САМОПОНИМАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА И
В последнее время все более популярными становятся исследования, посвященные осмыслению непонимания человеком себя и мира, других людей как причины физических и психических заболеваний.
Отмечается, что если определять здоровье человека как состояние полного физиологического, психического и социального благополучия, то оно зависит от следующих факторов: успехи медицины и врачебной деятельности — 8%, генетическая информация - 20%, воздействие экологии — 22%, образ жизни — 50%. Таким образом, главный источник развития и укрепления ресурсов здоровья человека состоит в систематической активности в течение всей жизни. Медицина же, как сказал академик Н.М. Амосов: «...чудесно лечит много болезней, но не способна сделать человека здоровым». Чтобы стать здоровым, необходимо приложить собственные усилия, постоянные и значительные, которые нечем заменить («Физическое воспитание...», 1998).
Способность к самопониманию как способность к осмыслению своих действий, переживаний и внутренних особенностей, характеристик во многом определяет возможность сохранения и поддержания психического и физического здоровья человека, сохранения человеческой жизни в целом.
Характер организации индивидуального опыта субъекта оказывает значимое влияние на выбор стратегии поведения и образ жизни человека в целом. Так, излишне клишированное и стереотипизированное восприятие себя и мира, приводящее к потере познавательного и ценностного интереса к другим людям и самому себе, снижению толерантности к ситуациям неопределенности, превращению мира в «обыденный и известный», «понятный» — «открытую книгу», — часто сопутствует психологическому и физическому, физиологическому старению человека, возникновению болезней «духа и тела». Известно, например, что долгожители характеризуются оптимистичным, доброжелательным и ответственным отношением к себе и к миру, сохраненным высоким познавательным интересом. Пессимисты и «экстерналы», стремящиеся свалить все неудачи в своей жизни и приписать ответственность за свое здоровье или нездоровье обстоятельствам или окружающим людям, напротив, более подвержены психическим и физическим заболеваниям, раньше стареют.
Самым важным здесь оказывается баланс этих установок. Так, в известных опытах Дж. Портера и Р. Брэди (Porter J., Brady R.) с «executive monkeys» («ответственными обезьянами») исследователи наблюдали за двумя обезьянами. В течение 6 часов обезьяны подвергались нагрузке сложными стереотипами и условными рефлексами. Затем на животных действовали еще и электрическими разрядами. Причем одна из обезьян была «ответственной», то есть имела возможность выключить установку таким образом, чтобы ни она, ни ее соседка не получили разряда. У «ответственных» обезьян образовывались поражения желудка и двенадцатиперстной кишки, а их соседи оставались здоровыми.
Таким образом, становится ясно: проблема понимания предстает как важное связующее звено в интерпретации взаимоотношений «души и тела» человека. Осмысленность жизни — условие ее полноты, психофизического благополучия личности. Понимание особенностей функционирования различных уровней человека (уровня ощущений - соматического уровня; уровня осознавания — психического уровня; уровня выражения — поведенческого уровня) выступает важным фактором достижения их конгруэнтного взаимодействия. Умение «слушать» свое тело, разговаривать с ним, относиться как к «собеседнику», отдельному «голосу», части личности, заслуживающей, как и все остальные компоненты нашего «Я», «всей нашей любви и принятия», вера в возможности изменения своего тела, его выздоровления, доверие к своему внутреннему голосу, интуиции - важное условие выздоровления и физического совершенствования человека, как свидетельствуют многочисленные медицинские и психологические исследования здоровых и больных людей, людей обычных и спортивных «звезд».
Для выздоровления бывает важно осознать, что хотят сказать человеку его тело, душа, психосоматический симптом, «созданный» ими. Симптом может быть понят как некое «экзистенциальное сообщение», которое человек, если он хочет, выздороветь, должен услышать. Иногда это сообщение звучит просто: «Не делай этого!» — и человеку остается выяснить только то, что он не должен делать. Иногда бывает значительно сложнее — и чем серьезнее заболевание, тем обычно более сложные психологические и психофизиологические «травмы» и/или более деструктивные для личности повседневные поведенческие модели (паттерны) стоят за ним. Сделать шаг к их осознанию значит сделать шаг к пониманию болезни, а следовательно, излечению и восстановлению здоровья.
Исследования - опросы и анализ стенограмм профессиональных тренингов для психологов и социальных работников центров социального обслуживания и помощи семье и детям Москвы и Московской области в 1999—2000 годах показали, что внутренняя картина здоровья по сравнению с внутренней картиной болезни обладает меньшей дифференцированностью и осознанностью, сформирована в гораздо меньшей степени и с возрастом оказывается все более тесно связанной с внутренней картиной болезни (Минигалиева М.Р., 2000). Так, при ответе на вопросы «Что меня волнует/интересует/беспокоит в сфере здоровья?» участники опросов и тренингов давали следующие ответы:
1) около 85% участников особое внимание обращали на проблемы низкого качества современного медицинского обслуживания, нарушение медицинским персоналом профессиональной и человеческой этики, недостаточность и невозможность достать эффективные лекарства;
2) около 40% сетовали на начинающийся процесс физической инволюции, усталость и болезни, плохое психосоматическое состояние;
3) около 20% были озабочены поисками народных и/ или новых научных способов лечения болезней, вплоть до генно-инженерных и трансплантационных;
4) около 5% (!) респондентов обращали внимание на проблемы здорового образа жизни, способов его достижения, конкретных методов поддержания здоровья;
5) практически отсутствовали ответы, свидетельствующие о направленности респондентов на поиск способов и образа жизни, помогающего развивать свое здоровье, стремиться к достижению внутренней и внешней психофизиологической гармонии, гармоничным социальным контактам с окружающими.
Таким образом, отвечая на вопросы, касающиеся здоровья, респонденты дают ответы, касающиеся в основном болезни. При этом в понятие здоровья большинство респондентов включает негативные переживания по поводу его утраты; абсолютно не представленными остаются в сознании респондентов идеи о необходимости развития здоровья, его социальных и личностных предпосылок и компонентов. Обычно субъекты склонны транслировать ответственность за собственное здоровье (то есть болезни) кому-то другому: врачам (порядка 85—90%), окружающим людям (порядка 45—60%), Богу или природе, не давшим его (10-20%).
Исходя из внутренней картины здоровья, клиенты и пациенты сознательно и бессознательно вырабатывают различные способы и приемы адаптации к болезни и компенсации негативных изменений, происходящих с ними. Естественно, что неадекватность и несформированность картины здоровья существенно затрудняет поиск конструктивных способов копинга, то есть преодоления болезни и ее последствий.
Обучение саногенному мышлению преследует психогигиенические цели управления собой с сохранением и укреплением нервно-психического здоровья, способствует выработке гармоничного поведения. Используются элементы саморефлексии, «отчуждения» так, чтобы в поведении реализовалась разумная воля, главными признаками которой являются знание и умение мыслить саногенно, то есть здраво, и так, как необходимо для реализации поставленной цели. Саногенное самопознание включает в себя не только управление своей волей, но и умение направлять ее на самосовершенствование, осознание личностных (эмоциональных) барьеров, мешающих морально-волевой тренировке. Саморефлексия, направленная на анализ своих потребностей и желаний, критическое осмысление конфликтных ситуаций и эмоциональных барьеров, мешающих принятию волевого решения, помогает самовоспитанию и формированию саногенного мышления (Гройсман А.Л., 1997).
Основные черты патогенного мышления:
1) полная свобода воображения от контроля, мечтательность, отрыв от реальности. Например, обдумывая обиду, человек невольно начинает предвосхищать наказание обидчиков, разрабатывая планы мести;
2) поскольку каждый акт такого воображения сочетается с отрицательными переживаниями, то образы приобретают большую энергию чувств, способствуют накоплению отрицательного опыта и фиксируются в последующем в чертах характера, например, обиженный становится обидчиком, ревнивый превращается в параноика и т.д.;
3) патогенное мышление исключает рефлексию, то есть способность рассмотреть себя и свое состояние со стороны. В нем присутствует полная «включенность» в ситуацию, обрастающую комплексами отрицательных образов;
4) для патогенного мышления характерна тенденция лелеять в себе и сохранять такие отрицательные образования, как обида, ревность и др. Нет стремления отделаться от них, наблюдается неприятие принципов психогигиены и психической саморегуляции.
В то же время саногенное мышление, наоборот, способствует оздоровлению психики, снятию внутренней напряженности, устранению застарелых обид, «комплексов» и т.п. Оно гасит отрицательные «заряды», включенные в воспоминания и ситуации человеческого страдания. Оно освобождает образы от этого заряда и тем самым снижает нервно-психические новообразования.
Черты саногенного мышления (Гройсман А.Л., 1997, с. 129-134):
1. Рефлексия и интроспекция, отделяющие «Я» от ситуаций и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием, субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их подобно наблюдению в эстетике «театра отчуждения» по Б. Брехту.
2. «Проигрывание» ситуаций стресса осуществляется на фоне релаксации, что создает угасающий эффект негативных эмоций.
3. Саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании «строения» тех психических состояний, которые контролируются, здесь возрастает необходимость психологического консультирования учащихся.
4. Овладение саногенным мышлением предполагает обучение навыкам погружения самого себя в. состояние умиротворенности и расслабления. Подобная аутогенная релаксация потенцирует успех самовоспитания, раздельное применение аутотренинга менее эффективно.
5. Процесс интроспекции невозможен без сосредоточения, поэтому обучение мышлению обеспечивает и концентрацию внимания как необходимый элемент педагогической профессии.
Обоснование мотивов своего поведения способствует образованию «мотивационного синдрома потребностей», то есть возникновению множества мотивов, которые черпают свою энергию из удовлетворения данной потребности и даже из предвосхищения ее. Саногенное мышление закрепляется, когда моделируемое в сознании человека идеальное межличностное поведение обрастает мотивами (альтруистические, творческие, мотивы достижения успеха и т.п.).
Обучение саногенному мышлению основано на расширении поля сознания, включении в область осознанного все большего количества жизненных функций человека, его привычек и психических состояний. Расширение поля сознания облегчает тренировку внутренней самодисциплины, препятствующей «нервным срывам».
Обучение саногенному мышлению начинается с организации самосознания. Обращение к дневнику регулирует эмоциональные переживания, фиксирует события для более глубокого осознания, документирует поступки и самохарактеристики, явно объективизирует самозащитное поведение, психические реакции, их причины.
Затем следует «работа ума» по выяснению отношения к ведущей деятельности, составляющей главное содержание жизни, определяется индивидуальный стиль деятельности, отношение к близким, сотрудникам, другим людям. Информацией для размышления являются знания того, что думают другие люди, включенные в указанные отношения, использование для самопознания художественных произведений. Способность к сосредоточению — условие психического самоконтроля. Чтобы вызывать в сознании образы удовлетворенности результатом деятельности или воспроизвести в памяти те ситуации прошлого, в которых деятельность успешно реализована, нужно сосредоточение, чтобы потом эти образы заменились приятными состояниями, сопровождающими данную деятельность. Нецелесообразно злоупотреблять самоприказами. В некоторых случаях возникает различного рода искушение, мешающее человеку выполнить действия, предусмотренные его программой воспитания, тогда следует приказать самому себе сделать во что бы то ни стало запланированный фрагмент работы или намеченную физзарядку. Но так как любой приказ есть насилие над самим собой, то постоянно пользующийся самоприказами вырабатывает в себе только одну способность - эффективного насилия над самим собой. Задача самовоспитания состоит в том, чтобы соединить желаемое с нужным и полезным. Поэтому самоприказы — метод, который должен применяться ограниченно.
Для успеха самовоспитания полезно регистрировать свои результаты в дневниках и записках. Из анализа записей в дневниках виден также уровень притязаний и уровень планируемой трудности. Надо помнить также, что завышенные притязания и планирование высокого уровня трудностей может привести к нервному срыву, ибо этот механизм лежит в основе неврастенического конфликта. Поэтому самообязательство должно быть посильным и выполнимым на уровне оптимального напряжения трудности. Необходимо также подведение итогов самовоспитания, ибо положительное эмоциональное самоподкрепление стимулирует самосовершенствование, лежащее в основе потребности человека в самореализации.
Таким образом, многие из даже «чисто физических» нарушений нашего здоровья связаны с психологическими нарушениями - нашего личностного развития, нарушениями межличностных отношений, возникающих в профессиональной деятельности и вне нее. Деятельность социального работника относится к одной из наиболее в этом плане сложных и «травматогенных», поэтому социальный работник должен, если он хочет сохранить свое здоровье, себя как личность, уделять время и силы самому себе: время и силы — самоизучению, время — осмыслению происходящего внутри и вне него, распределению нагрузки и ответственности, саморазвитию и самообучению, налаживанию межпрофессиональных контактов и развитию продуктивных контактов с клиентами ЦСО. Тратить здесь — значит вкладывать в свое будущее как личности и профессионала, в будущее своих детей, семьи, своих клиентов и сотрудников. Человек, который живет с интересом, оптимистично смотря в будущее, который любит и доверяет себе и другим, распространяет вокруг себя оптимизм. Человек, перегруженный личностными проблемами, который не любит себя и других, не может найти для самого себя времени и душевных сил, распространяет вокруг себя проблемы, затрудняя свою жизнь и жизнь окружающих, не давая ни себе ни им жить полнокровной жизнью, и расплачивается за это психическими и физическими болезнями.