Валовая выручка (валовой доход) представляет собой полную сумму денежных поступлений, полученных автотранспортным предприятием в результате всех видов деятельности в течение определенного периода времени.
Доходы автотранспортного предприятия в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности предприятия подразделяются на:
· доходы от обычных видов деятельности АТП;
· операционные доходы;
· внереализационные доходы;
· чрезвычайные доходы [18].
Доходы от обычных видов деятельности формируются на основе поступлений (в соответствии с Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте [15]):
1) от внутренних и международных грузовых перевозок;
2) от внутренних и международных перевозок пассажиров в автобусах (при этом доходы не уменьшаются на сумму, отчисленную другим организациям за реализацию автобусных билетов);
3) от перевозок пассажиров в легковых таксомоторах;
4) от перевозок, выполняемых грузовыми таксомоторами;
5) от предоставления легковых автомобилей для обслуживания других предприятий и организаций;
6) от направления автомобилей для работы вне места их постоянного пребывания;
7) от использования грузовых автомобилей других организаций путем загрузки их порожних пробегов;
8) от предоставления легковых и грузовых автомобилей другим организациям и частным лицам на условиях проката;
9) от транспортно-экспедиционных операций, осуществляемых водителем при совмещении с основной деятельностью либо другим сотрудником АТП;
10) от погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых АТП;
11) от складских операций, если они выполняются силами АТП.
|
Кроме того, в АТП в пределах этой группы доходов могут формироваться доходы, являющиеся результатом деятельности грузовых автостанций, автовокзалов, автостанций, а также доходы, связанные с доставкой (перегоном) автомобилей новых и отремонтированных с автомобильных и авторемонтных заводов и др. [21].
Операционными доходами АТП являются:
1) поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов этого предприятия, например автомобилей или производственных помещений;
2) поступления, связанные с участием АТП в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
3) прибыль, полученная АТП в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
4) поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, например образовавшихся на предприятии излишков запасных частей к автомобилям;
5) стоимость материалов или иного имущества, образовавшегося при демонтаже или разборке в ходе ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;
6) проценты, полученные за предоставление в пользование сторонним организациям денежных средств АТП, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете АТП в этом банке;
7) доходы, связанные со списанием объектов специальной оснастки и специальной одежды (отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся).
В состав внереализационных доходов АТП могут быть включены:
|
1) штрафы, пени, неустойки, выплачиваемые клиентами, поставщиками или другими экономическими партнерами в случае нарушения условий договоров;
2) активы, полученные АТП безвозмездно, в том числе по договору дарения;
3) поступления от сторонних организаций в возмещение причиненных АТП убытков;
4) прибыль прошлых лет, выявленная и полученная в отчетном году;
5) суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
6) курсовые разницы;
7) сумма дооценки активов;
8) излишки, выявленные во время инвентаризации имущества АТП;
9) стоимость безвозмездно полученных основных средств (по мере начисления амортизации);
10) бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие периоды (например, на покрытие убытков на городском пассажирском транспорте).
Чрезвычайными доходами АТП считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. [21].
Обычно доходы учитывают как в целом по АТП, так и по отдельным видам его деятельности, а в основной деятельности — по видам перевозок. При наличии филиалов АТП планирование и учет доходов ведется по каждому из них.
Выделяют доходы и от отдельных видов перевозок, тем более, когда для них установлены разные схемы финансирования. Так, в предприятии городского пассажирского транспорта в общей сумме доходов, полученных за перевозку пассажиров, могут быть выделены:
· доходы, полученные при выполнении этим АТП городского заказа на перевозку;
· доходы, полученные в результате междугородних перевозок пассажиров;
· доходы в результате коммерческих перевозок пассажиров, в объеме которых, в свою очередь, можно выделить доход от перевозки пассажиров в автобусах по заказу и доход от перевозок пассажиров маршрутными таксомоторами.