ТЕМА 13. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА




 

Реализация права — претворение в жизнь установленных (санкционированных) государством правовых норм в правомерной деятельности субъектов права.

 

Процесс реализации правовых норм включает в себя:

— фактическое содержание, т.е. материальную или духовную правомерную деятельность субъектов права;

— юридическое содержание.

Таким образом:

РП = ФС + ЮС.

 

Общая характеристика реализации права:

— это поведение субъектов права;

— это воплощение предписаний правовых норм;

— это правомерное поведение лица;

— это практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.

Таким образом:

— реализация правовой нормы — показатель ее «жизни», итог, результат правового регулирования, одно из направлений действия права.

 

Формы реализации права:

1. использование права – форма реализации права, предоставляющая субъекту осуществление своих прав, через совершение действий, дозволенных правовыми нормами;

— свободное использование субъектами права своих законных прав;

— реализация управомочивающих правовых норм;

— не нарушение прав и свобод других лиц.

2. исполнение права – форма реализации, претворяющая в жизнь обязывающие нормативные предписания; (требует от субъекта права активных действий направленных на исполнение юридических обязанностей);

— совершение действий, предусмотренных нормой права или заключенным на ее основе договором либо индивидуальным актом;

— реализация активных юридических обязанностей.

3. соблюдение права – форма, выражающаяся в пассивном воздержании субъектом права от совершения запрещенных действий (реализуется через отказ от совершения действий, определяемых как правонарушения);

— воздержание от совершения запрещенных нормами права действий;

— реализация пассивных юридических обязанностей.

4. применение права – подразумевает активную властную деятельность государства в лице компетентных органов, наделенных необходимыми полномочиями (характеризуется точным, неуклонным соблюдением законов; реализацию применения права обеспечивает принудительная сила государства);

— реализация активных юридических обязанностей строго определенными субъектами права в интересах других субъектов права.

 

Формы реализации права:

— соблюдение права;

— исполнение права;

— использование права;

— применение права.

Таким образом:

— если соблюдение, исполнение, использование права — это формы непосредственной реализации правовых норм, то применение права — это форма опосредованной его реализации.

 

Применение права (правоприменение) — государственно-властная деятельность определенных субъектов права по реализации правовых норм.

 

Общая характеристика правоприменения:

— государственно-властная деятельность определенных субъектов права;

— деятельность, направленная на вынесение правового индивидуально-конкретного властного предписания;

— носит творческий характер, но в строго определенных законом нормативно-процессуальных рамках и формах;

— носит организационный и организующий характер;

— форма государственной деятельности.

 

Субъекты правоприменения:

— государство;

— государственные органы;

— общественные организации, которым государство делегирует часть своих властных полномочий;

— должностные лица.

 

Формы правоприменения:

— оперативно-исполнительная, т.е. организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование общественных отношений с помощью индивидуальных актов (кадровые назначения, регистрация брачного союза);

— правоохранительная, т.е. охрана норм права от каких бы то ни было нарушений, посягательств, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем (профилактика правонарушений).

 

Необходимость в правоприменении как особой формы реализации права обусловлена:

— спецификой государственного управления, регулирования общественной жизни;

— спецификой правовых норм, многие из которых не могут быть реализованы без вмешательства субъектов правоприменения, актов применения права (например, защита субъективных прав граждан, правоохранительная деятельность).

 

Стадии правоприменения:

— анализ фактических обстоятельств юридического дела (вычленение юридических фактов, их исследование, установление достоверности, значимости, достаточности и т. д. при помощи определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке);

— выбор правовой нормы (юридическая квалификация деяния);

— принятие решения по юридическому делу (возбуждение уголовного или административного дела по соответствующей статье уголовного или административного кодекса, вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела).

 

Основные требования правильного правоприменения:

— законность;

— гуманизм;

— уважение прав и свобод человека;

— целесообразность (юридическая);

— презумпция (лат. - предположение) невиновности (т.е. невиновен до приговора суда — единственного государственного органа, который может решать вопрос виновности или невиновности субъектов права).

 

Основные вспомогательные условия правильного правоприменения:

— высокая юридическая квалификация правоприменителя;

— высокий уровень нравственности правоприменителя.

 

Итогом правоприменения всегда выступает соответствующий акт применения нормы права. Он характеризуется тем, что:

— не является нормативным актом, т.е. не содержит норму права;

— содержит индивидуально-конкретное властное предписание;

— адресуется индивидуально-определенным лицам;

— имеет разовое значение.

 

Структура правоприменительного акта:

— вводная часть (наименование акта, указание органа, должностного лица, издавшего его, место, время, к кому относится);

— описательная (констатирующая) часть изложение самой фабулы юридического дела, т.е. описание его фактических обстоятельств;

— мотивировочная часть (юридическое обоснование правильности указанного ниже решения);

— резолютивная часть (содержание самого решения по данному юридическому делу).

 

Виды правоприменительных актов:

1. По субъектам правоприменения:

–– акты органов государства;

–– акты органов местного самоуправления.

2. По предмету правового регулирования:

–– акты применения норм материального права;

–– акты применения норм процессуального права.

3. По функциональной направленности:

— регулятивные (направлены на регулирование правомерного поведения);

— правоохранительные (направлены на регулирование противоправного поведения).

4. По характеру решения:

–– запрещающие;

–– обязывающие;

–– управомачивающие.

5. По наименованию:

–– приказы;

–– постановления;

–– указания;

–– протоколы.

 

Пробелы в праве — те случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в целом в сфере правового регулирования, оказываются по каким-то причинам неурегулированными конкретными нормами права.

 

Основные причины появления пробелов в праве:

— отставание законодательства от жизни;

— недостатки существующих нормативно-правовых актов, их юридическая некачественность;

— «неповоротливость» государственного механизма, законодательных органов.

 

Способы устранения пробелов в праве:

— издание соответствующего нормативно-правового акта;

— аналогия права, т.е. принятие решения по конкретному юридическому делу, исходя из общих принципов, смысла, целей действующего законодательства;

— аналогия закона, т.е. применение к регулированию общественных отношений правовых норм, регулирующих сходные, родственные (аналогичные) отношения.

 

Аналогия (права, закона) применяется при регулировании всех общественных отношений за исключением:

— уголовных правоотношений;

— административных правоотношений.

 

Юридические коллизии — противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

 

Виды коллизий:

–– между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции);

–– между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы);

–– между общефедеральными актами и актами субъектов федерации:

если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт;

–– между актами одного и того же органа (применяется позже принятый акт);

–– между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой);

–– между общим и специальным актом:

если они приняты одним органом, то применяется последний;

если они приняты разными органами, то действует первый.

 

Возможные способы разрешения коллизий:

–– принятие нового акта;

–– отмена старого акта;

–– внесение изменений в действующие акты;

–– систематизация законодательства;

–– референдумы;

–– деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда РФ);

–– переговорный процесс через согласительные комиссии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: