Российская императрица Елизавета Петровна из династии Романовых была младшей дочерью Петра I и Екатерины I. Родилась в Коломенском дворце 18 (29) декабря 1709 года. День этот был торжественным: Пётр I въезжал в Москву, желая отметить в столице свою победу над Карлом ХII. Царь намеревался тотчас праздновать полтавскую победу, но при вступлении в столицу его известили о рождении младшей дочери. «Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с пришествием в этот мир мою дочь!», — сказал он.
Начало правления Елизаветы Петровны 25 ноября (6 декабря) 1741 года, а конец правления 25 декабря 1761 (5 января 1762 года). Коронация Елизаветы Петровны была проведена 25 апреля (6 мая) 1742 года. Императрица Елизавета Петровна царствовала двадцать лет, с 25 ноября 1741 года по 25 декабря 1761 года, взойдя на престол при помощи гвардейцев. Учитывая обстоятельства восхождения на престол Елизаветы I, первым подписанным ею манифестом стал документ, по которому она является единственной законной наследницей престола после смерти Петра II. Умерла Елизавета Петровна 25 декабря 1761 год (5 января 1762). Историк Евгений Анисимов описал ее погребальный наряд: “В роскошной серебряной робе с кружевными рукавами и золотой короной на голове, она, даже отправляясь на тот свет, была одета, как истинная модница”.
Императрица слыла красавицей, современники отмечали в ней живость ума и легкость общения, восторгались ее стройностью и маленьким личиком. Она с детства любила дорогие платья, расшитые золотом и серебром. Тяга к переодеваниям и любованиям перед зеркалом занимала будущую императрицу с самого детства: современники вспоминают, как маленькая цесаревна встречала отца, вернувшегося из заграничных переговоров в 1717 году, щеголяя в традиционном наряде испанской инфанты, а во время введенных через год регулярных ассамблей Елизавета не упускала возможности покрасоваться перед публикой в платьях, вышитых серебром и золотом, в блистающем бриллиантами головном уборе. Елизавета Петровна была не только дочерью Петра Великого, правительницей, которая возобновила традиции петровских реформ, но и главной модницей во всей Российской Империи.
|
Страстная любительница барокко, императрица привнесла стремление к роскоши и величию даже в мелочах, так что русский императорский двор 1740 — 50-х годов слыл одним из наиболее изысканных в Европе: сановные вельможи «изыскивали в одеянии — все, что есть богатее, в столе — все, что есть драгоценнее, в питье — все, что есть реже, в услуге — возобновя прежнюю многочисленность служителей, приложили к оной пышность в одеянии их». Так, пышность обстановки и излишества в одежде стали мерилом общественной значимости и обязательным атрибутом принадлежности к высшему сословию.
Дамская мода к началу 40-х годов изменилась, и юбка стала непомерно широкой. Это проявление господствовавшего в ту пору стиля рококо. Ширина фижм соответствовала придворному званию. Императрица лично следила, чтобы никто из придворных дам не надел фижмы шире положенного. Носить такие широкие юбки было крайне неудобно. В них невозможно было сесть в карету, а во дворцах пришлось специально расширять дверные проёмы. В них было невозможно даже сесть, поэтому дамы просто ложились на пол чтобы отдохнуть, а особая фрейлина, стоя у двери, охраняла их покой. Корсеты делали из разных материалов – металла, ивовых прутьев. Самые дорогие корсеты изготавливали из китового уса. Придумали даже специальные рычажки, которые регулировали ширину юбки. Если дамы узнавали, что на балу будет присутствовать сама императрица, они могли рычажком опустить фижмы и убавить ширину юбки. Платья тогда были объемные, с фижмами. К корсетам пристегивалось «панье» (корзина), колоколообразное сооружение из китового уса или прутьев на которое натягивалась нижняя юбка, а затем уже надевалось само платье. Платье, украшенное драгоценностями, было достаточно тяжелым и неудобным, материи, кружев и дорогой отделки на такое «одноразовое» платье уходило немало.
|
Государыня не допускала вольностей и в костюме для придворных дам и кавалеров. В императорском указе 1752 г. надлежало «…дамам кафтаны белые тафтяные, обшлага, опушки и юбки гарнитуровые зеленые, по борту тонкий позумент, на головах иметь обыкновенный папельон, а ленты зеленые, волосы вверх гладко убраны; кавалерам кафтаны белые, камзолы, да у кафтанов обшлага маленькие, разрезные и воротники зеленые… с выкладкой позумента около петель, и притом у тех петель, чтобы были кисточки серебряные ж, небольшие».