ТЕМА 17. ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ




 

Правосознание –– система правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение людей как к действующему праву, к юридической практике, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям.

 

Основные черты правосознания:

–– является одной из форм общественного сознания;

–– состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;

–– носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

–– обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему;

–– в отдельные периоды развития общества является формой права;

–– ориентирует субъектов права, позволяет им делать им соответствующий выбор и принимать юридически значимые решения.

 

Структура правосознания –– строение правосознания, расположение основных элементов и связей, обеспечивающих его целостность.

 

Элементы структуры правосознания:

–– правовая идеология (система проникнутых внутренним единством научных положений, идей, теорий и учений, концепций и принципов, характеризующих взятую в развитии правовую систему);

–– правовая психология (сумма правовых психических проявлений (чувств, эмоций, настроений, иллюзий, мотивов, интересов и др.), отражающих различные правовые аспекты общественной жизни и характерные для конкретной личности, социальной группы или общества в целом).

Виды правосознания:

1. По субъекту:

–– индивидуальное;

–– групповое;

–– общественное.

2. По уровню:

–– обыденное;

–– профессиональное (специализированное);

–– научное (теоретическое).

3. По направленности:

–– ретроспективное;

–– адекватное;

–– перспективное.

 

Функции правосознания:

–– познавательная (накопление знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности);

–– регулятивная (регулятор общественных отношений);

–– прогностическая (предсказание будущего состояния правовой системы);

–– моделирования (формирование возможных моделей поведения);

–– коммуникативная (основа социального взаимодействия);

–– оценочная (возможность оценки поведения людей).

 

Деформация правового сознания –– социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у его носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

 

Виды деформации правового сознания:

1. Правовой инфантилизм –– недостаточная сформированность и пробельность правовых взглядов, знаний, установок, представлений.

2. Правовой нигилизм –– пренебрежительное, отрицательное или безразличное отношение к праву при отсутствии умысла на совершение правонарушений.

3. Правовой фетишизм (идеализм) –– абсолютизация роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.

4. «Перерождение» правосознания –– осознанное игнорирование и отрицание закона, сопровождающееся наличием умысла на совершение правонарушений.

Пути преодоления деформации правового сознания:

1. Общие методы социально-нормативного воспитания:

–– нравственное воспитание;

–– эстетическое воспитание;

–– этическое воспитание;

–– политическое воспитание;

–– правовое воспитание.

2. Специфические методы предупреждения и преодоления деформации правового сознания:

–– общие (мероприятия, связанные с совершенствованием экономических, политических, социальных и иных институтов);

–– специальные (специальные меры по недопущению и преодолению ДПС у конкретных субъектов с учетом их психологических и иных качеств).

 

Правовая культура –– совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере (широкое понимание).

Это глубокое знание, понимание права и осознанное выполнение его требований как внутренней потребности и необходимости (узкое понимание).

 

Структура правовой культуры:

1. Уровень развития правосознания, который характеризуется:

–– признанием обществом и государством человека высшей ценностью;

–– признанием, соблюдением и защитой его прав и свобод;

–– осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважением к правам и свободам других людей;

–– правовой установкой граждан на правомерное поведение;

–– знанием гражданами норм конституции, положений важнейших иных НПА;

–– широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права;

–– позитивным отношением к суду.

2. Уровень развития правовой деятельности, который предполагает:

–– наличие сильной юридической науки;

–– качественное преподавание права в ВУЗах и других учебных заведениях юридического профиля;

–– вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом;

–– высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;

–– соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;

–– развитость и совершенство государственного аппарата;

–– авторитет суда и наличие гарантий его независимой деятельности;

–– высокое качество правоприменительной деятельности.

3. Уровень развития всей системы нормативно-правовых актов, который достигается благодаря:

–– наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;

–– соответствием конституции законов, всех иных НПА законам;

–– высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.

 

Виды правовой культуры:

1. По субъекту:

–– ПК личности;

–– ПК социальной группы;

–– ПК общества.

2. По уровню:

–– обыденная;

–– профессиональная (специализированная);

–– научная (теоретическая).

Профессия юриста предполагает:

–– гражданскую зрелость и высокую общественную активность;

–– профессиональную этику, правовую и психологическую культуру;

–– глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства человека и гражданина;

–– твердые моральные убеждения, ответственность за судьбы людей и порученное дело;

–– непримиримость к любому нарушению закона.

 

Правовое воспитание –– целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

 

Задачи правового воспитания заключаются в формировании:

–– знаний о системе основных правовых предписаний;

–– глубокого внутреннего уважения к праву;

–– умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

–– привычки поведения в точном соответствии с правом;

–– невосприимчивости к совершению правонарушений.

 

Система правового воспитания –– совокупность элементов, образующих правовоспитательный процесс.

 

Составные части системы правового воспитания:

–– субъекты (воспитатели);

–– объекты (воспитуемые);

–– правовоспитательные мероприятия (формы, средства и методы).

 

Методы правового воспитания:

–– убеждение (прочно сложившиеся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения);

–– предупреждение (извещение, предупреждающее о чем-нибудь, предостережение);

–– поощрение (вознаграждение, награда);

–– принуждение (осуществление чего-нибудь в принудительном порядке).

 

Формы правового воспитания:

–– правовое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе и других учебных заведениях);

–– правовая пропаганда (распространение правовых идей и правовых требований среди населения средствами массовой информации);

–– формирование юридических знаний посредством участия граждан в правоприменительной, правотворческой, правоохранительной деятельности;

–– самовоспитание (связано с личным опытом, самообразования, собственным анализом правовых явлений).

 

Поведение субъектов права, требующее правового регулирования и регулируемое нормами права, является юридическим значимым поведением.

Виды юридически значимого поведения:

— правомерное;

— противоправное (правонарушение).

 

Правомерное поведение — поведение субъектов права, соответствующее нормам права.

Юридическая характеристика правомерного поведения:

— это поведение, которое всегда соответствует правовым предписаниям и находится в сфере правового регулирования;

— это социально-полезное поведение;

— это поведение субъектов права;

— это поведение, которое поощряется государством;

— это всегда реализованная правовая норма.

 

Виды правомерного поведения:

1. По форме проявления:

— действие;

–– бездействие.

2. По степени активности:

— активное;

–– обыденное;

–– пассивное.

3. По форме реализации норм права:

— соблюдение;

–– исполнение;

–– использование;

–– применение.

4. По мотивации:

— основанное на убеждении человека в необходимости выполнения правовых предписаний;

— основанное на подчинении человека правовым предписаниям без их глубокого осознания («так делают все»);

— основанное на страхе человека перед наказанием в случае нарушения правовых предписаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: