С 04.04. по 11.04.2020 год – 5 «Д» класс
Предмет: композиция, 3 часа.
Тема: «Многофигурная композиция»
Цели и задачи урока:
· Закрепить знания пропорций фигуры человека;
· Совершенствовать умения в изображении фигуры человека в разных ракурсах и поворотах;
· Составить сюжетную, динамичную композицию;
· Выполнить эскизы;
План занятия
1. Организация внимания обучающегося на выполнение задания по теме;
2. Объяснение темы, задач и целей работы. Пояснение этапов выполнения;
3. Практическая часть работы обучающихся над эскизами композиции;
4. Поэтапное консультирование и корректировка работы в ходе ее выполнения;
5. Анализ и оценивание выполненного задания за занятие;
6. Завершение занятия.
Ход занятия
Объяснение темы: Многофигурная композиция
Композиции с большим количеством объединенных в группы фигур считаются самыми сложными в живописи. Каким же образом решали возникающие в связи с этим проблемы старые мастера и как справляются с ними современные художники?
Впечатляющим примером многофигурных композиций является роспись Сикстинской капеллы, созданная великим Микеланджело. В ней он обратился к известным библейским сюжетам, повествующим о сотворении мира, первых людях на земле и т. д. Наделив главные фигуры большими размерами, художник добился особой выразительности отдельных сцен.
Фигура человека отличается ярко выраженной экспрессией, которая «описывается» жестами. Каждый жест легко распознается и читается. Так, например, сгорбленная фигура несет печать уныния или скорби, а фигура обхватившего голову руками человека выражает состояние задумчивости или отрешенности.
В многофигурной композиции жест и поза не только передают экспрессию сцены, но и помогают раскрыть ее смысл. Зачастую жест выполняет роль рассказчика. Так, вытянутая рука обращает внимание зрителя на особенно интересное лицо или событие, а иногда даже расширяет рамки сюжета, указывая на нечто, происходящее за границами картины. Взгляд в живописи не менее важен, чем жест. Направление взгляда может связывать между собой отдельные фигуры, объединять фигуры в группу или, напротив, изолировать какого-либо персонажа от группы.
|
Свежие идеи
Но пришло время, и этою жанра живописи коснулся ветер перемен. Великий Рембрандт (1606—1669) не побоялся сломать традиции. Он создал революционный для своего времени и один из самых выдающихся в истории мировой живописи групповых портретов — «Ночной дозор». Художник пошел наперекор традициям и написал бойцов элитной роты не при параде, а в служебной обстановке. Благодаря этому жесты и выражения лиц изображенных на портрете офицеров выглядят очень живо и естественно.
В XVIII веке в моду вошел так называемый жанровый групповой портрет. Люди для на нем изображались за каким-либо общим для всех делом — к примеру, увлеченными беседой или игрой с детьми — на фоне домашнего интерьера или пейзажа.
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЮЖЕТЫ
В процессе выработки своей творческой манеры полезно изучить композиции, использованные другими художниками в своих работах. Изучать эти работы можно как в художественных галереях, так и по репродукциям. Больше того; если какая-либо композиция вызвала у вас интерес, сделайте с нее быстрый набросок. Не думайте при этом, что вы воруете чужие идеи. История живописи знает массу примеров, когда художники свободно заимствовали друг у друга композиционные приемы и находки.
|
Возвышенные сюжеты
Наиболее впечатляющие многофигурные композиции встречаются в религиозной, мифологической и исторической ЖИВОПИСИ. Достаточно вспомнить при этом о знаменитых фресках итальянских художников эпохи Возрождения.
Наиболее величественным в истории живописи циклом фресок являются росписи Микеланджело, выполненные им для украшения потолка и торцовой стены Сикстинской капеллы в Ватикане. Вначале он написал потолочную фреску, работа над которой заняла четыре года. К работе над настенной фреской «Страшный суд» Микеланджело приступил спустя 20 лет и закончил ее через 6 лет, в 15-41 году.
В наше время к сложным многофигурным композициям обращалось считанное число художников, среди которых можно выделить Стенли Спенсера (1891 —1959). Он написал серию холстов из жизни Христа, включая «Тайную вечерю» и «Воскресение», трактуя эти события в традициях новейшего времени.
Жанровые сцены
Сцены, описывающие события повседневной жизни, принято называть «жанровыми». Типичными образцами жанровой сценки можно назвать работающих на поле крестьян, праздники, сценки в кафе, танцы, катание на коньках, играющих детей.
Практическое задание: выполнить поисковую работу и эскизы многофигурной композиции Эскизы к многофигурной композиции. Пример практической работы для
обучающихся
Преподаватель: Заболотный А.М.
Год – 5 «Д» класс
Предмет: композиция, 3 часа.
|
Тема: «Многофигурная композиция»
Цели и задачи урока:
· Закрепить знания пропорций фигуры человека;
· Совершенствовать умения в изображении фигуры человека в разных ракурсах и поворотах;
· Составить сюжетную, динамичную композицию;
Практическое задание: Проверка эскизов и их доработка. Перенос рисунка с эскизов на формат А3.
ПРИМЕР:
Преподаватель: Заболотный А.М.
Год – 5 «Д» класс
Предмет: композиция, 3 часа.
Тема: «Многофигурная композиция»
Цели и задачи урока:
· Закрепить знания пропорций фигуры человека;
· Совершенствовать умения в изображении фигуры человека в разных ракурсах и поворотах;
· Составить сюжетную, динамичную композицию;
Практическое задание: завершение работы.
Преподаватель: Заболотный А.М.
Год – 5 «Д» класс
Предмет: композиция, 3 часа.
Тема: «Многофигурная композиция»
Цели и задачи урока:
· Закрепить знания пропорций фигуры человека;
· Совершенствовать умения в изображении фигуры человека в разных ракурсах и поворотах;
· Составить сюжетную, динамичную композицию;
Практическое задание: завершение работы.
НАПОМИНАНИЕ. Ученикам необходимо регулярно получать задания и отправлять свои фото работ на консультацию, либо для выставления оценки классному руководителю закрепленным за классом. На родителей возлагается контроль за своевременным выполнением задания и обеспечением доступа к данным ресурсам. Все выполненные работы необходимо сохранить к итоговому годовому просмотру!
Возникшие у Вас вопросы можете задать на этом сайте или на Viber, WhatsApp,по номеру 0713384578 с 8.00 по 15.00, на электронную почту valerii-z@mail.ru