Современные взгляды православной и римско-католической церквей




В целом как православные, так и римско-католическая церковь остались верны традиционным для них взглядам на спасение. Приведем мнение одного из значимых православных богословов конца прошлого — начала нашего столетия Сергия Старгородского:

«...При всей глубине своей состояние уверовавшего не может быть более, как только преддверием и приготовлением к спасению или оправданию, а не есть самое спасение или оправдание».

И далее:

«Дальнейшая жизнь человека... состоит в развитии того семени вечной жизни, которое положено в крещении. Человек постепенно очищается от греха, постепенно совершенствуется и укрепляется в добре и восходит до возраста мужа совершенна».

Таким образом, вопрос о личном спасении вообще конкретно не решается в процессе земной жизни.

На столь же традиционных для себя и сходных с православными позициях по сей день стоит и римско-католическая церковь:

«Каждый христианин предупрежден о том, что Бог будет его судить после смерти... И Бог примет людей в Свою близость или отринет их, навсегда в зависимости от того, проявили ли они к своим ближним доброту или черствость сердца».

Таким образом, перед православными и католиками по сей день вообще не стоит проблемы сохранения спасения, поскольку в процессе земной жизни человек вместе с Богом лишь созидает свое спасение и, следовательно, не может почитать себя спасенным, а тем более уверенным в своем спасении.

Современный взгляд лютеранской церкви

Современные лютеранские церкви признают как возможность утраты спасения верующим, так и возможность его обретения вновь в случае искреннего покаяния. Одна из современных лютеранских вероучительных книг таким образом освещает этот вопрос:

«Тяжкие грехи изгоняют из сердца человеческого веру и Святого Духа. Такими грехами являются, например, пьянство, убийство, кража, супружеская неверность и иное прелюбодеяние. Их называют явными грехами. Если человек умрет, совершая такие грехи, он попадет в ад, ибо он умрет не раскаявшись, без веры... если впавший в явный грех раскается в своем деянии и будет уповать на милость Божию во Христе, он получит прощение своего греха и спасется».

Взгляды современных баптистов

Начиная с XVII в. баптисты никогда не были едиными в отношении вопроса предопределения и связанных с ним вероучительных концепций. И в настоящее время баптистский мир можно, хотя и условно, разделить на два лагеря: частных (кальвинистских) и общих (арминианских) баптистов. Первая точка зрения (в целом преобладающая) особенно распространена среди южных баптистов в США, баптисты стран СНГ традиционно являются приверженцами арминианского лагеря, хотя этот взгляд окончательно возобладал лишь в 40-х гг., и наконец, среди независимых американских, а также европейских баптистов можно найти приверженцев обеих точек зрения и множество полутонов.

Протестантские конфессии

В целом приверженцы традиционных кальвинистских течений, таких как реформаты, просвитериане, конгрегационалисты, следуя Кальвину, продолжают утверждать невозможность отпадения избранных, но при условии их пребывания в святости как признака нахождения верующего в благодати.

Современные методисты в основном являются приверженцами арминианской ориентации. Однако вопрос о возможности потери спасения является не самым актуальным в богословских дискуссиях среди методистов.

Наконец, меннонитская традиция всегда отстаивала взгляды, сходные с арминианской традицией. И в целом возможность потери спасения меннонитами обычно не отрицается.

Анализ библейских текстов

В этом разделе мы коснемся некоторых текстов Нового Завета, которые используют как те, кто считает, что спасение может быть утрачено, так и сторонники концепции вечной безопасности.

Тексты, относящиеся к теме потери спасения

Сначала рассмотрим тексты, которые свидетельствуют в пользу возможности утраты спасения, а также, в некоторых случаях, и о возможности обретения его вновь.

Ин. 8:31

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики.

Этими словами Иисус указывал Своим ученикам необходимость пребывания в Его Слове. Бизли-Марри излагает это так:

«Иисус, говоря; пребудете в слове Моем, выразил основную обязанность верующего. Пребывание в Слове есть признак истинного ученика».

В данном тексте употребляются так называемые условия повторяющегося действия (casus iterativus). Это означает, что предполагаемое состояние зависит от исполнения соответствующего условия. Таким образом, приведенное изречение Иисуса по смыслу может быть выражено так: «Если вы во Мне пребываете — то вы являетесь Моими учениками».

Из приведенного текста вытекает с достаточной определенностью, что мы являемся спасенными верующими (учениками Христа) тогда, когда пребываем в Его Слове. Причем casus iterativus предполагает возможность того, что мы можем перестать быть учениками Иисуса и затем вновь стать ими.

Иак. 5:19-20

Братия! если кто из вас уклонится (заблудился; уклонился в заблуждение — лучший перевод) от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

В данном тексте речь идет о людях, которые, уклонившись от истинной веры, находятся на пути погибели. Ральф Мартин указывает, что под смертью, видимо, следует подразумевать вечные последствия греха (т.е. смерть духовную), а не просто физическую кончину. Автор призывает читателей позаботиться о том, чтобы вернуть заблудившихся на истинный путь и таким образом спасти их души.

Контекст, а также фраза ean tis en humin (среди вас) ясно указывают на то, что речь идет о верующих братьях. Это подтверждается также тем, что для объяснения состояния этих людей Иаков пользуется глаголом planao (заблудиться, заплутать). Дж. Рональд Блу пишет:

«Заблудшая овца снова должна быть приведена в овчарню. Апостол говорит здесь не об обращении (евангелизме), но о восстановлении заблудшего».

Таким образом получается, что человек, став верующим, может духовно «заблудиться», и если он не будет своевременно выведен из этого состояния, то, судя по всему, не будет спасен. Следовательно, в данном тексте предусмотрена возможность как утраты спасения верующим, так и обретения его вновь. Причем такая возможность является вполне реальной в свете использованной здесь грамматической конструкции casus iterativus, т.е. условия, осуществление которого реально ожидается в будущем.

Ин. 5:24

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

На первый взгляд данный текст указывает на то, что всякий человек, который уверовал, не подлежит Божьему суду, однако грамматический анализ данного места свидетельствует, что речь здесь идет не об однажды уверовавших, но о пребывающих в вере. В греческом тексте в качестве подлежащего используются два субстантивированных причастия okouon (слушающие) и pisteuon (верующие), которые являются субъектами — носителями действия. Здесь мы имеем дело с настоящим продолженным временем, так как наличие действующего субъекта говорит о продолжающемся действии. Таким образом данный текст говорит о процессе, т.е. о тех, кто продолжает слушать и веровать. Справедливо об этом пишет Пицирилли:

«В таких стихах, как Ин. 5:24, глагол pisteuo стоит в той форме, которая передает длительное действие. Иными словами, вполне можно было бы перевести Ин. 5:24 так: "тот, кто продолжает слушать слово Мое и веровать в Меня... на суд не приходит"».

Пет. 2:20-22

Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими. то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.

Различные комментаторы расходятся во мнениях относительно того, каково было изначально духовное состояние людей, о которых пишет автор 2 Послания Петра. Некоторые из них полагают, что он «подразумевал некие неутвержденные души — людей, еще не спасенных, которые только «слушают» Евангелие».

Однако из самого рассматриваемого текста можно определенно вывести следующее:

1. Автор послания пишет о людях, явно переживших опыт духовного рождения. На это указывает то, что они:

а) Избегли скверн мира через познание Господа.

б) Познали путь праведности.

2. Пережив опыт духовного рождения, эти люди затем отпали. Это следует из того, что они:

а) Вновь запутались в сквернах мира и были побеждены ими.

б) Возвратились назад от переданной им святой заповеди.

Представляется справедливым мнение Ф. Л. Форлайнса, который так выразил смысл предостережения, содержащегося в этих стихах:

«Из 2 Пет. 2:20-22 явствует, что это предупреждение от вероотступничества и оставления Христовой истины ради лжеучения. Это становится ясным после прочтения второй главы. В первой половине этой главы упоминаются лжеучители, а ее окончание предостерегает от следования за ними и объясняет, каковы могут быть последствия этого».

Ин. 5:16

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.

В данном случае говорится о верующем человеке, поскольку автор называет его братом (adelfon) для своих адресатов. Если таковой верующий человек совершит некий грех, названный hamartia pros thanaton (грех к смерти), то он становится безвозвратно отпавшим. Хотя, исходя только из этого текста, само значение выражения «грех к смерти» не может быть ясно объяснено, поскольку, как верно замечает Франк Гэбелейн: «мы не можем точно знать, что имел в виду автор», тем не менее из текста определенно следует, что человек был верным, а затем отпал.

Однако существует мнение, что в данном тексте речь идет не о духовной, а о физической смерти. Ходжес пишет: «Иногда верующие совершают настолько тяжкий грех, что Бог осуждает его к скоропостижной физической смерти: есть грех к смерти. Примером могут служить Анания и Сапфира (Деян. 5:1-11)». Между тем подобное мнение вряд ли может быть обоснованно, исходя из самого текста. Из контекста ясно следует, что речь идет о живом грешнике. Поэтому большинство толкователей справедливо полагает, что в данном случае речь идет именно о смерти духовной, о чем мы уже говорили выше.

Кор. 5:3-5

А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

В данном случае апостол Павел пишет о случае, когда один из членов Коринфской церкви глубоко погряз в грехе невиданного прелюбодеяния. Из контекста ясно, что Павел имеет в виду человека верующего, относящегося к христианской среде. Павел считает необходимым прибегнуть к крайним духовным мерам, чтобы вследствие этого «дух (согрешающего брата) был спасен в день Господа», т.е. при втором пришествии Иисуса Христа. Следовательно, апостол Павел считал, что в противном случае душа согрешающего брата погибнет.

Это косвенно подтверждается тем, что Павел говорит здесь о некоем «предании сатане во измождение (точнее будет перевести — разрушение) плоти». Скорее всего, Павел имеет в виду общепринятую форму отлучения от синагоги, которая была привнесена им в контекст раннехристианской церкви. Скорее всего, во времена Павла формула отлучения была близка к той, которая позднее была зафиксирована в раввинистической традиции. В дошедшей до нас формуле «herem» (полного отлучения) содержатся, например, такие слова: «Пусть на него (отлучаемого) найдут величайшие несчастья и болезни. Дом его пусть будет вместилищем ядовитых змей...». Вероятно, корни этой раввинистической традиции уходят в богословие книги Второзакония, которая угрожает физическим разрушением беззаконнику: «...поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца. И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя» (Вт. 28:28-29). Это подтверждается употребленным здесь Павлом словом olethron, означающим сильное физическое разрушение. Подобному отлучению в иудейской традиции подвергались верующие члены общины, уклонившиеся в ересь или в безобразные грехи. Логично предположить, что такое же значение эта практика имела и в ранней христианской церкви. Следовательно, речь здесь, видимо, идет о верующем, потерявшем свое спасение посредством греховной жизни, но имеющем возможность обрести его вновь. То, что речь идет именно о верующем человеке, а не о формальном прихожанине, который на самом деле не был возрожден, может быть подтверждено несколькими способами:

1. Судя по всему, согрешающий член коринфской общины вращался среди верующих, и ничто не указывает на то, что он сам хотел покинуть церковь, как это обычно бывает с людьми невозрожденными (1 Ин. 2:19).

2. Апостол Павел видит проблему этого человека именно в грехе, а не в отсутствии веры, что следует из разбираемого нами текста. Павел, говоря об этом человеке, не призывает ни молиться о его уверовании, ни обучать его вере.

3. Апостол Павел говорит, что другие коринфские верующие должны были печалиться о согрешающем. Как следует из других текстов посланий Павла (Гал. 6:1-2; 1 Кор. 12:26), такая реакция должна была быть естественной с той точки зрения, что все члены духовного тела церкви взаимосвязаны между собой, должны носить бремена друг друга и страдать друг за друга. Таким образом апостол Павел рассматривал согрешающего как часть духовного тела церкви, т.е. как спасенного человека.

4. Для обозначении печали о согрешающем апостол Павел применяет слово epenthesate, которое обычно использовалось для обозначения плача об умершем. Это является еще одним косвенным свидетельством, что Павел считал произошедшее с блудником духовной смертью.

5. Такую же меру церковного воздействия (предания сатане) апостол Павел употребил и к двум другим грешникам, о чем мы читаем в 1 Тим. 1:20. Там речь идет определенно о людях, которые были возрождены, но, по выражению Павла, потерпели кораблекрушение в вере. Таким образом для апостола Павла «предание сатане» было мерой духовной дисциплины, применяемой им для восстановления людей верующих.

6. Павел явно проявляет особую заботу о душе этого грешника, что было бы странно, если предположить, что согрешающий был лишь формально верующим, а по сути оставался язычником. В таком случае его положение мало чем отличалось бы от положения других грешников, находящихся за пределами церкви. Однако Павел, не говоря ни слова, о женщине — соучастнице в грехе, проявляет заботу о согрешающем брате, что указывает на то, что Павел безусловно считал его «своим». Таким образом мы можем согласиться с тем, что Павел решает здесь проблему «верующего — живущего в кровосмесительной связи».

Таким образом, мы, судя по всему, имеем основание считать, что данный текст описывает ситуацию, подобную той, которую описывает- Иаков (Иак. 5:19-20), где также допускается возможность, для:человека, утратившего спасение, обрести его вновь.

Однако, возможно, что сам Павел вообще не входил в глубокие духовные рассуждения о том, был ли этот грешник рожден свыше или нет. В этом случае получается, что апостол вообще не считал возможным почитать спасенным человека, живущего столь порочной жизнью, вне зависимости от того, был ли он возрожден или нет. Но, как бы то ни было, апостол считал такое положение дел поправимым и спасение души грешника — возможным. Итак, хотя все эти рассуждения являются лишь предположениями, даже при рассмотрении данного текста под таким углом зрения получается, что Павел не исключал возможности спасения для человека, временно утратившего свой статус спасенного вследствие увлечения грехом.

Евр. 6:4-6

Ибо невозможно — однажды просвещенных, и. вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

Прежде всего необходимо выяснить, о ком же именно идет речь в данном отрывке. Люди, о которых говорится здесь, являются:

1. Однажды просвещенными.

2. Вкусившими дара небесного.

3. Причастниками Духа Святого.

4. Вкусившими благого глагола Божия.

5. Вкусившими сил будущего века.

Если термин «просвещенные» (fotisthentas) еще может быть истолкован двояко, например, в смысле людей крещеных, как этот термин часто использовался в первые века христианской церкви, то остальные перечисленные здесь характеристики явно говорят о людях, переживших духовное рождение. Поэтому вряд ли возможно говорить о том, что эти люди не спасены, как это считает, например, Герман Хоксима. По его словам:

«Автор имел в виду их прежнее состояние, какими они (отпадшие) казались, какими их знали люди, как они обычно участвовали в жизни видимой церкви на земле. Они были крещены, и они прошли через внешнее выражение покаяния».

Логичнее мнение, высказанное О'Доннеллом:

«Если человек, имевший подобный опыт, не спасен, то трудно представить себе, каково же должно быть описание истинного верующего».

Некоторые комментаторы вынуждены признать, что в данном месте Писания говорится о возрожденных людях, тем не менее пытаются оспорить факт их духовной гибели. Здесь они идут в основном двумя путями:

1. Одним из наиболее авторитетных выразителей этого взгляда является Милард Эриксон, который утверждает, что речь идет о верующих, которые «могли бы отпасть, но с ними этого не произойдет». Таким образом получается, что автор Послания к евреям говорит здесь о некоей теоретической ситуации, которая не может осуществиться на практике.

2. Другой путь, поддерживаемый, например, Кэндалом в его книге «Спасен однажды, спасен навсегда», состоит в том, что автор Послания к евреям якобы имел здесь в виду не потерю спасения, а потерю награды в будущей жизни со Христом.

Слабость обеих вышеперечисленных позиций состоит в том, что они строятся на основании личных воззрений того или иного автора и вряд ли могут быть каким-то образом экзегетически обоснованы, исходя как из самого текста, так и из общего контекста Послания к евреям.

В целом мы можем сделать вывод, что данный текст из Послания к евреям говорит о людях, которые некогда были возрожденными верующими, а затем безвозвратно утратили свое спасение посредством вероотступничества, выразившегося, скорее всего, в возвращении к прежней иудейской вере и обрядовой практике.

Евр. 10:26-29

Ибо если. мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

Этот текст по сути дела подтверждает ту информацию, которую мы получили из предыдущего текста того же послания. Так же как и в предыдущем случае, мы определенно имеем дело с безвозвратной утерей спасения. Это следует из слов автора послания, что для отпавшего остается лишь: «некое страшное ожидание суда и ярость огня».

То, что речь здесь идет о той же ситуации, что и в Евр. 6:4-6, следует как из общего контекста и композиции послания, так и из слов: «попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет», что весьма сходно с Евр. 6:6.

Интересным дополнением к той информации, которая уже имеется в 6-й главе Послания к евреям, в данном тексте служит замечание, что для отступника: «не остается более жертвы за грехи». Иными словами, на отступника уже не распространяются последствия искупительной жертвы Иисуса Христа.

Форлайнс, указывая на связь между терминологией и богословием автора Послания к евреям с теологией Ветхого Завета, делает следующее наблюдение:

«Ветхий Завет проводит четкое разграничение между грехами по неведению и умышленными грехами. Грехи по неведению (которые называются также невольными грехами) — это в основном грехи немощи. Человек, совершивший такой грех, имел благие намерения, но осуществить их ему не удалось. Повинный в таком грехе должен был принести жертву (Чис. 15:27-29). Умышленный грех совершается с дерзостью; он происходит от гордости, своеволия и неверия. Согласно Чис. 15,30-31, жертвы за умышленные грехи не существует. Полагаю, это существенно подтверждает мнение о том, что отступничество неисправимо».

Итоги

Таким образом, рассмотрев восемь мест из Нового Завета, относящихся к вопросу о возможности потери спасения, мы увидели, что:

1. Спасение может быть утрачено.

2. Особое внимание Библия уделяет перспективе безвозвратной утраты спасения.

3. Некоторые тексты также говорят о возможности обратимой утраты спасения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: