Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.




ОСНОВЫПЕДАГОГИКИ

«Использование инновационных игровых технологий в обучении дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»

Об актуальности темы безопасности ребенка можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?

Анализируя понятие «безопасность», мы поймем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.

Модернизация дошкольного образования и введение ФГОС ДО нацеливает нас на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме с использованием современных инновационных технологий.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Развитие навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста следует начинать с выявления уровня их знаний и интересов через проведение бесед, наблюдений, игровых занятий.

Цель работы: создание условий для формирования компетенций безопасного поведения у дошкольников.

Задачи:

1. Изучить новинки методической литературы по использованию инновационных игровых технологий по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности.

2. Сформировать у детей осознанное выполнение правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

3. Повысить образовательный уровень родителей по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

В дошкольном образовании как и в любой другой образовательной деятельности необходимо применять современные педагогические технологии, которые направлены на реализацию ФГОС дошкольного образования.

К числу эффективных в системе дошкольного образования относятся: современных образовательных технологий

- здоровьесберегающие технологии;

- технология проектной деятельности («Метод проектов»);

- технология исследовательской деятельности;

- игровая технология;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- технология портфолио;

- технология «ТРИЗ» и др.

Основой ФГОС ДО является системно-деятельностный (компетентностный) подход. Это метод обучения, при котором ребёнок не получает новые знания в готовом виде, а сам их добывает в процессе собственной познавательной деятельности.

Разберем технологию деятельностного метода «Ситуация».

Особенности реализации этапов технологии деятельностного метода «Ситуация».

Введение в ситуацию.

На этом этапе воспитатель создает условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Ключевыми фразами этапа являляются вопросы: «Хотите?», «Сможете?». Задавая вопросы в такой последовательности, вы целенаправленно формируете у детей веру в собственные силы. Дети получают важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!».

Актуализация знаний и умений.

На базе данного опыта («нам надо узнать») появляется очень важный с точки

зрения формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной задачи.

Открытие» нового знания (способа действий).

На данном этапе в совместной деятельности с детьми необходимо организовать деятельность детей, в ходе которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом у детей формируются такие предпосылки универсальных учебных действий, как умение работать по инструкции взрослого, взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия, выявлять и исправлять свои ошибки.

Затруднение в ситуации.

С помощью системы вопросов («Смогли?» - «Почему не смогли?») вовлекайте детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.

С помощью вопросов «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять

задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» обращайте внимание на умение детей слушать, понимать и планировать свою деятельность.

Осмысление. Итог.

С помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» –

помогите детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

А далее с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились?» – подведите детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводим воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось, потому что, узнали (научились)»).

Таким образом, у детей реализуется потребность в самоутверждении, а это, в

свою очередь, повышает уровень самооценки дошкольников и способствует

формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).

Игровые технологии – это использование игр и игровых упражнений; соревнований, драматизаций, конкурсов, ребусов, кроссвордов, головоломок, выставок детских творческих работ, тематических и досуговых мероприятий, развлечений, целевых прогулок.

Игровой материал представьте в дидактических, настольных играх: «Азбука безопасности», «Осторожно, дорога!», «Как избежать неприятностей?», «Чтобы не попасть в беду», «Не играй с огнем!», плакатами «Учим правила

безопасности!», «Опасно!». С их помощью дети учились умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания безопасного поведения на дорогах, в быту.

Кроме того, включайте в режимные процессы ежедневные «Минутки безопасности» («Вежливые слова», «Мы идем в гости», «Приветствия и прощания», «Разговор по телефону», «Дорога и перекресток»), которые помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

В подвижных играх «Пожарные на ученье», «Ловишки», «Перебежки», «Кто

быстрее?» не только обогащается жизненный опыт детей, но и совершенствовались двигательные навыки и умения, ловкость, быстрота, координация движений.

Какие еще методы и приемы можно использовать в работе с детьми по формированию ОБЖ?

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь – это хорошо или огонь – это плохо. Например, детям предлагаются изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара, и отобрать предметы, которые горят.

Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками».

Моделирование ситуаций: дым в группе, что ты будешь делать, твои действия, подай ножницы правильно. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…».

Повышению активности детей также помогают игры-драматизации.

Применение информационных компьютерных технологий при ознакомлении с правилами безопасности позволяют вызвать активный познавательный интерес у детей и сделать образовательную деятельность насыщенной. Дети с большим интересом смотреят презентации, видеофильмы, а затем рассказывают об увиденном.

Технология «Метод проектов» способствует формированию самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Этот метод предполагает самостоятельную активность детей. Действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания лэпбуков.

Завершаются краткосрочные проекты по безопасности итоговым мероприятием (развлечение, викторина) и выставкой детских работ.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе – один из основных этапов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. В группе можно создать «Уголок безопасности», в оснащение которого войдут дидактические игры и пособия, тематические альбомы, макеты, подборка художественной литературы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, накладная атрибутика, которые способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

При совместном творчестве педагога, воспитанников и их родителей создайте объекты, имитирующие потенциально опасные предметы, а также изготовьте макеты домашней обстановки, улицы, двора, леса для закрепления правил безопасности дошкольников.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Для этого:

- в уголке для родителей разместите материалы по обучению основам безопасной жизнедеятельности по темам «Не оставляйте детей без присмотра», «Что нужно делать при пожаре?», «Как вести себя во время пожара?», «Предметы, требующие осторожного обращения», «Обращение с электрическими приборами», «Правила поведения при пожаре»;

- на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивайте моральная ответственность, которая лежит на взрослых;

- разработайте материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению;

- привлекайте подтителей для участия в проектной деятельности.

Таким образом, воспитание безопасности – непрерывный, систематический процесс, который зависит не только от оснащения его самыми современными технологиями и оборудованием, но прежде всего от грамотности и компетентности воспитателя в области данной проблемы, от умения слаженно взаимодействовать с детьми, сотрудничать с родителями и социумом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: