Финансовым результатом деятельности Гипермаркета «Карусель» является прибыль. Ее динамика и источники формирования отражены в таб. 5.1
Таблица 5.1 – Динамика и источники формирования прибыли Гипермаркета «Карусель» за 2013-2015 годы
Показатели | 2013 год | 2014 год | 2015год | |||||
сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | в % к обороту | ||
2014года | ||||||||
года | ||||||||
Выручка от реализации продукции | 151 950 | 4282,69 | 170 749 | 3936,12 | 186 131 | 8545,96 | 261,27 | 129,85 |
Себестоимость (с:с) | 116 476 | 3282,86 | 131 041 | 3020,77 | 143 458 | 6586,69 | 267,64 | 121,17 |
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) | 4 175 | 117,67 | 7 977 | 183,89 | 6 644 | 305,05 | 169,56 | 123,96 |
Прибыль до налогообложения | 3 548 | 4 338 | 2 178 | 161,77 | 121,88 | |||
Налог на прибыль | 15,02 | 16,07 | 40,82 | 161,54 | 121,89 | |||
Чистая прибыль | 3 015 | 84,98 | 3 641 | 83,93 | 1 289 | 59,18 | 161,85 | 121,87 |
Данные табл. 5.1 говорят, что в течение трех лет предприятие работало прибыльно. Чистая прибыль увеличивалась в среднем на 445,0 тыс. рублей. Такие показатели прибыли на предприятии достигнуты и зависят от выручки реализуемой продукции, которая с 2013 до 2015 года увеличилась на 129 %. Расходы на производство и реализацию продукцию увеличились, однако это не помешало остаться предприятию не только с прибылью, но и значительно увеличить ее.
Источником для анализа валового дохода, как и для анализа прибыли, служит форма «Отчет о финансовых результатах» за отчетный год и такая же информация за предыдущий, а также данные об изменении объемов реализации товаров в натуральных показателях или в неизменных ценах, расчеты. Факторы, которые влияют на величину валового дохода – те же самые, что и на величину прибыли, поскольку эти два понятия очень тесно взаимосвязаны друг с другом.
|
Источниками валового дохода в Гипермаркета «Карусель» являются торговые надбавки на реализуемые товары.
Рассмотрим основные факторы и определим размер их влияния на величину валового дохода.
Влияние изменения объема товарооборота на сумму валового дохода рассчитывается по формуле:
ВД = (ΔТ * УВД пл.) / 100, [20, с.74]
где ΔТ – сумма роста или уменьшения объема товарооборота по сравнению с планируемым или прошлым периодом;
УВД пл. – уровень валового дохода в процентах к товарообороту по плану или за прошлый год.
ВД1=(15382*38,3)\100= 5891 тыс. руб.
Перевыполнение плана по товарообороту на 315 тыс. руб. вызвало увеличение валового дохода на 5891 тыс. руб.
Влияние изменения среднего уровня валового дохода на сумму валового дохода рассчитывается по следующей формуле:
ВД = (Тф * УВД) / 100, [20, с.76]
где Тф – фактический товарооборот в отчетном периоде,
УВД - размер повышения или снижения уровня валового дохода по
сравнению с планом или прошлым периодом.
ВД2=(186131*1,4)\100 = 2605,83 тыс. руб.
Повышение уровня планового валового дохода на 1,4% при вело к увеличению валового дохода на 2605,83 тыс. руб.
Рассчитаем суммарное влияние факторов на сумму валового дохода:
ВД=ВД1+ ВД2 = 5891 + 2605,83 = 8497 тыс. руб.
Увеличение товарооборота на 15382 тыс. руб. и повышение уровня валового дохода на 1,4% привело к увеличению валового дохода на 8497 тыс. руб. Расчеты оформим в таблице 5.2
Таблица 5.2 – Расчет влияния факторов на сумму валового дохода Гипермаркета «Карусель»
Фактор | Влияние на выполнение плана по валовому доходу | |
расчет | Сумма, тыс. руб | |
Изменение объема товарооборота, | ВД1=(15382*38,3)\100 | |
Изменение уровня валового дохода | ВД2=(186131*1,4)\100 | |
Всего | ВД= ВД1+ ВД2 |
|
Для изучения влияния на валовой доход, остающийся в распоряжении Гипермаркета «Карусель», изменения объема товарооборота и среднего уровня реализованных торговых надбавок составим таблицу 5.2.
Перевыполнение плана на 315 тыс. руб. вызвало увеличение чистого валового дохода на 102,38 тыс. руб. Повышение уровня планового чистого валового дохода на 1,5% вызвало его увеличение на 377,11 тыс. руб. Суммарное влияние факторов на изменение чистого валового дохода составило 377,11 тыс. руб.
Таблица 5.3 – Расчет влияния факторов на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении Гипермаркета «Карусель»
Фактор | Влияние на выполнение плана валовому доходу, остающемуся в распоряжении предприятия | |
расчет | Сумма, тыс. руб | |
Изменение объема товарооборота, | ВД1=(15382*32,5)\100 | |
Изменение уровня валового дохода, остающегося в распоряжении | ВД2=(186131*1,5)\100 | 2791,9 |
Всего | ВД= ВД1+ ВД2 |
Рассмотрим влияние изменения структуры товарооборота на валовой доход в таблице 5.4
Таблица 5.4 – Расчет влияния изменения структуры товарооборота на валовой доход
Товарная группа | Фактический удельный вес в товарообороте | Фактические уровни валового дохода в % к обороту | Процентные числа (гр.5 х гр.4 | Размер влияния в % к обороту (гр.6: 100) | ||
+,- в динамике | ||||||
Мясо, птица, колбасные изделия | 46,46 | 46,15 | -0,31 | -8,99 | Х | |
Крупы, мука, хлебобулочные, кондит. изделия | 31,78 | 34,62 | 2,84 | 68,16 | Х | |
Алкогол.и безалкогол. напитки, табачные изделия | 21,76 | 19,23 | -2,53 | -35,42 | Х | |
Итого | 23,75 | 0,2375 |
|
Изменение структуры товарооборота привело к увеличению уровня валового дохода на 0,2375% к обороту, что составляет 186131* 0,2375% = 44206 тыс. руб.