Развитие самостоятельности старших дошкольников в игровой деятельности




 

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. К вторым - сюжет и роль. Рассмотрим указанные компоненты.

Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению -это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающим ей смысл.

Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешнее требование взрослого. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой правила могут не осознаваться, в дидактической они всегда открыты и осознаны. Обозначим условия, обеспечивающие соблюдение правил в дидактической игре. Во-первых, это коллективная организация деятельности, когда играющие согласуют свои действия и контролируют выполнение правил сверстниками. Во-вторых, создание разновозрастных объединений, когда старшие дети передают свой игровой опыт младшим. Старшие встают в позицию обучающего, что помогает им осознать правила как нормативное средство построения совместной деятельности.

Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась. Дети подчиняются конкретным правилам, состоящим из 1-2 элементов, общих для всех играющих. Старшие дошкольники выполняют правила более обобщенные и сложные, самостоятельно придумывают новые.

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях.

Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач - показатель эффективности игры. Младшие дошкольники осознают игровой результат. Старшие начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактической задачи: научился, догадался, решил.

Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Различие сюжетно-ролевой и дидактической игр нужно искать в содержании той сферы действительности, которую они отражают, и в соотношении их компонентов. Дидактическая игра, как и сюжетно-ролевая, социальна по своему происхождению. Но если в ролевой дошкольник осваивает смысл человеческой деятельности, то в дидактической - общественно выработанные способы умственной, поскольку внешне выражен только результат этих способов, а сами они скрыты от ребенка и осваиваются только по инициативе взрослого. Социальные отношения более выражены, ведь ребенок сам в них включен. Поэтому элементарные формы ролевой игры могут появляться без руководства взрослого, на основе подражания. Отсюда вытекает и различие компонентов таких игр. В сюжетно-ролевой - это роль, фиксирующая функцию взрослого, в дидактической - дидактическая задача, предполагающая формирование средств и способов познания.

 


Глава III. Методики диагностики самостоятельности старших дошкольников

Методика О.А.Шороховой

 

Исследование самостоятельности дошкольников старшей группы по методике О.А.Шороховой проводилось в два этапа. На первом этапе - на материале пересказа (методика «Пересказ сказки») и рассказа (методика «Дорожки к домику).

Система качественного и количественного оценивания включает трехбалльную шкалу. 3 балла (высокий уровень) - проявление интереса и готовности индивидуально выполнить задание. 2 балла (средний уровень) - проявление инициативности и незначительного стремления индивидуально выполнить задание. 1 балл (низкий уровень) - сравнительно небольшая инициативность, целеустремленность проявляется редко, отказ от выполнения задания.

Система качественного и количественного оценивания включает трехбалльную шкалу. 3 балла (высокий уровень) - пересказывает без помощи взрослого, в составлении рассказа по картинкам индивидуально определяет этапы решения. 2 балла (средний уровень) - рассказывает по вопросам взрослого, не всегда может индивидуально завершить высказывание. 1 балл (низкий уровень) - называет отдельные слова.

Исследование самостоятельности старших дошкольников на втором этапе проводилось по вербальному тесту Торренса «Усовершенствование игрушки».

Методика выполнения. Ребенку предлагается пластмассовый, бесформенный заяц. Испытуемый должен ответить на вопрос, что нужно изменить в этой игрушке для того, чтобы она стала лучше, интереснее. Предлагается следующая инструкция: «Представь, что ты волшебник. Ты можешь делать все, что угодно. И вот тебе приносят такую игрушку и просят переделать ее, чтобы с ней стало интереснее играть, чтобы она стала лучше. Что бы ты сделал?» В случае непонимания или затруднения, инструкция дополняется, уточняется таким образом: «Никто не хочет играть с этим зайкой. Как же его изменить? Что конкретно нужно сделать, чтобы всем захотелось с ним поиграть?

Система качественного и количественного оценивания креативности включает трехбалльную шкалу. 1 балл (репродуктивный уровень) - изменение внешнего вида предмета, формы, размера, количества, цвета материи; добавление, отнимание, переконструирование отдельных элементов. 2 балла (комбинаторный уровень) - предложение неподвижного изменения, а также изменение позиции отдельных элементов предметов, функциональные изменения без идеи совершенствования. 3 балла (оригинальный уровень) - приведение предмета в движение. Пассивная динамика (имитация движения предмета); механическая активность предмета (под внешним воздействием); автоматическая активность предмета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: