Тема: Родной язык как объект усвоения.




Занятия с молодыми воспитателями по развитию фонетической культуры речи

Занятие № 1.

Тема: Родной язык как объект усвоения.

Уровень владения фонетическими особенностями родного языка.

В современной России дети начинают говорить в основном с 3-х,4-х лет. Объяснение этому мы видим в том, что в России отдаётся предпочтение не родному языку, а английскому. Нам кажется, что большинство россиян не понимает, что развитие всех сторон психики идёт посредством родного языка, на что указал психолог Л.С.Выготский. Ещё в 20-30 годы двадцатого столетия Л.С.Выготский, занимаясь проблемой развития детей, указал в своём исследовании: «Развитие личности и мировоззрения ребёнка», что все стороны психического развития проходят только на основе речевого развития [Выготский: 1982, с.161-165] и подчёркнул: «Она (речь) первичное, что созидается вместе с высшими функциями» [Выготский: 1986, с. 59]. Таким образом, напрашивается вывод: в процессе как домашнего воспитания, так и в детском саду надо заботиться в первую очередь о речевом развитии детей.

Чтобы организовать работу по развитию фонетических особенностей русского языка, необходимо сначала выявить уровень владения фонетическими единицами.

Во-первых, надо знать возраст детей для того, чтобы видеть уровень развития фонетических особенностей речи, надо знать этапы усвоения звуков родного языка, соответствующие возрастным особенностям: до трёх лет, до четырёх лет, до пяти лет и до шести лет. К 4-м годам дети уже должны усвоить произношение всех звуков родного языка в отдельных словах и в потоке речи. После четырёх лет все нарушения в произношении относятся к запущенности развития звуковой системы. После четырёх лет надо формировать интонационные способности.

Возрастные особенности усвоения звуков родного, русского, языка:

1-2 мес. – ребенок произносит закрытые гласные: "а, е, о, у";

2 мес. – он связывает эти гласные с согласной "х" (ха, хо, хе) – придыхательный звук праязыка;

3 мес. – начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в" или "тх", последний придыхательный – тоже фонема праязыка;

3-6 мес. – издаваемые младенцем звуки пока остаются гортанными, без участия губ и языка;

7-12 мес. – из гласных чаще других производится отчётливый русский звук "а", из согласных – в основном звуки "п, б, м, к, т, д", но они..еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях;

12 мес. – ребенок произносит гласные: "а", "у", "и" и согласные: "м, п, б, н, т, д, к, г", причем "г" фрикативный [γ]; одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие – меньшее и менее четко;

1-2 г. – дети довольно четко начинают произносить изолированно такие гласные звуки как "а, у, и, о", звуки "ы, э" заменяют звуком "и", а звук [у] на [а] – кАкари = кукареку; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам "т, д, с, з" ("дяй" вместо дай, "сянки" вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки и звуки "л, рь, р";

2-3 г. – правильно произносят звуки "п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь". Физиологические недостатки - свистящие, шипящие, "р, рь, л". Возможны замены на более простые или пропуск этих звуков;

3-4 г. – звуки "с, з, ц" заменяются на "ть, сь, зь, т". Шипящие звуки могут пропускаться, либо заменяться на свистящие звуки. Звуки "л, р" либо пропускаются, либо заменяются на "ль, й";

4-5 л. – практически все звуки речи должны произносить правильно. Исключения: звуки "ч, ц", которые могут пропускаться или заменяться на "ть, с, щ". Могут отсутствовать звуки "р, л" или заменяться на "й, рь, ль";

5-6 л. – дети полностью должны правильно произносить все звуки.

Язык – развивающаяся система дискретных (=членораздельных) звуковых знаков, которая служит для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представления человека о мире. Сложение фонетической особенностей у детей проходит, на наш взгляд, в соответствии с этапами развития фонетической системы русского языка.

Этапы сложения фонетической системы русского языка у детей нам представляется рассматривать на основе истории развития языка: ностраязык, общеиндоевропейский, праславянский, древнерусский (=восточнославянский), старорусский и современный русский язык. Так, дети к месяцу своей жизни начинают вокализировать, то есть произносить гласные звуки. Наблюдения показали, что произносятся закрытые звуки. Они были характерны и для других этапов сложения фонетики: общеиндоевропейскому и праславянскому. Так, в церковном языке есть варианты букв для гласных звуков. Например, [о] обозначается буквами «онъ»: , , и «омега» . Они разграничиваются не только графически, но и по звучанию. Первая буква «онъ» произносится как в современном русском языке [о], только различается по длительности; вторая, «омега», является закрытым гласным звуком [ô]. В пособиях для учителей, обучающих детей церковнославянской грамоте, признак закрытости обозначается как произношение с «пригибением уст » [Наказание ко учителєм: како им учити детей грамотє, – л.2]. Надо сказать, что такая особенность произношения гласных встречается в детской речи, поэтому и останавливаемся на ней.

Поэтапное развитие фонетики русского языка отражается в последовательности усвоения произношения звуков, например, произношение [л] имеет трудности в усвоении произношения, потому что он может быть переднеязычным зубным по месту образования, но и может быть среднеязычным нёбным. Образование среднеязычного нёбного «л» тоже связано с этапами развития фонетики русского языка, что ярко отражается в говорах. На месте этого звука может произноситься не только «л» средний, но и йот [ϳ], а также может смешиваться с [н].

Особую трудность представляют шипящие, потому что они появились в славянских языках только к седьмому веку новой эры. Они смешиваются со свистящими, но и сами свистящие тоже имеют особенности произношения. Таким образом, надо определять уровень произношения всех звуков русского языка, поэтому на втором занятии рассмотрим артикуляцию каждого звука, чтобы понимать правильность произношения того или иного звука..

Литература

Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестник МГУ. Серия 14, Психология, 1986, N 1. – С. 60-67.

Выготский Л.С. Лекции по психологии // Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2. – М., 1982. – 374 с.

Наказание ко учителєм: како им учити детей грамотє..... // Псалтырь (перепечатано с оригинала, выпущенного в Москве в 1646 г.) – Уральск, 1856. - л.л. 1- 9 об..

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: