ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ




САМОПОНИМАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА И

 

В последнее время все более популярными становятся исследования, посвященные осмыслению непонимания че­ловеком себя и мира, других людей как причины физичес­ких и психических заболеваний.

Отмечается, что если определять здоровье человека как состояние полного физиологического, психического и соци­ального благополучия, то оно зависит от следующих факто­ров: успехи медицины и врачебной деятельности — 8%, генетическая информация - 20%, воздействие экологии — 22%, образ жизни — 50%. Таким образом, главный источ­ник развития и укрепления ресурсов здоровья человека состоит в систематической активности в течение всей жиз­ни. Медицина же, как сказал академик Н.М. Амосов: «...чу­десно лечит много болезней, но не способна сделать челове­ка здоровым». Чтобы стать здоровым, необходимо приложить собственные усилия, постоянные и значительные, которые нечем заменить («Физическое воспитание...», 1998).

Способность к самопониманию как способность к ос­мыслению своих действий, переживаний и внутренних осо­бенностей, характеристик во многом определяет возмож­ность сохранения и поддержания психического и физического здоровья человека, сохранения человеческой жизни в целом.

Характер организации индивидуального опыта субъекта оказывает значимое влияние на выбор стратегии поведения и образ жизни человека в целом. Так, излишне кли­шированное и стереотипизированное восприятие себя и мира, приводящее к потере познавательного и ценностного интереса к другим людям и самому себе, снижению толе­рантности к ситуациям неопределенности, превращению мира в «обыденный и известный», «понятный» — «откры­тую книгу», — часто сопутствует психологическому и фи­зическому, физиологическому старению человека, возник­новению болезней «духа и тела». Известно, например, что долгожители характеризуются оптимистичным, доброже­лательным и ответственным отношением к себе и к миру, сохраненным высоким познавательным интересом. Песси­мисты и «экстерналы», стремящиеся свалить все неудачи в своей жизни и приписать ответственность за свое здоро­вье или нездоровье обстоятельствам или окружающим людям, напротив, более подвержены психическим и физи­ческим заболеваниям, раньше стареют.

Самым важным здесь оказывается баланс этих установок. Так, в известных опытах Дж. Портера и Р. Брэди (Porter J., Brady R.) с «executive monkeys» («ответственными обезьяна­ми») исследователи наблюдали за двумя обезьянами. В тече­ние 6 часов обезьяны подвергались нагрузке сложными сте­реотипами и условными рефлексами. Затем на животных действовали еще и электрическими разрядами. Причем одна из обезьян была «ответственной», то есть имела возможность выключить установку таким образом, чтобы ни она, ни ее соседка не получили разряда. У «ответственных» обезьян образовывались поражения желудка и двенадцатиперстной кишки, а их соседи оставались здоровыми.

Таким образом, становится ясно: проблема понимания предстает как важное связующее звено в интерпретации взаимоотношений «души и тела» человека. Осмысленность жизни — условие ее полноты, психофизического благопо­лучия личности. Понимание особенностей функционирова­ния различных уровней человека (уровня ощущений - со­матического уровня; уровня осознавания — психического уровня; уровня выражения — поведенческого уровня) вы­ступает важным фактором достижения их конгруэнтного взаимодействия. Умение «слушать» свое тело, разговари­вать с ним, относиться как к «собеседнику», отдельному «голосу», части личности, заслуживающей, как и все остальные компоненты нашего «Я», «всей нашей любви и приня­тия», вера в возможности изменения своего тела, его выздо­ровления, доверие к своему внутреннему голосу, интуиции - важное условие выздоровления и физического совершен­ствования человека, как свидетельствуют многочисленные медицинские и психологические исследования здоровых и больных людей, людей обычных и спортивных «звезд».

Для выздоровления бывает важно осознать, что хотят ска­зать человеку его тело, душа, психосоматический симптом, «созданный» ими. Симптом может быть понят как некое «эк­зистенциальное сообщение», которое человек, если он хочет, выздороветь, должен услышать. Иногда это сообщение звучит просто: «Не делай этого!» — и человеку остается выяснить только то, что он не должен делать. Иногда бывает значитель­но сложнее — и чем серьезнее заболевание, тем обычно более сложные психологические и психофизиологические «травмы» и/или более деструктивные для личности повседневные по­веденческие модели (паттерны) стоят за ним. Сделать шаг к их осознанию значит сделать шаг к пониманию болезни, а следовательно, излечению и восстановлению здоровья.

Исследования - опросы и анализ стенограмм про­фессиональных тренингов для психологов и социальных работников центров социального обслуживания и помощи семье и детям Москвы и Московской области в 1999—2000 годах показали, что внутренняя картина здоровья по срав­нению с внутренней картиной болезни обладает меньшей дифференцированностью и осознанностью, сформирована в гораздо меньшей степени и с возрастом оказывается все более тесно связанной с внутренней картиной болезни (Минигалиева М.Р., 2000). Так, при ответе на вопросы «Что меня волнует/интересует/беспокоит в сфере здоровья?» уча­стники опросов и тренингов давали следующие ответы:

1) около 85% участников особое внимание обращали на проблемы низкого качества современного медицинского об­служивания, нарушение медицинским персоналом профес­сиональной и человеческой этики, недостаточность и не­возможность достать эффективные лекарства;

2) около 40% сетовали на начинающийся процесс фи­зической инволюции, усталость и болезни, плохое психо­соматическое состояние;

3) около 20% были озабочены поисками народных и/ или новых научных способов лечения болезней, вплоть до генно-инженерных и трансплантационных;

4) около 5% (!) респондентов обращали внимание на проблемы здорового образа жизни, способов его достиже­ния, конкретных методов поддержания здоровья;

5) практически отсутствовали ответы, свидетельствую­щие о направленности респондентов на поиск способов и образа жизни, помогающего развивать свое здоровье, стре­миться к достижению внутренней и внешней психофизи­ологической гармонии, гармоничным социальным контак­там с окружающими.

Таким образом, отвечая на вопросы, касающиеся здо­ровья, респонденты дают ответы, касающиеся в основном болезни. При этом в понятие здоровья большинство рес­пондентов включает негативные переживания по поводу его утраты; абсолютно не представленными остаются в сознании респондентов идеи о необходимости развития здоровья, его социальных и личностных предпосылок и компонентов. Обычно субъекты склонны транслировать ответственность за собственное здоровье (то есть болезни) кому-то другому: врачам (порядка 85—90%), окружающим людям (порядка 45—60%), Богу или природе, не давшим его (10-20%).

Исходя из внутренней картины здоровья, клиенты и па­циенты сознательно и бессознательно вырабатывают различ­ные способы и приемы адаптации к болезни и компенсации негативных изменений, происходящих с ними. Естественно, что неадекватность и несформированность картины здоровья существенно затрудняет поиск конструктивных способов копинга, то есть преодоления болезни и ее последствий.

Обучение саногенному мышлению преследует психогигие­нические цели управления собой с сохранением и укреп­лением нервно-психического здоровья, способствует выра­ботке гармоничного поведения. Используются элементы саморефлексии, «отчуждения» так, чтобы в поведении реализовалась разумная воля, главными признаками кото­рой являются знание и умение мыслить саногенно, то есть здраво, и так, как необходимо для реализации поставлен­ной цели. Саногенное самопознание включает в себя не только управление своей волей, но и умение направлять ее на самосовершенствование, осознание личностных (эмоци­ональных) барьеров, мешающих морально-волевой трени­ровке. Саморефлексия, направленная на анализ своих по­требностей и желаний, критическое осмысление конфликтных ситуаций и эмоциональных барьеров, меша­ющих принятию волевого решения, помогает самовоспита­нию и формированию саногенного мышления (Гройсман А.Л., 1997).

Основные черты патогенного мышления:

1) полная свобода воображения от контроля, мечтатель­ность, отрыв от реальности. Например, обдумывая обиду, человек невольно начинает предвосхищать наказание обид­чиков, разрабатывая планы мести;

2) поскольку каждый акт такого воображения сочета­ется с отрицательными переживаниями, то образы при­обретают большую энергию чувств, способствуют накоп­лению отрицательного опыта и фиксируются в последующем в чертах характера, например, обиженный становится обидчиком, ревнивый превращается в пара­ноика и т.д.;

3) патогенное мышление исключает рефлексию, то есть способность рассмотреть себя и свое состояние со стороны. В нем присутствует полная «включенность» в ситуацию, обрастающую комплексами отрицательных образов;

4) для патогенного мышления характерна тенденция лелеять в себе и сохранять такие отрицательные образова­ния, как обида, ревность и др. Нет стремления отделаться от них, наблюдается неприятие принципов психогигиены и психической саморегуляции.

В то же время саногенное мышление, наоборот, способ­ствует оздоровлению психики, снятию внутренней напря­женности, устранению застарелых обид, «комплексов» и т.п. Оно гасит отрицательные «заряды», включенные в воспоминания и ситуации человеческого страдания. Оно освобождает образы от этого заряда и тем самым снижает нервно-психические новообразования.

Черты саногенного мышления (Гройсман А.Л., 1997, с. 129-134):

1. Рефлексия и интроспекция, отделяющие «Я» от си­туаций и образов, насыщенных отрицательным эмоцио­нальным содержанием, субъект отделяет себя от собствен­ных переживаний и наблюдает их подобно наблюдению в эстетике «театра отчуждения» по Б. Брехту.

2. «Проигрывание» ситуаций стресса осуществляется на фоне релаксации, что создает угасающий эффект негатив­ных эмоций.

3. Саногенное мышление основано на конкретном пред­ставлении в сознании «строения» тех психических состо­яний, которые контролируются, здесь возрастает необхо­димость психологического консультирования учащихся.

4. Овладение саногенным мышлением предполагает обу­чение навыкам погружения самого себя в. состояние уми­ротворенности и расслабления. Подобная аутогенная ре­лаксация потенцирует успех самовоспитания, раздельное применение аутотренинга менее эффективно.

5. Процесс интроспекции невозможен без сосредоточе­ния, поэтому обучение мышлению обеспечивает и концен­трацию внимания как необходимый элемент педагогичес­кой профессии.

Обоснование мотивов своего поведения способствует об­разованию «мотивационного синдрома потребностей», то есть возникновению множества мотивов, которые черпают свою энергию из удовлетворения данной потребности и даже из предвосхищения ее. Саногенное мышление закрепляется, когда моделируемое в сознании человека идеальное меж­личностное поведение обрастает мотивами (альтруистичес­кие, творческие, мотивы достижения успеха и т.п.).

Обучение саногенному мышлению основано на расшире­нии поля сознания, включении в область осознанного все большего количества жизненных функций человека, его привычек и психических состояний. Расширение поля со­знания облегчает тренировку внутренней самодисципли­ны, препятствующей «нервным срывам».

Обучение саногенному мышлению начинается с органи­зации самосознания. Обращение к дневнику регулирует эмоциональные переживания, фиксирует события для бо­лее глубокого осознания, документирует поступки и само­характеристики, явно объективизирует самозащитное по­ведение, психические реакции, их причины.

Затем следует «работа ума» по выяснению отношения к ведущей деятельности, составляющей главное содержание жизни, определяется индивидуальный стиль деятельности, отношение к близким, сотрудникам, другим людям. Ин­формацией для размышления являются знания того, что думают другие люди, включенные в указанные отноше­ния, использование для самопознания художественных про­изведений. Способность к сосредоточению — условие пси­хического самоконтроля. Чтобы вызывать в сознании образы удовлетворенности результатом деятельности или воспро­извести в памяти те ситуации прошлого, в которых дея­тельность успешно реализована, нужно сосредоточение, чтобы потом эти образы заменились приятными состояни­ями, сопровождающими данную деятельность. Нецелесооб­разно злоупотреблять самоприказами. В некоторых случа­ях возникает различного рода искушение, мешающее человеку выполнить действия, предусмотренные его про­граммой воспитания, тогда следует приказать самому себе сделать во что бы то ни стало запланированный фрагмент работы или намеченную физзарядку. Но так как любой приказ есть насилие над самим собой, то постоянно пользу­ющийся самоприказами вырабатывает в себе только одну способность - эффективного насилия над самим собой. За­дача самовоспитания состоит в том, чтобы соединить же­лаемое с нужным и полезным. Поэтому самоприказы — метод, который должен применяться ограниченно.

Для успеха самовоспитания полезно регистрировать свои результаты в дневниках и записках. Из анализа записей в дневниках виден также уровень притязаний и уровень планируемой трудности. Надо помнить так­же, что завышенные притязания и планирование высо­кого уровня трудностей может привести к нервному срыву, ибо этот механизм лежит в основе неврастени­ческого конфликта. Поэтому самообязательство должно быть посильным и выполнимым на уровне оптимально­го напряжения трудности. Необходимо также подведение итогов самовоспитания, ибо положительное эмоциональ­ное самоподкрепление стимулирует самосовершенство­вание, лежащее в основе потребности человека в само­реализации.

Таким образом, многие из даже «чисто физических» нарушений нашего здоровья связаны с психологическими нарушениями - нашего личностного развития, наруше­ниями межличностных отношений, возникающих в про­фессиональной деятельности и вне нее. Деятельность со­циального работника относится к одной из наиболее в этом плане сложных и «травматогенных», поэтому соци­альный работник должен, если он хочет сохранить свое здоровье, себя как личность, уделять время и силы само­му себе: время и силы — самоизучению, время — осмыс­лению происходящего внутри и вне него, распределению нагрузки и ответственности, саморазвитию и самообуче­нию, налаживанию межпрофессиональных контактов и развитию продуктивных контактов с клиентами ЦСО. Тратить здесь — значит вкладывать в свое будущее как личности и профессионала, в будущее своих детей, семьи, своих клиентов и сотрудников. Человек, который живет с интересом, оптимистично смотря в будущее, который любит и доверяет себе и другим, распространяет вокруг себя оптимизм. Человек, перегруженный личностными проблемами, который не любит себя и других, не может найти для самого себя времени и душевных сил, распро­страняет вокруг себя проблемы, затрудняя свою жизнь и жизнь окружающих, не давая ни себе ни им жить пол­нокровной жизнью, и расплачивается за это психически­ми и физическими болезнями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: