Тема: «Сравнение процессов митоза и мейоза».





Цель: сравнить процессы митоза и мейоза

Оборудование: материал лекций, таблицы «Митоз. Мейоз»

 

Ход работы

1. Повторите материал лекций по теме 10

2. Сравните процессы митоза и мейоза, заполнив таблицу.

Признаки для сравнения   Митоз Мейоз
1.Процессы в интерфазе 2. Число делений 3. Фазы деления 4. Кроссинговер 5. Число дочерних клеток 6. Хромосомный набор дочерних клеток 7. Количество ДНК в дочерних клетках 8. Для каких клеток организма характерно деление 9. Распространенность среди организмов    

3. Зарисуйте клетки, находящиеся в интерфазе и в различных фазах митоза.

Дайте краткие ответы на вопросы.

А) Можно ли на основании изученного препарата установить последовательность фаз митоза? Почему?

В) Какое положение клеточной теории подтверждается результатами лабораторной работы?

4. Сделайте вывод.

 
 


Практическое занятие №3

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного

Скрещивания

Цель:применить теоретические знания закономерностей наследования, продолжить формирование умений записывать схемы скрещивания и решетку Пеннета, оперировать генетической символикой, решать генетические задачи.

 

Теория

В генетических задачах используются такие условные обозначения:

Р - родители;

F - потомки, гибриды;

F1 и F2 - цифровые индексы, обозначающие номер гибридного поколения;

(зеркало Венеры) - материнская особь, женщина;

(копье Марса) - отцовская особь, мужчина;

х - скрещивание;

А - доминантный ген;

а - рецессивный ген;

Аа -гетерозигота;

АА - доминантная гомозигота;

аа - рецессивная гомозигота;

А,а -аллельные гены;

А, В - неаллельные гены.

 

Условия задачи записывают в виде таблички, где в принятых условных обозначениях указываются гены и контролируемые ими признаки; кроме этого, можно записывать и схемы скрещиваний, в которых приведены или генотипы (если это возможно), или фенотипы всех особей, о которых идет речь в задаче.

При составлении схемы скрещивания на одной строке записывают условное обозначение родителей (Р), затем знак матери () и ее генотип, знак скрещивания (х), знак отца {) и его генотип. Если весь генотип родителей или потомков определить сразу невозможно, то в этом случае генотип записывают в виде генотипического радикала А-В- или А?В?, где прочерки или вопросы обозначают неизвестные гены. Ниже записывают типы гамет, которые образуются в родительских организмах, и обводят их в кружок. Под ними записывают генотипы потомков, их фенотипы. После решения задачи записывают ответ.

 

 

Наследование признаков, сцепленных с полом, характеризуется следующим: Х- и У-хромосомы имеют общие участки, поэтому признаки, контролируемые генами, находящимися в общих участках, проявляются одинаково у обоих полов; половые хромосомы имеют также негомологичные участки, отвечающие за формирование определенных признаков, поэтому эти признаки проявляются только у особей определенного пола. Если ген локализован в негомологичном участке Х-хромосомы, то он передается только от отца к дочери, а от матери - сыновьям и дочерям в равной пропорции. Рецессивные признаки, сцепленные с Х-хромосомой, чаще проявляются у особей мужского пола, а у особей женского пола - только в гомозиготном состоянии. Следует помнить, что у человека, дрозофилы, млекопитающих, рыб, некоторых двукрылых насекомых гетерогеметным является мужской пол, а у птиц, пресмыкающихся, бабочек гетерогаметен женский пол. При решении задач указывают, в какой половой хромосоме находится ген; например, рецессивный ген гемофилии, локализованный в Х-хромосоме - Xh. Ген нормального свертывания крови обозначают Хн.

 

Пример решения типовых задач

 

Задача.

У крупного рогатого скота ген безрогости доминирует над геном рогатости. Безрогая корова после скрещивания с рогатым быком родила близнецов: одна телочка безрогая, а вторая - рогатая. Определите генотипы родителей и потомков.

Дано:

А – ген безрогости

а - ген рогатости

- аа, рогатый

- А?, безрогая

Р = ? Fi = ?

 

Решение

По условию задачи рогатый бык может быть только гомозиготным - аа, а безрогая корова - как гомозиготой АА, так и гетерозиготой Аа. Для определения генотипа коровы проанализируем фенотипы потомков.

Одна из телочек рогатая, т.е. является рецессивной гомозиготой - аа,причем один рецессивный ген она получила от отца, а второй - от матери. Следовательно, генотип безрогой коровы будет Аа. Такой же генотип (Аа) будет и у безрогой телочки.

 

 

Запишем схему скрещивания:

 

Р ♀ Аа х аа

 

Гаметы / \ / \

А а а а

безрогая рогатая  

F1 _Аа_ _ аа_

 

Чтобы ответить на второй вопрос задачи, необходимо записать следующую схему скрещивания:

 

Р ♀ АА х аа

 

Гаметы/ \ / \

А А а а

F1Aa

Безрогие

Из этой схемы видно, что все потомки будут безрогими.

Ответ:генотипы родителей: - Aa; - аа; генотипы телочек: Аа и аа; все потомки от скрещивания рогатого быка с гомозиготными коровами будут безрогими.

 

 
 





Читайте также:
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.