и сегодня мы вкушаем духовную пищу и духовное питье, текущие из аМашиаха через недельную главу «ТОЛДОТ».
И как всегда главный вопрос: что Всевышний хочет нам сказать и чему научить каждого из нас через эту Недельную главу «ТОЛДОТ»?
«ТОЛДОТ» по Стронгу 8435 – и мы привыкли читать, как «РОДОСЛОВИЕ», но слово ТОЛДОТ можно также перевести словом “ПРОИСЖДЕНИЯ”.
(Быт.2:4)
Вот происхождение (Толдот) неба и земли,,,
А если, учитывать, что Тора, через понятные нам образы, говорит о духовных процессах и духовных силах, которые будут участвовать в сотворении человека по Образу и Подобию Образа Всевышнего, то, в таком контексте можно перевести это слово, как «ПОРОЖДЕНИЯ».
Чтобы понять, что это значит в духовном плане для нас, приведу два места писания, и говорит о том, что Всевышний судить человека по его делам.
(1Пет.1:17)
17 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего,
А это относится к тому времени, которое уже сейчас наступает, а значит и к нам живущим в этом времени.
(Откр.14:13)
И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.
Когда речь идет о наших делах, которые идут за нами, о которых Всевышний будет нелицеприятно судить каждого из нас, то, речь идет о наших порождениях.
(1Пет.1:17)
со страхом проводите время странствования вашего,,,
чтобы мы боялись породить, что-то, что будет потом свидетельствовать против нас.
(Быт.25:19)
19 Вот родословие (порождение)Исаака, сына Авраамова Авраам родил Исаака.
«Вот порождения Исаака сын Авраамова Авраам родил Исаака ».
|
Но, если, мы перейдём на духовный план, то, мы видим, что порождением Исаака был сын Авраама.
И в этом порождении участвовал также, отец Исаака Авраам.
«Вот порождения Исаака сын Авраамова Авраам родил Исаака ».
В недельной главе «Вайера» в этом году, мы говорили о том, что у отца нашего Авраама, врожденное качество хэсэд – милосердие, это наследие его семьи от отцов.
Именно поэтому, он посылает раба выбрать жену Исааку именно из своего рода.
Когда Авраам ходатайствовал за спасение Содома и Гоморры, мы говорили о том, что именно здесь у Авраама зарождается качество «дин» - качество суда.
Кто-то подумает: а зачем ему это вообще нужно?
Ведь так всегда, хорошо быть милосердным и никого не судить.
Да действительно хорошо, только вот если не будет суда, тогда беззаконие станет нормой.
И если, мы призваны быть Образом и Подобием Всевышнего, а известно, что Всевышний проявляет Себя в этом мире через Свое Имя Адонай, Которое включает в себя и милосердие и суд, то, значит и нам нужно быть подобными Образу и включать в себя эти качества: милосердия и суда.
И главный вопрос: как соединить гармонично эти качества в человеке?
И это то, о чём говорит наша глава, по крайней мере, этот процесс, который сейчас начинается с главы «Толдот».
Наша глава говорит о том, что Авраам – хэсэд – милосердие, порождает Исаака, который есть – суд – дин.
И еще, мы видим, как Исаак вместе с отцом, участвует в порождении этого качества.
(Быт.25:19)
19 Вот родословие (порождение)Исаака, сына Авраамова Авраам родил Исаака.
«Вот порождения Исаака сын Авраамова Авраам родил Исаака ».
|
Но, на этом порождения Исаака не заканчиваются, а только начинаются.
И теперь, перед Исааком, который является в данный момент качеством – дин, качеством – суда, Всевышний ставит новую задачу: ему предстоит породить единство качества хэсэд и дин, которое называется «Рахамим» - «милосердие ».
Может быть сам Исаак этого еще и не понимает, но, то, как ещё дальше будут развиваться события, говорит о том, что Всевышний, непосредственно участвует в этом процессе, поскольку это Его проект, если так можно сказать, Он точно знает, в каком направлении нужно двигаться и что делать.
Первый шаг в направлении исполнения этого замысла, это выбор жены для Исаака.
(Быт.25:20)
20 Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина.
Дважды подчёркиваются ее арамейские корни и ее арамейское происхождение.
Это качество хэсэд, которое еще предстоит очистить, от этого языческого, арамейского наследия.
А это значит, самой Ривке, также, как и отцу нашему Аврааму, нужно пройти путь Авраама, по выходу из своего родства, из дома отца своего.
Трудно сказать прошла Ривка до конца или нет этот путь, но, те последующие события, с обманом Ицхака, говорят, что до конца не прошла.
И следующие события говорят, что 20 лет в течение которых у Ривки не было детей, что это было временем очищения Ривки, от арамейского наследия.
А почему Всевышний всё ещё не слышит голос молитвы Ривки?
(Быт.25:21)
21 И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.
|
Может быть, ему следовало ещё немного подождать, хотя бы 4 года.
Почему именно 4 года, то, если, посмотреть на жизнь Авраама и Сарры, то, после выхода из своего родства, из дома отца своего, Аврааму тогда было 75-лет, мы видим, что Сарра была не плодна 24 года.
А в 99 лет Авраама, после того, как он сделал обрезание, Сарра зачала по Слову Всевышнего.
Авраам в 75 лет вышел, в 99 лет сделал обрезание, и тут же было зачатие Исаака.
Может быть ему следовало ещё немного подождать.
(Быт.25:21)
и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.
Но, можно точно сказать, что Всевышний ждал этой молитвы, чтобы дальше продвигать Свой замысел в порождении качества рахамим, которое соединит гармонично эти качества хэсэд и качества дин.
И то, как ведут себя младенцы в чреве Ривки, говорит о том, что в рождении качества рахамим, которое включает в себя – милосердие, жалость, пощаду, сострадание, будет проходить в борьбе между плотью и духом.
Если говорить о пощаде, когда Авраам первый раз начинает ходатайствовать о Содоме и Гоморе
(Быт.18:24)
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?
Пощадишь- говорит о том, что суд уже есть, но, может быть Ты явишь Свою милость?
Всевышний отзывается на молитву Исаака, Ривка зачинает.
(Быт.25:22,23)
И толкались сыновья (борьба) в утробе ее, и она сказала: если так, то зачем же я? И пошла вопросить Г-спода.
Всевышний характеризует конечный результат этой борьбы и то, качество рахамим.
Ответ Всевышнего даёт нам понимание того, каким образом будет рождаться это качество рахамим - милосердие, жалость, пощада, сострадание.
(перевод на русский язык Давида Йосифона)
(Быт.25: 23 И сказал Г-сподь ей: два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся; и народ народа сильнее будет, и больший будет служить младшему..
(Матф.23:11,12)
11 Больший из вас да будет вам слуга (больший будет служить младшему):
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Мудрецы говорят, что Тору можно читать при разном освещении, но, единственное правильное понимание сказанное в Торе, приходит только при чтении при Свете любви.
Складывая всё вместе, мы видим, что гармоничное соединение качеств милосердия и суда, для нас, живущих в этом мире, должно выражаться через милосердие, жалость, пощаду, сострадание и способность служить тем, кто меньше тебя.
И речь идёт не о физическом росте, меньших тебя, а о тех дарах, которые тебе дал Всевышний, которых нет у других людей, чтобы ты мог этими дарами служить тем, кто меньше тебя, кто не имеет этих даров, не превозносясь над ними, а почитая себя слугой для них.
Если, читать и дальше недельную главу, в этом свете любви, то, можно понять желание Исхака благословить Исава, связано именно с таким пониманием.
Это благословение для Исава должна была дать земная душа Исаака - нефеш, именно для этого, нужно было её вкусно накормить, чтобы нефеш могла благословить, в Торе так и написано.
(Быт.27:26-31)чтобы благословила тебя моя душа - нефеш.
Как так может быть, такой духовный человек, вдруг говорит, о нефеш, которая может благословить.
Мы видим, что это благословение, которым хотел Исаак благословить Исава связано именно с жизнью именно в этом материальном мире.
С этим благословением Исав мог бы, господствовать над всеми народами и быть защитой для своего маленького брата Иакова.
(Быт.27: 26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой.
27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь;
28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;
29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьямитвоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!
проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!( Исав должен ходить в заповедях Всевышнего, потому, что- это часть благословение Авраама).
А научить его, ходить в заповедях, должен был его меньший брат, который в духовном разумении, больше своего брата Исава.
(Быт.28:1-4) второе благословение, которое было у Исаака для Иакова
1 И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;
3 Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов (от Иакова),
4 и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!
В чем суть благословения Авраама, которое сейчас Исаак передаёт Иакову.
Суть этого благословения в Семени Машиаха, Которое станет, наследием всех тех, кто произойдет от Иакова.
А от Иакова произойдут не только потомки Иакова, но, и будет от тебя множество народов.
От этого множества народов, Всевышний усмотрел место и для потомков Исава.
(Евр.11:20)
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
Каким является замысел Всевышнего и какой была вера Исаака – это чистый план Всевышнего, который в конечном итоге исполниться.
Но, как мы видим, в этот план вмешиваются дела человеческие – порождения, которые идут за нами.
И нельзя сказать, что эти дела усложняют работу для Всевышнего, Он, просто глядя на всё это, говорит: и это хорошо!
(Быт.1:11-13)
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое(дерево плод), приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле].