Средние показатели ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина до и после эксперимента в баллах




Адаптация первокурсников Смоленского педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу средствами адаптивной двигательной рекреации

 

При поступлении в средние специальные учебные заведения учащимся приходится сталкиваться с большим количеством проблем. Это и освоение новых ролей, и модификация старых, и адаптация к условиям образовательного процесса. Поэтому несомненно обучение в среднем специальном учебном заведении является стрессом для первокурсников, которые имеют ограниченные возможности здоровья.

Также у студентов в процессе адаптации к учебной деятельности появляется тревожность, которая представляет собой состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала. Все это в будущем может спровоцировать психосоматические заболевания. По данным ряда авторов стресс, испытываемый первокурсниками, сказывается на качестве их обучения и успеваемости. Низкая стрессоустойчивость, как правило, мешает студентам с ОВЗ успешно адаптироваться к условиям образовательного процесса.

Студенты, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу и лучше справляются с беспокойством, тревогой, фрустрацией и агрессией. В связи с этим целью данного исследования является определение наиболее эффективного использования средств адаптивной двигательной рекреации, позволяющих снизить уровень их личностной и ситуативной тревожности.

Мы предположили, что применение средств адаптивной двигательной рекреации у первокурсников с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать снижению тревожности и повышению стрессоустойчивости.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, которые нуждаются в постоянной психолого-педагогической помощи. Обучающиеся с ОВЗ испытывают ряд психологических трудностей: беспомощность, неуверенность в собственных силах, страх перед учебой, что может проявляться в замкнутости, обидчивости или наоборот, повышенной агрессивности. Это затрудняет интеграцию первокурсников в студенческий социум. Образовательная среда среднего специального учебного заведения является для них новой, непривычной, насыщенной трудностями как физического, так и психологического характера.

Главная цель адаптивной двигательной рекреации (АДР) - оптимизация психического состояния и восстановление физических и духовных сил, затраченных на учебную деятельность. Это происходит за счет смены вида деятельности, переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия. Основные задачи адаптивной двигательной рекреации: оптимизация своего состояния, восстановление физических и духовных сил; получение удовольствия, повышение настроения от занятия физическими упражнениями; вовлечение занимающихся в общение со здоровыми людьми и преодоление психологических комплексов (неуверенности, отчужденности и др.); привитие интереса к адаптивной физической культуре и приобщение к занятиям другими ее видами; обеспечение активного отдыха и реализация здорового образа жизни и др.

Под влиянием занятий двигательной рекреацией в сочетании с другими сферами жизнедеятельности инвалида расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации что, естественно, создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в общество. Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную. Выделение этих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность инвалида одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом.

Исследование проводилось в течение 2017-2018 гг. на базе Смоленского педагогического колледжа. Были созданы две группы: контрольная (n=15) и экспериментальная (n=15). У студентов с ограниченными возможностями здоровья были диагностированы расстройства аутистического спектра и заболевания опорно-двигательного аппарата. Возраст – 17-18 лет. Студенты экспериментальной группы занимались по специальной методике адаптивной двигательной рекреации, направленной на снижение тревожности и повышение успеваемости. Учащиеся контрольной группы занимались по стандартной программе адаптивного физического воспитания.

В методику адаптивной двигательной рекреации мы включили аквааэробику и оздоровительное плавание, так как водные виды адаптивной двигательной рекреации являются эффективнейшим средством воздействия на молодых людей с отклонениями в состоянии здоровья с целью их лечения, реабилитации, повышения качества жизни. Занятия проводились в бассейне СГАФКСТ 2 раза в неделю. Длительность занятий составляла 45 минут. Также нами на переменах проводились подвижные игры и эстафеты с использованием разнообразных двигательных действий. Если позволяла погода, то занятия проходили на свежем воздухе. Подвижные игры, использующие сюжет как основу, стимулировали двигательную активность студентов.

Рекреационные занятия проходили под музыкальное сопровождение, что улучшало эмоциональное состояние занимающихся, способствовало их раскрепощению, повышало работоспособность. Также испытуемые экспериментальной группы самостоятельно выполняли после пробуждения утреннюю гигиеническую гимнастику.

Анализ результатов по шкале ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина показал, что студенты с ограниченными возможностями здоровья ЭГ и КГ до проведения эксперимента обладали высокой ситуативной и личностной тревожностью. Но сама по себе тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный ее уровень – естественная обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Это так называемая умеренная тревожность. По результатам исследования значимых различий между средними значениями в ЭГ и КГ до проведения педагогического эксперимента не выявлено, что позволило нам сделать вывод о том, что группы являются однородными.

Высокие показатели по шкале «Ситуативная тревожность» до эксперимента свидетельствует о том, что респонденты ЭГ и КГ считают для себя чрезвычайно важной ситуацию, в которой сейчас находятся. Эта ситуация затрагивает адаптацию студентов-первокурсников к новым условиям обучения.

Умеренный уровень личностной тревожности (30% и 35%, соответственно) свидетельствуют о том, что испытуемые чувствуют себя комфортно и сохраняют эмоциональное равновесие в тех ситуациях, к которым они уже успели адаптироваться и в которых они знают, как надо себя вести, т.е. в предсказуемых ситуациях. Низкая ситуативная тревожность (15%) требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности.

 

Таблица 1

Показатели ситуативной и личностной тревожности в ЭГ и КГ (%)

Тревожность Среднее значение по группам в %
  ЭГ до эксперимента ЭГ после эксперимента КГ до эксперимента КГ после эксперимента
Ситуативная СТ Высокая   30 (-25%)   40 (-5%)
  Умеренная     60 (+30%)   30 (-5%)
  Низкая     10 (-5%)   25 (+10%)
Личностная СТ Высокая   30 (-10%)    
  Умеренная     55 (+10%)   50 (+5%)
  Низкая         20 (+5%)

 

На 25% снизился высокий уровень тревожности. На 30% повысился уровень умеренной тревожности. Это говорит о том, что еще 6 студентов стали испытывать «полезную тревогу». Низкая тревожность, наоборот, уменьшилась на 5%. В КГ после экспериментального воздействия значимых изменений не произошло. Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная нами методика адаптивной двигательной рекреации, направленная в первую очередь на повышение стрессоустойчивости, самым непосредственным образом воздействует на психическое состояние студентов с ОВЗ.

 

Таблица 2

Средние показатели ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина до и после эксперимента в баллах

Тревожность ЭГ до КГ до р ЭГ после КГ после Р
Ситуативная 47,9± 1,1 47,5 ±0,9 >0,05 45,1± 0,7 46,9 ±1,0 <0,05

В ЭГ после проведения педагогического эксперимента произошли достоверные (р <0,05) изменения по шкале «Личностная тревожность». На 10% снизился высокий уровень тревоги. На 10% увеличился уровень умеренной тревожности. В КГ после проведенного воздействия результаты оказались ниже чем в ЭГ. Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная нами методика АДР самым непосредственным образом действует на психическое состояние студентов с ОВЗ.

Таблица 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: