ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Ф.И.О. студента:
Тема урока: На воде и в лесу
Класс: 2
Цель фрагмента урока: выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения на воде и в лесу.
Задачи фрагмента урока:
Дидактические:
– учить детей общаться с природой, наблюдать окружающий мир природы;
– способствовать воспитанию бережного отношения к природе;
– формировать умение у детей устанавливать элементарные связи и зависимости.
Развивающие:
– развивать мышление, наблюдательность;
– умение анализировать, делать выводы;
– способствовать развитию у учащихся любознательности.
Воспитательные:
– воспитывать любовь к природе;
– умение работать в коллективе;
– совершенствовать культуру речи.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К-коммуникативные | Личностные | ||||||||
1. | Организационный момент | Словесный метод (беседа) | – Здравствуйте, дети. Меня зовут (имя учителя). – Давайте настроимся на урок, проверьте свою готовность к уроку, у вас на парте должны лежать: учебник, тетрадь, дневник и пенал. | Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку | Ф | Активная деятельность всего класса | Умение организовывать свою деятельность | |||
2. | Актуализация знаний | Практический метод (устно) | – Сейчас мы вспомним то, о чем вы говорили на прошлом уроке. – Окружающий нас мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред. Если мы будем много знать, то сумеем их избежать. Давайте попробуем отгадать загадки и вспомнить, чем опасны эти предметы. – Я из дома на порог Лишь один шагнул шажок, Дверь закрылась за спиной, Нет пути передо мной. Я и дома – и не дома, Между небом и землей. Отгадайте – ка, друзья, Где же я? (слайд 2, 3) – Верно! – Межи деревянные, А поля стеклянные. (слайд 4, 5) – Кто по проводам В дом приходит к нам? По ночам, когда темно, Освещает дом оно. (слайд 6, 7) – Что, скажи за ящик это? В нём продукты даже летом В белом инее лежат… (слайд 8, 9) – А загудит его мотор- Глотает он и пыль и сор. (слайд 10, 11) – Ей набили мясом рот, И она его жуёт, Жуёт, жуёт и глотает- В тарелку отправляет. (слайд 12, 13) – После стирки у простынки Он разгладит все морщинки. Только ты его не тронь, Он горячий, как огонь. (слайд 14, 15) – Итак, нужно быть внимательными, осторожными при обращении с электрическими приборами и опасными предметами. | Дети слушают учителя – Балкон – Окна – Электричество – Холодильник – Пылесос – Мясорубка – Утюг | Ф | Презентация | Активная деятельность всего класса | Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; К: формулировать ответы на вопросы. | ||
3. | Открытие новых знаний | Словесный метод (беседа) | – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда именно вы узнаете, отгадав загадки: – Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем! (слайд 16, 17) – Синяя сестрица, быстрая водица Вдоль дружков – бережков в океан стремится. (слайд 18, 19) – Так куда же мы с вами сегодня отправимся, где побываем? Какая будет тема нашего урока? (слайд 20) – Молодцы! – Как вы думаете, может ли такая красота таить в себе опасность? – Давайте с вами подумаем, что же мы должны узнать сегодня на уроке? Чему научиться? Какие цели и задачи перед собой поставим? Давайте откроем учебник на странице 26 и проверим, правильные ли цели и задачи мы поставили перед собой. | Дети слушают учителя – Лес – Река – На воде и в лесу – Да, может – Узнаем основные правила безопасного поведения на воде и в лесу; – Научимся различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы; – Научимся различать жалящих насекомых. (слайд 21) | Ф | Презентация, работа с учебником | Активная деятельность всего класса | Р: выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; П: находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками. | Формирование способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения или нарушения моральной нормы. | |
4. | Первичное закрепление новой темы | Словесный метод (беседа) | – Вот мы уже оказались в лесу. – Откройте учебник на стр.28-29. – Рассмотрите картинки. – Подумайте, какие опасности могут подстерегать вас в лесу? – Давайте, с вами подумаем, а какими дарами с нами делится лес? И первое угощение, которое даёт лес, вы узнаете, отгадав загадку: И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (слайд 23, 24) – Молодцы! – Назовите, пожалуйста, съедобные грибы, которые вы знаете? – Но вы должны знать, что не все грибы наши друзья. Есть ядовитые грибы, которые вызывают отравление и даже смерть - это несъедобные грибы. – Найдите в учебнике на стр. 28 номер этих ядовитых грибов. – Правильно! – Давайте прочитаем следующую загадку и отгадаем, какими дарами нас ещё угощает лес. – Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Собирать в лукошко дети. (слайд 25, 26) – Скажите ребята, а какие ягоды вы знаете? – Правильно! – Будьте осторожны, когда захотите полакомиться ягодами в лесу. – Вам необходимо научиться отличать съедобные ягоды от ядовитых. – Это красивое, но очень опасное растение. Сок его содержит яд. Если он попадёт на кожу или в глаза, то вызывает очень сильное раздражение. Ягоды могут вызвать очень сильное отравление. Как оно называется? – Назвали ягоду за её форму – глазом, а за цвет – вороньим. Эта растение встречается часто. Её ягоды нельзя пробовать на вкус, так как они ядовиты. А эта ягода как называется? – Верно! Молодцы! – Найдите в учебнике на стр. 28 номера этих ядовитых ягод. – Ну, вот мы познакомились со съедобными и опасными, ядовитыми грибами и ягодами. Но, несмотря на то, сто они опасны для нас, мы люди, не должны уничтожать их, так как, например, некоторые несъедобные грибы являются пищей и лекарством для животных. Так лоси лечатся мухоморами. – Откройте стр. 29. – Перед вами картинка с насекомыми. Давайте попробуем определить название насекомых. – Как вы думаете, под 1ой цифрой какое насекомое изображено? – Верно! – Под 2ой цифрой? – Хорошо! – Под 3ей цифрой кто? – Прекрасно! – Ну и под 4ой цифрой кто? – Ребята, как одним словом мы можем назвать насекомых, которые находятся на картинках? – Правильно, а кто знает, почему их так называют? – Правильно, у каждого из них есть жало. Оно расположено на конце брюшка. В обычном состоянии его не видно, но когда насекомое начинает чувствовать опасность, то вытаскивает его из себя. Через жало впрыскивается яд. После чего насекомое погибает. – Вернёмся в учебник стр. 29. – Перед вами текст о насекомых, давайте прочитаем его и попробуем запомнить правила безопасного поведения, если рядом летают жалящие насекомые. – Какие правила мы можем выделить? – Давайте вместе посмотрим на слайд и прочитаем что нужно делать, если ужалило насекомое? Работа в группах. Игра «Найди лишнее» Каждая группа получает карточки с картинками. Ребята, вы должны найти и зачеркнуть лишнее. 1 карточка: сыроежка, мухомор, маслёнок, лисичка. 2 карточка: земляника, черника, вороний глаз, ежевика. 3 карточка: пчела, шершень, муха, оса. – Давайте рассмотрим рисунки в учебнике (стр.27). – Найдите опасные для человека ситуации. – Верно! – Вы должны помнить следующие правила, когда находитесь у водоёма. Читаем памятку в учебнике стр.27. – Давайте прочитаем | Дети смотрят картинки – Ядовитые грибы и ягоды, жалящие насекомые. – Грибы – Подберёзовик, подосиновик, боровик, лисички, опята, маслята, сыроежки, рыжики, волнушки. – Мухомор под цифрой 3 и бледная поганка под цифрой 1 – Ягоды – Земляника, брусника, ежевика, костяника, черника, морошка – Волчье лыко – Вороний глаз – Волчье лыко под цифрой 4, а вороний глаз под цифрой 5 – Пчела – Оса – Шершень – Шмель – Жалящие – Потому что, у них жало Дети слушают – Не тревожь жалящих насекомых. Держись подальше от их гнёзд. – Если жалящее насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ним, открой пошире окно и подожди, пока насекомое улетит. – Осы частенько садятся на сладкое. Будьте осторожны, когда едите или пьёте, чтобы оса не ужалила вас в язык или губу. – 1.Удалите жало (так же как и занозу). 2. Ранку промойте. 3. Чтобы уменьшить боль, на место укуса положите что-нибудь холодное. 4. Если насекомое укусило в губу или веко – срочно обратись к врачу. (слайд 27) Дети выполняют работу в группах – Дети толкаются в воде, мальчики купаются там, где купание запрещено. Дети читают: 1. Купайтесь только под присмотром взрослых; 2. Не плавайте в незнакомом месте. Там могут быть опасные подводные течения; 3. Не купайтесь в очень холодной воде. От холода может свести ногу; 4. Лучше купаться не в одиночку, а с друзьями, чтобы быть друг у друга на виду; 5. Купаться можно только в чистых водоемах. Купаться в загрязненной воде опасно для здоровья; 6. В море не заплывайте за буйки; 7. Не купайтесь в шторм. (слайд 28) | Ф | Презентация, работа с учебником | Активная деятельность всего класса | Отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. Отличать и называть жалящих насекомых. | Р:понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; П: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей. Р:понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; П:анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков; К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками. | Умение организовывать свою деятельность. Делать выводы из изученного материала |
Приложение 1
1 карточка:
Сыроежка Мухомор Масленок Лисичка
2 карточка:
Земляника Черника Вороний глаз Ежевика
Приложение 2
3 карточка:
Пчела Шершень Муха Оса
Приложение 3
Приложение 4