МБУК «МЦБС» Арзамасского района Нижегородской области
Наумовская сельская библиотека
Библиотекарь: Романова А.В
1.Наиболее красочно и торжественно в XIX – начале XX веков в Наумовке проходил свадебный обряд. Он начинался задолго до свадьбы, со сватовства. Оно же, в свою очередь, начиналось с того, что сваты, в составе 5 - 8 человек, вместе с женихом приходили в дом к невесте. Войдя в дом, сваты садились у порога и начинали разговор о невесте, жених в это время молчал. После 5 - 10 минут разговора сваты просят показать невесту. Мать идёт за ней в другую комнату и выводит невесту к сватам. Зачастую она выходила к сватам со слезами. Невеста должна была молча угостить сватов вином и уйти в другую комнату. Жениха вином не угощали. Если девушка не хочет идти замуж, за приведённого сватами парня, то она может и не угостить их вином и уйти из комнаты. Однако последнее слово всё равно оставалось за родителями. После того, как ушла девушка, жених выходил из дома. Сваты в это время рядились, то есть договаривались о приданном. Иногда беседы о приданном заканчивались ничем и сваты просто-напросто уходили, но в основном сватовство всё же приводило к свадьбе. Бывали случаи, когда девушка видела жениха на сватовстве впервые, а в последствии он становился её мужем. Если сватовство состоялось, то примерно через неделю после него делали запой, то есть пропивали невесту жениху. На запой гостей звали немного, только самых близких родственников и друзей. Сам запой проходил как дружное семейное застолье.
После запоя, выходившую замуж девушку, официально нарекали невестой. Ограничений для неё не было, лишь запрещалось заходить к жениху в дом. Сам же жених после запоя и до девичника должен был ходить ночевать к невесте, но ложиться спать вместе им строго воспрещалось.
|
Свадьба в селе начиналась в выходные и продолжалась от 3 - 4 дней до недели. На неделе перед свадьбой подруги невесты организовывали «девичник». В этот день невеста прощалась со своими подругами и семьёй. Девичник в селе проходил в доме невесты, жениха туда не пускали. Перед застольем подружки вели невесту в баню, расплетали ей косу и мыли волосы. До свадьбы невеста её больше не заплетала, а под венец шла с распущенными волосами. После бани невеста хвалилась подругам своим свадебным нарядом, а те в свою очередь примеряли на её голову фату, которая до девичника хранилась у одной из них.
В день свадьбы на фату невесты вешали плотный тёмный платок, чтобы жених не видел её лица. Сам же жених приходил к невесте утром и «покупал» её у подружек. После «покупки» жених приоткрывал платок и целовал невесту.
После этого молодых вели под венец. Невесту из дома выводили родители. Впереди невесты шёл её крёстный отец с иконой.
Так как церкви в Наумовке не было, венчаться сельчане ездили на лошадях в Чернуху или Коваксу. Причём жених ехал в церковь в первой упряжке, а невеста во второй. Родители с молодыми не ездили, а оставались дома и готовились к предстоящему свадебному торжеству. В церкви их представляли крёстные. Когда молодые входили в церковь, их там уже ждал батюшка. Он давал им по зажженной свече и надевал на их головы венцы. После того, как молодые заверят батюшку о своём согласии на брак и пройдут с ним за руку три круга вокруг алтаря по часовой стрелке, певчие начинали петь псалмы, а батюшка читал Евангелие. Потом молодые надевали друг другу на руки обручальные кольца, а батюшка давал жениху чарку с кагором. Жених должен был выпить как можно больше и передать чарку невесте. Сельчане считали, чем больше выпьет жених, тем больше уважения он будет иметь в своей будущей семье. Ещё считалось, если жених и невеста выпьют чарку полностью, то семья будет крепкой. После того, как кагор выпивали, жених целовал невесту, с молодых снимали венцы, а батюшка поздравлял их с законным браком.
|
После венчания молодые ехали домой. После того, как они въезжали в село, наумовские парни могли перегородить им дорогу верёвкой, тогда крёстному или одному из друзей жениха приходилось выкупать проезд. Первый день свадьбы отмечали в доме жениха. Подъезжающих к дому молодых после венчания, уже ждали родители с хлебом-солью и по приезду их благословляли. В доме молодых ждали гости. Жениха с невестой сажали в «красный» угол для того, чтобы над их головами были иконы. После тоста за молодых им начинали дарить подарки. Их собирал крёстный жениха, либо один из его друзей и клал молодым в ноги. На второй день свадьбу собирали в доме невесты. Третий день свадьбы назывался «курица», потому, что гости в этот день закусывали куриным мясом. Затем свадьба вновь «перекочёвывала» в дом жениха и гуляния, как уже отмечалось, могли продолжаться до недели.
Данный материал взят из работы бывшего студента истфака АГПИ им. А.П. Гайдара Щукина Романа «История села Наумовки»
|
2. Из бесед с местными жителями была собрана информация о проведении свадеб в Наумовке во второй половине XX века.
Большинство свадеб в селе играли в зимний период – после Рождества до Масленицы.
Когда парень с девушкой решили пожениться, парень сам или его родители шли в дом к невесте, чтобы спросить согласие у родителей невесты на брак.
После того, как согласие было получено, родственники, друзья жениха приходили сватать. В комнате у невесты родители жениха садились под «матицу» - балку. Они спрашивали у родителей невесты, есть ли у них «ярочка» - молодая овечка, которую они хотят купить, получив положительный ответ, клали на стол деньги (в разное время была установлена определенная цена). После завершения «покупки» молились, потом собирали на стол угощения, родители жениха из дома с собой тоже приносили угощения. На сватовстве решали, когда будут играть свадьбу, кто покупает кровать (обычно ее покупал жених), говорили про приданное невесты.
В досвадебный период часто родственники жениха «подкармливали невесту» - приносили будущей снохе угощения - пироги, блины, хлеб и другое, кто что мог. Подруги приходили в невесте, чтобы помочь ей приготовить приданное: вязали кружева, вышивали наволочки, полотенца, покрывала, подзоры. Мать или кто-то из родственников шили одеяла, они были стеганные, собранные из разных нарядных лоскутков.
Накануне свадьбы в доме невесты подруги наряжали большой куст репейника (зимой искали его в снегу, лазили за ним по сугробам), вешали на него бумажные цветы, у кого была возможность - атласные ленты. Все старались, чтобы куст был большой и красивый. В основном венчались в церкви с. Селема, у кого не было возможности ехать на лошади в первый день свадьбы, уходили из дома накануне вечером, чтобы с утра обвенчаться и вернуться к самой свадьбе. Обычно в день свадьбы с утра молодые уезжали в церковь. В доме невесты подруги готовили на выкуп приданное - заправляли кровать, чем невеста была богаче, тем больше было на кровати одеял, подушек и т. д., затем подруги шли в дом к жениху - где вешали занавески. Родственники жениха (несколько человек) на наряженных лошадях ехали в дом невесты, выкупать приданное, которое продавали подруги невесты, они просили положить «за каждый уголок – рублек». Тех, кто приезжал за приданным, угощали. Выкупленное приданное увозили на лошади. Подруги брали с собой наряженный куст репейника и вместе с родственниками жениха на нескольких лошадях катались по всей деревне, играли в гармонь, пели песни. Приданное привозили в дом невесты, где подруги вешали занавески, заправляли постель, наряженный куст ставили на видном месте, их угощали.
Молодые возвращались из церкви, объезжали всю деревню, затем ехали в дом к жениху. Их встречали на крыльце родители с караваем белого хлеба на полотенце, солью, иконой, родители по очереди благословляли жениха, невесту, затем входили в дом. Приглашенные заранее родственники собирались тоже в дом жениха. Молодых сажали на почетное место. Невеста дарила подарки близким родственникам жениха. Под потолком через всю комнату была протянута веревка, на нее крестная невесты вешала подарки, которые родственники дарили молодым. Денег раньше не дарили, дарили обычно отрезы из ситца, платки, чулки, покрывало и т. д. Ситцу дарили по многу, 70 - 80 метров. Угощения на столы готовили из имеющихся продуктов, за ними никуда не ездили. Пекли пироги, блины, готовили квас. На свадьбе играли несколько гармоней, гости пели песни, частушки, расходились поздно вечером.
На второй день родственники невесты приходили в дом жениха с угощением, приносили яичницу и блины. В дом их сразу не пускали, просили выкуп. Погуляв немного у жениха, все шли в дом невесты, где гуляли до вечера.
Свадьбу гуляли обычно 3 - 4 дня, ходили в гости к близким родственникам молодых. В дни свадьбы к дому, где проходили гулянья, собирался народ из деревни, поглядеть на жениха с невестой. Народу смотреть собиралось обычно много.
В последний день свадьбы родственники собирались у невесты на «курицу» - варили суп куриный и мясо, на этом свадьба заканчивалась.
Информация записана со слов:
Псалевой М.В. - 1941 г.
Майоровой Р.М. – 1939 г.