличие рюшек на платьях, блузках, фурнитуры на обуви, мебели и т. п.), наличие или отсутствие отдельных функциональных деталей (например, задника у обуви, рукавов, поясов — у одежды).

Названные показатели моды обеспечиваются путем подбора наиболее пригодных видов сырья, материалов и разработки определенной конструкции.

Мода создается модельерами для формирования новых потребностей в товарах, чтобы побуждать потребителя покупать их,

несмотря на то, что изделия аналогичного назначения у него есть в

достаточном количестве. Поэтому мода выступает в качестве одного

из наиболее значимых факторов морального старения товаров длительного пользования. Вместе с тем мода является одним из важных двигателей научно-технического прогресса, побуждая модельеров создавать не только модные товары, но и заказывать разработку новых материалов, технологий.

Эстетическое восприятие моды субъективно и связано с ее направлением, характерным для конкретного исторического периода.

Если в моде длинные платья или туфли на тонком каблуке, это

положительно воспринимается большинством потребителей как высокий уровень эстетических свойств. Уходит мода, и восприятие

этих товаров может быть прямо противоположным.

Мода изменяется в зависимости от социально-экономических

условий, причем эти изменения происходят быстрее и чаще, чем изменения стиля. Наиболее быстро меняется мода на непродовольственные товары, НО и продовольственные – ЗОЖ!!!

Оценку эстетических свойств выпускаемой продукции проводят экспертные комиссии. В торговле оценку эстетических свойств товаров должны осуществлять товароведы, которые должны уметь различать стили, направления моды и соответственно распознавать модные товары.

Экологические свойства (экологичность) — способность товаров оказывать воздействие на безопасность окружающей среды при их производстве, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации).

Все большее загрязнение окружающей среды ставит существование человечества на грань катастрофы. В этих условиях резко возрастает степень значимости экологических свойств. Несмотря на это, в действующих нормативных документах редко устанавливаются показатели экологических свойств товаров, хотя многие потребительские товары обладают такими свойствами.

Все товары в разной степени загрязняют окружающую среду на

различных этапах товародвижения.

Так, наибольшее загрязнение окружающей среды отмечается при производстве товаров или сырья, материалов и/или полуфабрикатов. Для многих непродовольственных товаров и табачных изделий наибольшую значимость после технологических загрязнений имеют бытовые загрязнения упаковкой и загрязнения, возникающие при эксплуатации.

Экологичность пищевых продуктов также определяется

использованием упаковки, особенно одноразовой, наличием потерь и отходов, возникающих при перевозке, хранении, реализации, потреблении, утилизации отходов.

Примером экологических свойств автомобилей может служить

содержание вредных веществ в выхлопных газах; тканей и одежды —прочность красителей; порошкообразных товаров (муки, крахмала, мела, цемента, стиральных порошков) — надежность транспортных средств или упаковки, которые должны предохранять товары от распыла.

Показателями экологических свойств бытовой техники являются характеристики электромагнитных полей, которые нарушают стабильность окружающей среды, громкость звучания (для аудиотехники), так как превышение установленных норм вызывает шумовое загрязнение.

Показателями экологических свойств товаров служат различные виды загрязнений, которые ухудшают безопасность окружающей среды. Виды этой безопасности во многом совпадают с безопасностью людей. Поэтому в Федеральном законе «О техническом регулировании» безопасность населения и окружающей среды объединены в безопасность для жизни, здоровья потребителей, животных и растений, для имущества юридических и физических лиц.

Однако при оценке качества товаров экологичность и безопасность для потребителя, несмотря на их тесную взаимосвязь и обусловленность, должны учитываться отдельно.

Безопасность — очень важное и широко трактуемое свойство

многих объектов: товаров, процессов, услуг, а также окружающей

среды. Поэтому в ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании» дано

обобщенное определение термина: «Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,

реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует

недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений».

Безопасность товаров относится к обязательным требованиям и

должна регламентироваться техническими регламентами.

Применительно к качеству потребительских товаров безопасность может быть определена как отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при эксплуатации или потреблении товаров.

Безопасность — важнейшее свойство качества, которым должны обладать все потребительские товары. В отличие от других

потребительских свойств, ухудшение или утрата которых приводит к потерям функционального или социального назначения, превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в категорию опасной. Опасная продукция подлежит уничтожению, а продукция, утратившая иные потребительские свойства, относится к условно пригодной и может быть использована на промпереработку.

Кроме того, утраченные свойства продукции могут быть

восстановлены после соответствующего устранения дефектов,

благодаря чему она может быть использована по назначению.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» различают

следующие виды безопасности:

• безопасность излучений;

• биологическая безопасность;

• взрывобезопасность;

• механическая безопасность;

• пожарная безопасность;

• термическая безопасность;

• химическая безопасность;

• электрическая безопасность;

• ядерная и радиационная безопасность.

Общими и наиболее распространенными для товаров являются

химическая и биологическая безопасности. Остальные виды безопасности следует отнести к специфичным.

Для продовольственных и непродовольственных товаров в

нормативных документах (технических регламентах, СанПиНах и т. п.) устанавливаются комплексные требования к безопасности, которые называются санитарно-эпидемиологическими. Эти требования охватывают химическую, радиационную и биологическую безопасности.

Химическая безопасность — отсутствие недопустимого риска,

который может быть нанесен токсичными веществами жизни, здоровью и имуществу потребителей.

Вещества, влияющие на химическую безопасность товаров,

подразделяются на следующие группы: токсичные элементы (соли

тяжелых металлов); микотоксины; нитраты и нитриты; пестициды;

антибиотики; гормональные препараты; высшие спирты и альдегиды; сложные эфиры; фурфурол и оксиметил- фурфурол; мономеры; запрещенные пищевые добавки, красители для упаковки, полимерные материалы (для конкретных товаров).

Радиационная безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу

потребителя радиоактивными элементами (изотопами) или ионизирующим излучением этих элементов.

Биологическая безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при различного рода биоповреждениях потребительских товаров.

К биоповреждениям относятся микробиологические и зоологические, в том числе паразитологические, повреждения.

М и к р о б и о л о г и ч е с к и е п о в р е ж д е н и я (з а б о л е -в а н и я) вызывают разнообразные микроорганизмы. Различают

бактериальные и грибные заболевания, являющиеся наиболее

распространенными причинами, по которым пищевые продукты

утрачивают биологическую безопасность. При этом в продуктах

накапливаются токсические вещества (микотоксины — при плесневении, трупные и иные яды — при гниении, токсины ботулинуса, сальмонеллы, стафилококка, кишечнойпалочки и др.), которые вызывают отравления разной степени, иногда и с летальным исходом.

Микробиологические повреждения непродовольственных товаров встречаются реже, в основном это плесневение тканей, кожи, мехов и изделий из них. При этом наносимый вред выражается в утрате механической прочности материалов.

Биоповреждения второй группы следует назвать з о о п о в р е ж д е н и я м и, так как их вызывают различные представители животного мира (насекомые, грызуны, птицы). Результат таких

биоповреждений — не только количественные потери вследствие

поедания части товаров животными, нарушения их целостности, но и утрата безопасности, поскольку поврежденные товары загрязняются экскрементами (испражнениями) насекомых, грызунов и птиц, а также могут быть инфицированы патогенными микроорганизмами, вызывающими такие болезни, как ящур, сибирская язва, чума, холера, псевдотуберкулез и др.

Непродовольственные товары поражаются насекомыми и грызунами реже, в основном это изделия из шерсти и меха (платяная

моль). Возможно также повреждение многих товаров тараканами,

которые всеядны и питаются не только пищевыми продуктами, но и

бумагой, кожей, тканями.

Механическая безопасность — отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий (ударов, трения, проколов, деформации и т. п.).

Показатель механической безопасности устанавливается в основном для непродовольственных товаров: одежды, обуви (коэффициент толщины швов — для чулочно-носочных изделий, требования к швам и срезам — для бельевых швейных изделий, величина деформации подноска и задника — для обуви и т. п.), автомеханических средств (наличие ремней безопасности, амортизаторов, отсутствие в салоне и на кузове выступающих деталей).

Для пищевых продуктов механическая безопасность не нормируется, но ее утрата регламентируется в виде допускаемых или недопускаемых дефектов.

Электрическая, магнитная и электромагнитная безопасность —отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен воздействием электрического тока, а также электрических, магнитных и электромагнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров.

Данные виды безопасности присущи только электротоварам, при включении которых в источники электрического тока создаются электрические, магнитные и электромагнитные поля различной частоты и мощности. Эти поля оказывают негативное воздействие на организм человека, если нарушаются допустимые уровни.

Термическая безопасность — отсутствие недопустимого риска, наносимого потребителю воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров.

Термической безопасностью должны обладать нагревательные

приборы. Ее необходимо обеспечивать также при подаче и реализации готовых пищевых продуктов в горячем состоянии.

Пожарная безопасность — отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовозгорания.

Требования к пожарной безопасности регламентируются Законом РФ «О пожарной безопасности», СНиП и Правилами пожарной безопасности.

Этот вид безопасности присущ в большей степени непродовольственным товарам, хотя при несоблюдении правил пожарнойбезопасности гореть могут почти все потребительские товары, в том числе и продукты питания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: