Стратегии успеха издательства «ЭКСМО»




Олег Новиков, основатель и генеральный директор ведущего российского частного издательства «Эксмо», занялся издательской деятельностью, учась на третьем курсе Московского авиационного института (МАИ). Издательство было создано в 1991 году. Сегодня под лейблом «Эксмо» выпускается 20% российской книжной продукции. В группу «Эксмо» входят издательство, полиграфический комбинат, фабрика печати и более 50 книжных магазинов объединенной розничной сети «Новый книжный — Буквоед».

Миссия «Эксмо»: открывать людям возможности для проведения досуга, развития и вдохновения, создавая многообразие книг и обеспечивая их доступность.

«Эксмо» сделало ставку на открытие новых российских талантов и прочно заняло в этой категории рынка первое место. Определяя принципы работы издательства, нацеленные на создание и укрепление его лидерских позиций на рынке, Олег Новиков решил не копировать конкурентов, которые занимаются в основном перепечаткой известных книг, а открывать новые имена. Издательство открыло российской аудитории таких авторов, как Данил Корецкий, Александра Маринина и Дарья Донцова. В частности, в 1996 году компания выпустила «Антикиллер» Даниила Корецкого, который стал бестселлером и помог «Эксмо» выйти в лидеры книжного рынка.

Открытие другого автора – Александры Марининой – было связано с большими трудностями, поскольку в то время российские читатели полагали, что женщина, если ее имя не Агата Кристи, не может писать хорошие детективы. Книги сначала продавались плохо. Тогда Олег Новиков проявил предпри­нимательскую изобретательность. Он не сдался, как на его месте поступили бы менее предприимчивые руководители, не пошел на поводу у рынка, а решил создавать его. В 1998 году для продвижения романов Марининой издательство предложило «НТВ-Кино» снять сериал. Затраты были внушительными, но выход на экран первых фильмов сломал читательский стереотип. Начался ажиотажный спрос на романы Марининой.

В 2005 году Олег Новиков перевел «Эксмо» на дивизионную структуру. Лидеры дивизионов, действующих, по существу, как самостоятельные бизнес-единицы, наделены всеми необходимыми полномочиями. Они не просто редакторы, работающие с авторами и обеспечивающие качественную подготовку издания. Они контролируют весь процесс от начала до конца. Лидеры дивизионов разбираются в маркетинге, отбирают книги для публикации, пишут техническое задание, контролируют все стадии процесса выпуска книги, принимают решение о сроках выхода книги и о ее цене и отвечают за финансовую отдачу от ее реализации.

«Одному человеку легче довести до конца свои идеи. Он четко специализируется на своем направлении и ни на что не отвлекается, проекты получаются более цельными», – говорит Олег Новиков. «Эксмо» проводит специальное обучение таких дивизионных лидеров, чтобы развить у них все перечисленные выше кросс-функциональные навыки.

Поскольку на российском рынке образовалась большая ниша между крупными типографиями и маленькими, «Эксмо» заняло эту нишу, открыв «Немецкую фабрику печати» и вложив только в оборудование 10 млн. евро. «Я не сомневаюсь: мы очень вовремя занялись полиграфией. Опять же инженерное образование подсказало: в бизнесе нельзя принимать решения только в двух плоскостях, например, искать оптимальную точку между качеством и ценой. Важно учитывать и третье измерение – время. Так что если бы мы хотя бы полгода протянули с открытием «Немецкой фабрики печати», кто-то вместо нас занял бы эту нишу,» – говорит Олег Новиков.

«Эксмо» одним из первых на книжном рынке в 2005 г. разработало корпоративную стратегию развития на трехлетний период. В течение данного периода Издательство планирует концентрироваться на удержании лидерских позиций в сегментах «Взрослая развлекательная литература» и нишах сегментов «Детская развлекательная литература» и «Литература для DIY (Do-It-Yourself) и хобби». Издательство активно выходит в относительно новый для себя сегмент «Профессиональная литература», где «ЭКСМО» создало и продвигает бренд ЭКСМО Education.

Издательство «Эксмо» одним из первых на российском книжном рынке стало проводить политику активного брендинга, перестраивая под нее редакторские, дизайнерские, финансовые, маркетинговые, рекламные и PR-технологии.

Лидерство «Эксмо» сохраняется благодаря профессио­на­лизму и высокой мотивированности её сотрудников. Вот что Олег Новиков рассказывает о создании своей супер-команды: «Когда мы начинали бизнес, ни у кого из нас не было специальных экономических или управленческих знаний. Действовали методом проб и ошибок. Думали: пусть люди профессионально не дотягивают, зато у них есть энтузиазм и они готовы отдавать работе все силы. Но выяснилось, что одного энтузиазма недостаточно, требуются еще и базовые знания в области менеджмента, умение работать системно, ставить задачи, контролировать их решение. И когда на первом этапе пошли сбои, пришлось менять часть команды. Это был болезненный процесс. Но я понял, что по-другому нельзя.

Теперь мы сделали выводы и стараемся брать людей, обладающих навыками руководящей работы. Мы и редакторов набираем с навыками управления, знанием маркетинга, с умением нести ответственность за финансовый результат.»

Руководство компании целенаправленно подходит к развитию сотрудников, формируя планы развития сотрудников на основании годовой оценки эффективности. Для развития сотрудников используются различные форматы и методы обучения: семинары, мастер-классы, тренинги, наставничество, вебинары, электронные курсы, конференции и пр.

Вопросы и задания

1. Назовите основные факторы успеха издательства «Эксмо».

2. Составьте экономический портрет издательско-полигра­фической отрасли.

3. Перечислите возможности и угрозы внешней среды издательства «Эксмо».

4. Какие виды стратегий использовал Олег Новиков для развития своего бизнеса? Обоснуйте свой ответ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: