На тему: «Новые праздники – День народного единства».




Доклад

 

 

Выполнили: студентки 17-Б 18 группы

Болотова Светлана

Шакурина Анастасия

 

Руководитель: Герасимова О.А.

 

Улан-Удэ

2020г.

Одной из важнейших форм культуры, в которых репрезентируется национально –культурная идентичность является праздник. Как пишет М. Бахтин: «Празднество (всякое) — очень важная первичная форма человеческой культуры». Праздники в культуре выполняют множество функций, одной из которых является функция самоидентификации и социально-культурной интеграции общества.

Относительно недавно, 4 ноября 2005 года, многие россияне были удивлены появлением нового праздника. Большая часть граждан отнеслись к нему как к дополнительному выходному, абсолютно не вникая в историческую основу этого праздника. 4 ноября мы впервые отпраздновали День народного единства.

Праздничный цикл - это не только система дополнительных выходных дней, но и важная часть государственной символики, почти такая же, как гимн, герб и флаг, поэтому не стоит недооценивать важность произошедших изменений. Введенное 4 ноября – годовой праздничный цикл - сложная система, в которой переплетаются идеология, традиции и экономическая целесообразность. При этом последняя не сводится к простому исчислению потерь ВВП от каждого дополнительного выходного: праздничные дни - это не только недопроизведенный металл, но и купленные сверх обычной нормы продукты и подарки, дополнительные часы, проведенные в ресторанах, барах, развлекательных комплексах. Системы государственных праздников европейских стран, и России в том числе, строятся на основе сочетания религиозных и национальных праздников. В XX веке в некоторых странах в эту систему были включены праздники так называемого красного цикла - всевозможные дни труда и солидарности трудящихся.

Говоря о государственных праздниках России необходимо разъяснить понятие «государственный праздник». Государственный праздник - это система выходных дней, которые строятся на основе сочетания религиозных и национальных праздников.

Историческое содержание нового праздника: от смуты к Великой России.

Разговор о новом празднике 4 ноября надо начинать с того, что в 1612 году в этот день народное ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского, которые одержали победу в битве за Москву и выбили поляков из Китай-города 22 октября 1612 года по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница между юлианским и григорианским календарем (новый стиль) не задана раз и навсегда. С течением времени она увеличивается, поскольку определяется в зависимости от века по следующей формуле: каждое столетие, кроме тех, где первые две цифры делятся на четыре - 1200, 1600, 2000, - прибавляется один день. Для XVII века, например, прибавлять надо не тринадцать дней, как сейчас, а десять. То есть годовщина события, о которой, мы говорим, должна отмечаться 1 ноября, а вовсе не 4-ог. Ошибка эта вышла по невежеству и халатности: создатели законопроекта просто взяли дату празднования Казанской иконы Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), и не задумавшись о том, что православная церковь живет по юлианскому календарю, а потому через 100 лет (нынешнее столетие не дает дополнительного расхождения между календарями) будет праздновать этот день 5 ноября, еще через 100 - 6-го и так далее.

Кроме того, само событие - взятие Китай-города - не является столь уж значимым. Московский Белый город был и без того уже почти год занят казаками князя Трубецкого, которые, собственно, и освободили Китай-город 22 октября, причем польский гарнизон отступил в Кремль и сдался только через месяц. Более того, после этого Москве угрожало войско польского короля Сигизмунда, который после неудачной осады Волоколамска повернул назад в Польшу. Были и серьезные распри между ополчением Пожарского и казаками Трубецкого, едва не переросшие в междоусобную резню. Но тем не менее при всех реальных огрехах и возможных придирках выбор основания для нового праздника как нельзя более удачный.

Что представляла собой Россия начала XVII века? Начать с того, что никакой России, собственно, еще не было. Было царство Московское, которое разваливалось на глазах и должно было вот-вот погибнуть совсем. С одной стороны поляки в лице войска гетмана Жолкевски, вышедшего к Москве, и короля Сигизмунда III, осадившего Смоленск. С другой - очередной Лжедмитрий, хоть и оттесненный от Москвы, но с мощным войском, состоящим из казаков и самых разных наемников (в том числе и литовских частей Сапеги). С третьей - шведы, угрожающие Новгороду, с четвертой - русские «ратные люди», действующие то вместе с поляками, то вместе с Лжедмитрием, то сами за себя и против всех. При этом собственно «наших» никаких и нет. Московские бояре в страхе перед Лжедмитрием и его казаками присягают Владиславу, сыну польского короля Сигизмунда III, однако и это не спасает от грабежей и избиений со стороны занявших Москву польских войск. Да и Сигизмунд III не спешит отправлять сына на царство, полагая, что проще будет просто захватить московские земли. Казаки Заруцкого и Трубецкого, выступившие против поляков, грабят русские города еще хлеще интервентов.

И вот тут, когда уже и надеяться не на что и не на кого, на защиту государства встал народ. Не чернь московская, бунтовавшая с Лжедмитриями, а торговый и подьячий народ городов российских. «Похотеть нам помочь Московскому государству, то не пожалеть нам ничего», - так сформулировал национальную идею нижегородский торговец мясом Кузьма Минин, и эта формула нашла отклик в сердцах таких же, как он, нижегородских, ярославских, суздальских, арзамасских обывателей. И не только против поляков, чужеземцев и иноверцев собиралось ополчение. Оно собиралось так же против казаков и других «ратных людей, творящих беззаконие». Люди отдавали деньги для восстановления суверенного российского государства, для возвращения жизни в нормальное русло.

И уже через год возглавивший ополчение князь Пожарский очистит северные княжества от поляков и разбойников, отгонит от Москвы казаков Заруцкого, разобьет польские войска, пришедшие на подмогу осажденным в Москве, а потом вместе с казаками Трубецкого 22 октября захватит Китай-город. А уже 21 февраля 1613 года Земский собор изберет нового царя Михаила Романова - и тем самым будет положено начало Великой России.

Избавившись от внутренних неурядиц, Россия стала сильнейшей державой на пространстве Восточной Европы, чему не могли помешать и амбициозные шведы, в разгар Смуты позволившие себе захватить Великий Новгород. Отнюдь не случайно при Петре Великом в 1721 году совпали два больших события - победоносное окончание Северной войны и провозглашение России империей. Претензии Швеции на роль великой державы были утрачены навсегда, а Речь Посполитая в 1795 году, после третьего раздела Польши, и вовсе перестала существовать как государство (такое положение сохранялось 223 года).

Внутри России победная осень 1612 года обернулась долгожданным избавлением от Смуты. В стране появилась законная власть и новая династия. И хотя выход из порожденного Смутой глубочайшего кризиса занял еще долгие годы, главное было сделано: разрушение государства было остановлено, а русское общество проявило себя способным к консолидации и самостоятельному историческому творчеству. Чувство национального и религиозного единства, зримо проявившееся в эпоху Минина и Пожарского, стало с тех пор неизменно сопровождать важнейшие вехи российской истории: без 1612 года не было бы и героических событий года 1812-го, когда Россия сумела остановить непобедимую армию Наполеона. Накопленный тогда бесценный «символический капитал», надо надеяться, растрачен не до конца, и слова Сергея Михайловича Соловьева о «великом народном торжестве» 1612 года будут актуальны еще долго: «Народ был готов встать как один человек; непрерывный ряд смут и бедствий не сокрушили могучих Сид юного народа, но очистил общество, привел его к сознанию необходимости пожертвовать всем для спасения веры, угрожаемой врагами внешними, и наряда государственного, которому грозили враги внутренние, воры...»

Эти дни по праву занимают почетное место среди самых важных дат в русской истории и, несомненно, заслуживают быть отмеченными в календаре как государственный праздник, символизирующий единство нации и призванный формировать у миллионов людей важнейшее качество гражданина свободной страны - психологию победителей.

Вот чему посвящен День народного единства, который отмечается в нашей стране совсем недавно, но на самом деле этому празднику уже не одна сотня лет.

Празднование Дня народного единства по традиции заключается в проведении массовых и общественно-политических мероприятий, в том числе шествиями, митингами, спортивными мероприятиями и благотворительными акциями, возложением президентом цветов к памятнику Минину и Пожарскому, Совершением Патриархом Московским и всея Руси Божественной литургии в главном храме города Успенском соборе Московского кремля. И завершается праздник вечерним концертом. Все эти мероприятия проходят в разных городах страны и организовываются политическими партиями и общественными движениями страны.

Идея сделать 4 ноября праздничным днем была высказана Межрегиональным советом России в сентябре 2004 года.

Она была поддержана думским Комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября.

28 октября 2004 года в Саратове на Театральной площади, по инициативе Общественной палаты области и Молодёжного парламента области, прошёл 8-тысячный митинг молодёжи и представителей общественных организаций в поддержку курса реформ. В выступлениях прозвучала поддержка инициативы установить празднование 4 ноября как Дня национального единства, что было внесено в Обращение участников митинга к Президенту Российской Федерации В. В. Путину.

23 ноября 2004 года на рассмотрение Думы был внесен законопроект, который предполагал внесения поправок в Трудовой кодекс РФ, а именно отмену празднования 7 ноября – годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и 12 декабря – дня конституции, увеличение новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введение нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта – Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).

На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались.

Реакция СМИ на введение нового праздника была неоднозначной. Введение праздника трактовалось как попытка заменить празднование 7 ноября.

Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был проведен социологический опрос: 33% респондентов считали что 4 ноября в России отмечается День согласия и примирения, 8% собирались праздновать День народного единства, а 5% - день освобождения от польско-литовских интервентов. Тот же опрос показал, что большинство россиян (63%) отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября.

В среднем, согласно результатам опросов ВЦИОМ, проводившихся в течение ряда лет, около 43 % жителей России не помнят или не знают названия праздника, отмечаемого 4 ноября. Кроме того, лишь 12 % опрошенных знают его точное название. Мнение россиян относительно наличия в стране народного единства также неоднозначно, 54 % согласны с тем, что оно есть, но 40 % считают, что народного единства в России нет.

В то же время во многих городах России этот праздник стал неизменно проходить на фоне митингов и шествий различных патриотических и националистических движений, что вызывает отрицательное отношение либеральных СМИ и политиков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: