Косвенные доводы в пользу возможности потери спасения в посланиях ап. Павла




Теперь перейдем к трем отрывкам из посланий Павла, которые нередко по смыслу объединяют вместе в различных богословских исследованиях:

1. «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни льянииы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют». 1 Кор. 6:9-10.

2. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». Гал. 5:19-21.

3. «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления». Еф. 5:3-6.

Очевидно, что во всех трех отрывках Павел говорит о людях, которые вследствие своих тяжких прегрешений не смогут войти в Царствие Божие. Сторонники концепции «вечной безопасности» считают, что сказанное Павлом относится исключительно к неверующим. Однако логически неясно, зачем Павел пугает адресатов своих посланий участью неверующих людей, которая самим верующим совершенно не угрожает. Во всех трех случаях контекст со всей очевидностью показывает, что предупреждение о смертельной духовной опасности обращено именно к верующим людям, хотя Павел и использует для этого примеры из жизни людей мира. Обороты «не обманывайтесь» (1 Кор. 6:9); «поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:21); «никто да не обольщает вас» (Еф. 5:6), наконец, напористость и эмоциональная напряженность приведенных отрывков выглядят мало объяснимыми, если Павел хотел всего лишь пристыдить своих адресатов, сравнив их жизнь с жизнью окружавших их язычников. Ф. Л. Форлайнс справедливо замечает:

«Святость не нечто произвольное, а необходимое следствие спасения... Павел определенно утверждает, что живущие во грехах не наследуют Царствие Божие (1 Кор. 6:9-11; Гал. 5:19-21; Еф. 5:-7)».

Кор. 6:9-10; Еф. 5:3-6

О каких же грехах как о духовно смертельных говорит ап. Павел? Приведем перечень грехов только из двух отрывков: блудники, идолослужители, прелюбодеи, малакии, мужеложники, воры, любостяжатели, пьяницы, хулители, грабители, и блудники, нечистые, любостяжатели.

Обратим внимание, что практически все перечисленные здесь грехи со времен Ветхого Завета считались особо тяжкими. За многие из них, в частности за идолослужение, прелюбодеяние, гомосексуализм, вообще полагалась смертная казнь. Блуд в Новом Завете считается грехом, сходным с прелюбодеянием. Любостяжание (необузданное стремление к материальному обогащению) также является, особенно в своих крайних проявлениях, несомненно тяжким грехом в свете его осуждения Самим Спасителем (Мф. 6:24; Лук. 16:13). Выражение «нечистые», хотя и не конкретизировано, несомненно означает глубокую степень аморальности. Именно такие тяжкие грехи являются серьезной утратой нашего спасения. Р. К. Спраул по этому поводу замечает:

«Новый Завет выделяет различные степени греха. Некоторые грехи хуже других. Христиане часто упускают этот важный момент. Особенно протестантам не дается понятие о градации грехов... Когда Иисус сказал, что смотреть на женщину с вожделением означает нарушить закон о прелюбодеянии, то Он не говорил и не подразумевал, что вожделение так же плохо, как и акт прелюбодеяния... Важно помнить об идее градации грехов, чтобы понимать разницу между грехом и тяжким грехом. Опять же все наши грехи требуют прощения. Все наши грехи являются актами измены Богу. Мы нуждаемся в Спасителе, чтобы избавиться от наших «маленьких» грехов, так же как и от крупных. Но некоторые более значительны, чем другие, и нам нужно уметь определять их».

Кроме того, Павел не утверждает, что всякий согрешивший одним из перечисленных грехов автоматически лишается спасительной благодати Божией. Блудник — это не человек, однажды или даже несколько раз впавший в блуд, но человек, постоянно живущий в этом грехе, для которого пребывание в нем является привычным, так сказать, нормальным состоянием. То же можно сказать и о других упомянутых здесь типах грешников. Таким образом лишь регулярный тяжкий грех может быть признаком, но не причиной, утраты живой веры и спасительной благодати.

Гал. 5:19-21

Теперь перейдем к третьему тексту, здесь содержатся упоминания о грехах, которые на первый взгляд не относятся к категории тяжких. В этом отрывке употребляются слова zelos (синод. «зависть») и eris (синод, «ссора»), которые в других местах, в частности в 1 Кор. 3:3, относятся к людям, недостаточно дисциплинированным вследствие малого духовного возраста, т.е. тех, кого Павел образно называл «младенцы во Христе» (1 Кор. 3:1). Однако спектр значения этих слов достаточно широк. Элементарный анализ употребления этих слов в Новом Завете показывает, что слово elos может означать как мелочные проявления зависти, являющиеся наследием прежнего господства в человеке греховной природы (Рим. 13:13; 2 Кор. 12:20), так и злостную зависть, заставляющую преследовать верующих (Деян. 15:17). Такого рода зависть, которая, как показывает история Церкви и современная практика церковной жизни, может развиться и в возрожденном и первоначально хорошо духовно развивающемся христианине, способна сделать из него человека, готового на предательство братьев. Готового последовать за Каином. Несомненно, что христианина, пребывающего в таком состоянии, вряд ли можно считать меньшим грешником, чем христианина, ставшего, например, профессиональным преступником.

Аналогична ситуация и со словом eris, которое может означать как мелкие ссоры (Рим. 13:13; 1 Кор. 1:11), так и развращенную склочность людей, находящихся вне сферы действия благодати Духа Святого. Причем это слово может относиться как к язычникам (Рим. 1:29), так и к тем, кто разрушает церкви изнутри, о которых ал. Павел пишет: «....горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (1 Тим. 6:4).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: