ТЕМА 12. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Правотворчество — деятельность компетентных субъектов по созданию, изменению и отмене нормативно-правовых актов.
Общая характеристика правотворчества:
–– это заключительный этап правообразования;
–– это творческое интеллектуально-волевая деятельность компетентных субъектов, направленная на решение конкретных социальных проблем;
–– оно осуществляется правомочными субъектами в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами (Конституциями, регламентами, уставами);
–– его содержанием является издание, изменение или отмена нормативно-правовых актов.
Принципы правотворчества:
–– законность;
–– демократизм;
–– научность;
–– учет интересов всех социальных групп и слоев общества;
–– всесторонний учет и обеспечение прав и свобод личности;
–– оперативность и связь с практикой.
Виды правотворчества:
1. По субъектам:
–– правотворчество народа (референдум);
–– правотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;
–– правотворчество органов местного самоуправления;
–– правотворчество негосударственных организаций (по уполномочию государства).
2. По юридической силе:
–– законотворчество;
–– подзаконное правотворчество внешнего регулирования;
–– подзаконное правотворчество внутреннего регулирования.
3. По содержанию нормотворческой деятельности:
–– принятие, изменение, дополнение и отмена нормативно правовых актов;
–– заключение нормативных договоров.
Основные стадии правотворчества:
–– принятие решения об издании нормативного акта;
–– разработка проекта нормативного акта и его согласование;
|
–– обсуждение и принятие нормативного акта;
–– опубликование нормативного акта и введение его в действие.
Юридическая техника –– совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета.
Виды юридической техники:
–– законодательная (правотворческая);
–– техника систематизации нормативных актов;
–– техника учета нормативных актов;
–– техника индивидуально-правовых актов.
Цели юридической техники:
–– рационализирование юридической деятельности;
–– достижение ясности, простоты, краткости, определенной стандартности;
–– достижение единообразия (унифицированности) юридических документов.
Законодательная (нормотворческая) техника –– совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов.
Правила законодательной техники:
1. Требования к внешнему оформлению нормативного акта (реквизитам):
–– наименования вида нормативного акта (закон, указ, постановление);
–– названия органа, его издавшего;
–– наименования акта, отражающего его содержание, предмет регулирования;
–– даты и места его принятия;
–– номера и подписи соответствующего должностного лица.
2. Требования, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта:
–– определенный предмет регулирования;
–– нормы более общего характера помещаются в начале нормативного акта;
–– однородные нормы обособляются в части, разделы, главы;
–– единая, постоянная и стабильная нумерация статей.
|
3. Требования к языку нормативного акта:
–– грамматическое единообразие;
–– четкость;
–– краткость;
–– стереотипность;
–– определенность;
–– доступность для понимания.
Техника систематизации нормативных актов
Техника учета нормативных актов –– порядок их регистрации для использования в целях правотворчества, систематизации и правильного применения права.
Виды учета нормативных актов:
–– журнальный;
–– картотечный;
–– с помощью ЭВМ.
Техника индивидуально-правовых актов –– некоторые наиболее общие правила их составления.
Общие требования к составлению:
–– наличие реквизитов (наименование документа, органа издавшего или выдавшего документ, время и место выдачи, кому обращен, подписи соответствующих должностных лиц, и в необходимых случаях, печать);
–– наличие юридического содержания (решения органа, фиксация какого-либо юридического факта);
–– терминология и стиль должны соответствовать языку нормативного акта;
–– унификация и стандартизация.
Процедура (порядок) принятия закона:
1. Законодательная инициатива;
2. Подготовка законопроекта;
3. Обсуждение законопроекта;
4. Принятие закона;
5. Опубликование закона.
1. Законодательная инициатива –– предложение субъектов законотворчества о подготовке и принятии (отмене или изменении) закона.
Субъекты законодательной инициативы в соответствии с Конституцией РФ (ст. 104):
— Президент РФ;
— Совет Федерации;
— члены Совета Федерации;
— депутаты Государственной Думы;
|
— Правительство РФ;
— представительные органы субъектов РФ;
— Конституционный Суд РФ;
— Верховный Суд РФ.
Высшие судебные инстанции обладают правом законодательной инициативы исключительно по вопросам их ведения.
2. Подготовка законопроекта — процесс создания модели будущего закона.
Законопроекты готовятся:
— комитетами, комиссиями Государственной Думы;
— научными учреждениями, коллективами, учеными. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
3. Обсуждение законопроекта — решение вопроса о целесообразности, юридическом качестве представленного законопроекта.
Законопроект обсуждается:
— в комиссиях, комитетах, заседании Государственной Думы РФ.
4. Принятие закона:
— федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 106 п. 1 Конституции РФ);
— «датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции» (ст. 2 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральные конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»);
— «датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных...);
— федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 105 п. 2 Конституции РФ);
— принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 п. 3 Конституции РФ);
— федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ст. 105 п. 4 Конституции РФ);
— в случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 п.5).
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
— федерального бюджета;
— федеральных налогов и сборов;
— финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
— ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
— войны и мира.
5. Опубликование закона:
— принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования;
— Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его;
— если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон;
— если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию;
— официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Особой формой принятия закона выступает всенародное голосование, т.е. референдум:
— на референдум выносятся законопроекты большой социальной важности;
— законопроекты публикуются в прессе, освещаются по радио и телевидению;
— отводится достаточно длительный срок для обсуждения законопроекта;
— все предложения и замечания, поступающие от граждан, общественных организаций, государственных органов, обобщаются и рассматриваются в установленном порядке специальной комиссией, созданной для работы над законопроектом.
Референдум — важнейший правовой институт непосредственной демократии, являющийся частью законодательного процесса.
Основные причины проведения референдума:
— необходимость в высшей легитимности принятия тех или иных решений;
— необходимость осуществления контроля со стороны народа, общества за деятельностью государства, его чиновников.
Основные типы референдумов:
— контрольные, проводимые в соответствии с нормой, закрепленной в Конституции страны;
— факультативные, проводимые по требованию определенного числа избирателей;
— плебисцитарные, проводимые с целью выяснения отношения граждан к конкретному политическому лидеру, правительству или правящей партии;
— консультативные, т.е. референдумы, результаты которых не обязательны для исполнения, носящие совещательный, рекомендательный характер.
Нормативно-правовой акт — официальный акт субъектов правотворчества, содержащий нормы права.
Общая характеристика нормативно-правового акта:
— является основным источником права современного государства;
— издается субъектами правотворчества;
— принимается в определенном процедурном порядке;
— имеет строго установленную форму, реквизиты;
— имеет определенный порядок вступления в законную силу, пространственные и субъективные границы действия;
— обеспечивается принудительным воздействием государства.
Виды нормативно-правовых актов:
— законы;
— подзаконные акты.
Закон — нормативно-правовой акт высшего представительного органа государства, принимаемый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Общая характеристика закона:
— акт высшего государственного (представительного или законодательного) органа;
— обладает высшей юридической силой, т.е.:
а) все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать «духу» и «букве» закона;
б) все иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе закона и во его исполнение;
в) в случае противоречия между законом и подзаконным нормативно-правовым актом силу имеет закон;
— принимается в особом процедурном порядке;
— направлен на регулирование наиболее важных (типичных) общественных отношений;
— имеет прямое действие;
— применяется на всей территории государства;
— не должен противоречить Конституции страны, т.е. Основному Закону государства;
— имеет обязательное всеобщее юридическое значение;
— подлежит официальному опубликованию (неопубликованные законы не применяются);
— общепринятые принципы и нормы международного права имеют верховенство над законами и подзаконными актами демократического государства.
Классификация законов:
1. По юридической силе:
— конституционные;
— текущие (обычные).
2. По сфере действия:
— федеральные;
— субъектов федерации.
3. По субъектам правотворчества:
— принятые референдумом;
— принятые органами власти.
4. По сроку действия:
— постоянные;
— временные.
5. По кругу лиц:
— общие;
— специальные.
6. По высшей форме выражения:
— конституции;
— кодексы;
— уставы;
— законы.
7. По отраслевой принадлежности:
— отраслевые;
— содержащие нормы различных отраслей права.
Обратная сила закона — действие закона, направленное на общественные отношения, возникшие до его принятия, вступления в законную силу.
Общая характеристика:
— общее правило — «закон обратной силы не имеет»;
— исключение: уголовный закон имеет обратную силу, если он устраняет наказуемость того или иного деяния или смягчает наказание.
Конституция –– основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность государственных органов.
Юридические свойства конституции:
–– верховенство в системе законодательных актов;
–– прямое действие на всей территории;
–– основа всего текущего законодательства;
–– особый порядок принятия и изменения;
–– особая правовая охрана.
Подзаконный акт — нормативно-правовой акт субъекта правотворчества, основанный на законе и направленный на регулирование общественных отношений.
Общая характеристика подзаконного акта:
— акт субъекта правотворчества;
— обладает меньшей, чем закон, юридической силой:
а) основан на законе;
б) не должен противоречить закону;
— конкретизирует общие положения закона;
— носит локальный характер;
— не подлежит обязательному опубликованию в открытой печати;
— имеет прямое действие.
Классификация подзаконных актов:
— общие подзаконные акты (акты высших органов исполнительной власти государства);
— местные подзаконные акты (акты местных органов представительной власти и органов местного самоуправления);
— ведомственные подзаконные акты (приказы, инструкции министерств и иных ведомств);
— внутриорганизационные подзаконные акты (приказы и т.п., издающиеся различными организациями для регламентации своей внутренней деятельности).
Действие нормативно-правовых актов:
1. Во времени:
а) с момента принятия;
б) с момента, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования);
в) по истечении установленного срока после их опубликования (обнародования) — «Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу», — (ст. 6 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).
г) прекращает свое действие по истечению срока, на который они были приняты или с отменой данных актов новыми актами.
2. В пространстве:
— нормативно-правовые акты действуют на всей территории государства, т.е. территории находящейся под его суверенитетом (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы, а также морские и воздушные суда, космические корабли и станции).
3. По кругу лиц:
— нормативно-правовые акты действуют в отношении всех лиц, находящихся на территории государства, а также в отношении граждан,
–– находящихся за его пределами, если иное не установлено межгосударственными соглашениями;
— не подлежат юридической ответственности лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, недееспособные лица.