Команды и обязанности гребцов при постановки рангоута и парусов на ЯЛ-6.




Управление шлюпкой под парусом. Часть 2.

Старшина приводит шлюпку, идущую на веслах, носом против ветра и командует.

«Шабаш, рангоут ставить» (при стоянке у борта судна или у пирса — «Рангоут ставить»). Все гребцы убирают и выравнивают весла, прихватывая их к бортам штертами от уключин; 1-й и 6-й кладут соответственно короткий и длинный крюки на весла к своим бортам клотами к себе, не прихватывая их штертами.

«Ворочай» - команда подается правым загребным (№1) для расшнуровки чехла. Гребцы правого борта (1, 3, 5-й) левую руку кладут под рангоут, а правой обхватывают его сверху: гребцы левого борта (2, 4, 6-й) делают наоборот. Общими усилиями рангоут разворачивают на 180° по часовой стрелке, глядя с кормы, расшнуровывают и вновь разворачивают на 180° в обратную сторону.

«Чехол снять» Баковые гребцы берут край чехла, заворачивают его на длину вытянутых рук и передают средним гребцам. Средние гребцы заворачивают чехол дальше и передают его загребным, которые кладут свернутую часть чехла на неразрезную часть. Затем средние гребцы приподнимают кормовую часть паруса, а загребные сдергивают чехол и кладут его в свернутом виде на кормовой решетчатый люк.

«Рангоут разобрать» Гребцы правого борта (1, 3, 5-й) переносят парус через голову и кладут на весла правого борта.

«Приготовиться рангоут ставить» Гребец № 5 откидывает наметку, а остальные приподнимают топ мачты и продвигают мачту в корму так, чтобы шпор оказался над степсом.

«Рангоут ставить» Гребцы № 5 и 6 направляют шпор мачты в степс: остальные гребцы поднимают мачту, при этом гребцам 3-му и 4-му разрешается встать на рыбины. Гребец № 5 накидывает наметку и вставляет нагель.

Старшина шлюпки убирает флаг, меняет румпель и переходит на кормовое сиденье.

После постановки мачты гребцы правого борта (1, 3, 5-й) переносят парус на середину.

Гребец № 6 очищает ванты, передает гребцу № 5 правую вантину, вместе с гребцом № 4 основывает, осаживает и крепит талрепным узлом левую вантину (штерт ванты пропускают три раза через вант-путенс снаружи внутрь и два раза — через коуш в огоне ванты изнутри наружу и обтягивают вантину снизу вверх).

Гребец № 5 принимает от гребца № 6 правую вантину, вместе с гребцом № 3 основывает, осаживает и крепит ее талрепным узлом.

Гребцы № 1 и 2 разбирают фок, очищая заднюю шкаторину, передают гребцу № 3 кливер, очищают и заводят фока-шкоты в фасонные обушки; гребец № 1 принимает от гребца № 2 левый фока-шкот и держит в руках оба фока-шкота.

Гребец № 3 передает кливер гребцу № 5, очищает переднюю шкаторину фока, основывает и держит в руках фока-галс.

Гребец № 5 принимает от гребца № 3 кливер, переходит с ним на носовой решетчатый люк и садится на него с левого борта, очищает переднюю шкаторину кливера, основывает и держит в руках кливер-галс.

Гребец № 6 очищает заднюю шкаторину кливера и кливер-шкоты, пропускает правый кливер-шкот под реек, обносит вокруг вантины и передает его гребцу № 3, обносит левый кливер-шкот вокруг вантины и передает гребцу № 4, берет и держит в руках фал.

Гребцы № 3 и 4 принимают от гребца № 6 кливер-шкоты, пропускают их через обушки на средней банке и передают гребцу № 2.

Гребец № 4 очищает фал, надевает третную стропку на гак ракс-бугеля и берет в руки фал.

Старшина шлюпки руководит действиями гребцов, следя за тем, чтобы мачта находилась точно в вертикальном положении.

Когда паруса разобраны и готовы к подъему, старшина подает команду «На фале».

По этой команде гребец № 6 отвечает: «Есть на фале» — и держит фал в руках.

Гребец № 5 держит кливер-галс.

Гребец № 4 держит фал выше гребца № 6.

Гребец № 3 держит фока-галс.

Гребец № 2 держит оба кливер-шкота.

Гребец № 1 держит оба фока-шкота.

Старшина шлюпки управляет рулем, находясь на кормовом сиденье с наветренного борта.

«Паруса поднять» гребцы № 4 и 6 поднимают паруса до места и крепят фал за нагель (слева от мачты) восьмеркой снизу вверх четырьмя шлагами. Последний шлаг кладется сверху банки ходовым концом под себя и обтягивается. Гребцы № 3 и 5 следят за тем, чтобы при подъеме парусов галсы имели слабину, иначе ракс-бугель до места не дойдет, паруса будут стоять плохо и шлюпка круто не пойдет. Чтобы паруса не наполнЯЛись ветром и не затруднЯЛи выборку фала и осаживание галсов, старшина приводит шлюпку против ветра. В свежую погоду это избавляет шлюпку от опасных кренов в то время, когда гребцы заняты подъемом парусов.

После подъема парусов до места по команде «Осадить кливер-галс» гребец № 5 осаживает и крепит кливер-галс; по команде «Осадить фока-галс» гребец № 3 осаживает и крепит фока-галс. Осаживать галс гребцу № 5 помогает гребец № 6, гребцу № 3 — гребец № 4. Крепят галсы талрепным узлом.

По команде «По местам» гребец № 2 передает кливер-шкоты гребцам № 3 и 4 и принимает от гребца № 1 левый фока-шкот. Гребцы № 1 и 2 садятся на кормовой решетчатый люк, гребцы № 3 и 4 — на рыбины между загребной и средней банками, гребец № 6 — на рыбины между средней и мачтовой банками, гребец № 5 — на носовой решетчатый люк (все лицом к парусу и ближе к наветренному борту). Это обеспечивает остойчивость шлюпки и уменьшает опасность накрытия гребцов парусами при опрокидывании.

«По местам» по этой команде старшина и гребцы распределены следующим образом.

Старшина шлюпки управляет рулем, находясь у наветренного борта.

Гребец № 1 — на правом фока-шкоте.

Гребец № 2 — на левом фока-шкоте.

Гребец № 3 — на правом кливер-шкоте.

Гребец № 4 — на левом кливер-шкоте.

Гребец № 5 — впередсмотрящий.

Гребец № 6 – следит за фалом.

Гребцы подветренного борта, сидящие на шкотах, управляют шкотами, гребцы наветренного борта дают шкотам слабину.

Впередсмотрящий наблюдает впереди по курсу шлюпки и с подветренной стороны и докладывает, что обнаружено, борт, курсовой угол, дистанцию. Например: «Шлюпка справа 15, дистанция 100 метров».

Старшина должен проверить, как выполнен подъем парусов. При правильной постановке паруса не морщатся, передние шкаторины обтянуты втугую, галсовые углы находятся на высоте планширя. Если галсовые углы окажутся ниже планширя, то при перемене галсов нижняя шкаторина будет цепляться за планширь, если выше — центр парусности окажется выше нормы и шлюпка получит большой крен.

Если паруса, поднятые до места, морщатся при обтянутых галсовых углах, нужно немного потравить или еще больше обтянуть кливер-галс. Если и это не помогает, необходимо спустить паруса и перенести вперед или назад по рейку третную стропку.

Не следует необтянутую переднюю шкаторину фока прижимать к мачте с помощью штертов, лучше выпрямить ее с помощью туго обтянутого галса.

Шкоты должны быть выбраны так, чтобы паруса не полоскали, но и не были слишком стянуты. Правильность натяжения шкотов определяется по легкому дрожанию (заигрыванию) передних шкаторин при движении в бейдевинд или галфинд и по заигрыванию задних шкаторин при движении в бакштаг или фордевинд.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: