Кто ловкий?
Цель. Развивать у детей сгибательные и разгибательные дви-
жения кистей рук.
Оборудование. Две картонные коробки, бирюльки или ша-
рики диаметром 2—3 см, сачок для аквариума.
Ход игры. Педагог показывает детям бирюльки или шарики в
коробке (вначале не более трех предметов) и говорит, что их можно
одной рукой переложить сачком в другую коробку, показывает, как
сделать. Потом предлагает всем детям стать ловкими и выполнить
те же действия. Каждый ребенок берет сачок ведущей рукой (пра-
вой или левой).
Поймай рыбку
Цель. Та же, развивать положительное отношение к игре.
Оборудование. Материалы из игры «Поймай рыбку», пласт-
массовые рыбки, аквариум, сачки.
Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая. Пой-
манных сачком рыбок дети переносят в аквариум. Вначале все
действия показывает педагог.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫИ УПРАЖНЕНИЯ
ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ
Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов вос-
приятия и представлений о предметах и явлениях окружающего
мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств:
у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, поз-
воляющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для
восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходи-
ло полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслуши-
ванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия.
Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Не-
обходимо определить отношение выявленных свойств и качеств
данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для
этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что
он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками,
так называемыми «эталонами», которые сложились исторически,
сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы
геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный
ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти
эталоны должны быть усвоены ребенком.
|
В процессе восприятия он постепенно накапливает зрительные,
слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом не-
обходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок
воспринимает, были соединены — обозначены словом, что помогает
закрепить в представлении образы предметов, сделать их более
четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их
можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента
восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно про-
изнести соответствующее слово-название.
Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно
отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно нера-
вномерно — один и тот же ребенок может хорошо выполнить одно
задание, даже сравнительно сложное, и не выполнить другое, более
легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориенти-
ровки в задании: в привычных заданиях, оперируя усвоенным ма-
териалом, дети с нарушением интеллекта действуют способом зри-
тельного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым за-
данием, сразу же переходят к хаотичным действиям, они не умеют
пользоваться поисковыми способами ориентировки — пробами и при-
мериванием. Этому их надо специально учить, в то время как при
нормальном интеллекте ребенок овладевает поисковыми способа-
ми в процессе действий с предметами.
|
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ
В процессе действий с предметами ребенок учится различать
их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при ко-
торых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит
результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения
должны быть основаны на практических действиях, требующих опо-
ры на форму предметов. Ребенок может еще не выделять форму
зрительно и тем более не знать ее названия. Способом ориенти-
ровки в задании являются здесь пробы, которым и нужно научить
умственно отсталого ребенка.
В дальнейшем он вычленяет форму зрительно. Сначала делает
это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа —
примеривания.
Лишь на основе длительного использования способов проб и
примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объек-
тах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприя-
тие формы, умение вычленять ее из предмета и соотносить с формой
других предметов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ
Поймай игрушку
Цель. Учить практически различать форму — перераспределять
пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать пред-
мет в руках, заранее готовить руку в соответствии с формой пред-
мета.
Оборудование. К веревке подвешиваются игрушки или се-
точки с игрушками.
Ход игры. Педагог заранее подвешивает игрушки и рассмат-
ривает их с детьми, вызывая радостное отношение к ним. Затем он
вызывает детей по одному и предлагает каждому поймать 2—3 иг-
рушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удержать ее в
руке, предлагает поймать еще раз и помогает распределить паль-
цы на предмете. Во время повторного проведения игры побуждает
детей заранее готовить руку, чтобы правильно взять и удержать
предмет. Его форма не называется.