Проблема детерминизма в философии и физике




Детерминизм – (от лат. determino - определяю), философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существованиипричинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях порождает другое явление (следствие).

Философская основа идей детерминизма, как это и большинство идей, была заложена еще в античности. Так, у Фалеса и его последователей прослеживалась четкая направленность на теорию замкнутости вселенной. Фалес утверждал, что все произошло из воды и должно вернуться в воду. По его теории испарения от воды питают небесные огни – солнце и другие небесные светила, затем во время дождя вода возвращается в землю и в виде подземных ключей возвращается на поверхность. Последователи Фалеса рассуждали и обо всех остальных стихиях, но учение о замкнутости вселенной оставалось неизменным. Затем, на смену учениям Фалеса пришло учение о бесконечности вселенной и о замкнутости заговорили только в начале 18-го века. Так же, одним из прародителей учения о детерминизме можно считать Аристотеля и его теорию об энтелехии. Под энтелехией Аристотель понимал достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие по Аристотелю содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытие для его осуществления, когда процесс закончился и движение достигло своего завершения, т.е. цели развития. Это учение уже практически предвосхищает мысль Лапласа о том, что следствие из объекта заложено в самом объекте.

Во времена средневековья идеи античных философов были забыты, но с наступлением эпохи возрождения они стали проявляться с новой силой, а начиная с 17-го века стали появляться и новые идеи. Так, в первой половине 18-го века французский философ Жульен де Ламетри выпустил сочинение «Человек-машина», где показывал, что человек является искусно построенной машиной и его можно изучить, опираясь лишь на законы механики с их строгой причинно-следственной связью. Таким образом, была заложена философская основа учения Лапласа о детерминизме.

На основании названых выше философских учений Лаплас выдвинул теорию детерминизма. Согласно его теории каждое последующее состояние является следствием предыдущего и существует теоретическая возможность просчитать любое событие исходя из предыдущего состояния и законов механики.

Цитата из теории Лапласа: «Мы должны рассматривать современное состояние Вселенной как результат ее предшествующего состояния и причину последующего».

Основные положения теории детерминизма:

Опираясь на сказанное выше, можно сделать вывод, что теория детерминизма представляет собой попытку научного обоснования учения о фатализме.

Раз все в мире предопределено, значит, будущее можно предсказать на научном основании. Как только будет найдена некоторая универсальная формула, описывающая состояние вселенной можно будет предсказывать землетрясения, наводнения, революции со 100% достоверностью.

Исходя из теории детерминизма, свобода выбора у человека это вещь мнимая. Любая выходная реакция объекта (в том числе и человека) зависит от двух факторов – входного воздействия и структуры самого объекта. Соответственно, зная эти факторы можно заранее предугадать реакцию объекта.

В качестве примера можно рассмотреть человека. С момента зачатия и до момента рождения человек – это группа молекул. Но в момент времени от зачатия до взросления все воздействия на человека были предопределены, соответственно было заранее ясно какая личность из него получится. А если ясно, какая личность получится, то ясно и как она поступит в ответ на следующее воздействие, но это уже не свобода выбора и действий. Таким образом, получается, что человек думает, что поступает, как он хочет, но уже миллион лет назад можно было предсказать, как он поступит в той или иной ситуации. А значит, человек не несет ответственности перед Богом за грехи, т.к. они тоже заранее предопределены воздействиями, которые послал человеку Бог и не несет ответственности перед законом в том числе.

Именно по этому, первыми, кто выступил с критикой опубликованной теории детерминизма Лапласа, были религиозные деятели. Однако их положение осложнялось тем, что по религиозным теориям Бог все знает и видит, и знает, что будет дальше. Основной упор, критиками того времени делался на доказательство факта «я существую» и следовательно каждый человек имеет свободу выбора. Однако, с точки зрения научных знаний 18-го века, взгляды Лапласа считались единственно соответствующими науке того времени и любая критика теории детерминизма носила больше мистический характер, а для просвещённого 18-го века такая критика была уже неудовлетворительна.

С развитием науки, так называемая механистическая картина мира, которая доминировала достаточно долгое время, начала подвергаться сомнению в ряде аспектов. Открытие эфира и теплового излучения показало, что при рассмотрении некоторых явлений классическая физика начинает противоречить сама себе, и поэтому не корректна. Произошло зарождение квантовой физики. Гейзенберг в своих работах показал, что частица принципиально не может занимать одновременно определенное положение и иметь определенный импульс, т.е. не возможно получить полную картину состояния частицы на данный момент. Но даже если бы эта картина была, то в следующий момент времени частица поведет себя случайным образом, а потому никакого детерминизма нет и не может быть.

Опираясь на открытие Гейзенберга, многие философы, являющиеся противниками теории детерминизма, объявили, что гипотеза Лапласа показала свою несостоятельность даже с точки зрения науки и от неё можно отказаться. Однако сторонники детерминизма не отказались от этой теории, ведь несостоятельность теории детерминизма была показана только с точки зрения классической механики. И в самом деле, квантовая механика говорит лишь, что не может быть стоящего, либо прямолинейно движущегося тела. Но тело, которое движется как принадлежащее стоящей или распространяющейся в каком-либо направлении волне, этой теории не противоречит. Отклонение от прямой траектории фотона в дифракции Гюйгенса-Френеля полностью соответствует отклонению фотона по неопределенности Гейзенберга. Однако в волне фотон движется строго по причинно-следственной закономерности, в которой каждое последующее положение является следствием предыдущего. Тот факт, что тело меняет направление движения без воздействия каких-либо внешних сил, не означает, что тело меняет направление своего движения без причин. Не смогла вывести из строя теорию детерминизма и специальная и общая теории относительности, т.к. хоть в каждой система отсчета время течет по-разному и события, одновременные в одной системе не одновременны в другой, все равно причинно-следственная связь полностью сохраняется. Альберт Эйнштейн, основоположник теорий относительности, выразился по этому поводу так: «Бог не играет в кости». Кроме того, он говорил, что все статистические методы исследования являются временными и используются до тех пор, пока не разработана теория, объясняющая истинную картину происходящего. Анализируя слова Эйнштейна можно сделать вывод, что фактически он не отрицает теорию детерминизма Лапласа.

Наиболее убедительная критика теории детерминизма Лапласа основана на общих философских и физических позициях. Вселенную принято считать бесконечной, а раз так, то существует бесконечное множество причин, способных породить одно следствие, а значит даже теоретически невозможно объять все множество причин. С учетом каждой новой причины будет меняться следствие, т.е. для любых n причин всегда можно указать (n + 1) -ю причину, которая поменяет все следствие.

Подводя итог, можно сказать, что теория детерминизма Лапласа, несомненно, внесла весомый вклад в развитие, как философского движения, так и науки в целом. Основная мысль теории Лапласа заключается в том, что даже самое сложное событие имеет под собой объяснение и в нем можно проследить причинно-следственную связь.

 

Кант: Нигде в мире нет объяснения человеческой свободы, значит, свобода заложена внутри человека. Мотивы, которыми руководствуется человек, заложены в него изначально, а именно идеи Бога, бессмертной души, долга и т.д. Наша свобода проявляется в том, что мы исходим из идей практического разума. В той мере, в которой мы следуем природным склонностям, мы детерминированы. Т.е. человек индетерминирован когда поступает по законам морали и детерминирован, когда отклоняется от этих законов.

Питер Строссон: Даже если человек это полностью погруженное в мир природных закономерностей и детерминированное природой существо, то человеческий язык, а вместе с ним и сознание, не могут функционировать без категории свободы и морального выбора, т.е. индетерминистских категорий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: