В современной науке существует около 1,5 тыс. определений государства.
Это свидетельствует,
1. о значимости роли государства в жизни любого общества на всех этапах его развития,
2. о многообразии форм проявления государственности в мировой практике.
Все это привело к возникновению множества концепций происхождения государства.
Одни из теорий опровергнуты и практически не используются современной наукой (органическая, ирригационная, психологическая),
другие подвергаются критике и уточняются (социально-классовая, общественно-договорная),
третьи переходят из ранга теорий в ранг государственных идеологий (теологическая, фашистская).
Государствоведение — комплексное научное знание о государстве, которое возникло и развивалась в России в рамках государственно-юридической школы и историографии, преподавалось в высших учебных заведениях Российской империи XIX-начала XX в.
Становление государствоведения связано с именами видных русских историков, философов и юристов, таких как: А.Д. Градовский, К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Н.М. Коркунов.
Специальная отрасль гуманитарного научного знания о государстве — государствоведение — выделяет четыре основных подхода к пониманию сущности государства:
· теологический,
· социологический,
· юридический,
· кибернетический.
Каждый из них по-своему объясняет сущность государства, делает акцент на различных аспектах, функцияхгосударства, наконец, соответствует определенному этапу общественного развития и типу научного мировоззрения.
Теологический подход определяет государство как результат «Божественного промысла».
Он господствовал в Средние века и служил основой государственной идеологии вплоть до Нового времени.
|
На сегодняшний день распространен среди сторонников исламского фундаментализма, убежденных, что государство создано Аллахом, является воплощением его воли и, соответственно, должно сохраняться и поддерживаться людьми в первозданном состоянии.
Юридический подход к определению государства был популярен в науке с середины XIX до начала XX в.
В рамках данной концепции государство — это система правоотношений, юридическая персонификация нации, которая может выступать как совокупное юридическое лицо.
Сторонники социологического подхода считают, что государство возникает и развивается в соответствии с потребностями социума и представляет собой результат общественной жизнедеятельности.
Наиболее авторитетными в политической социологии признаны:
1. Социально-классовая теория, в соответствии с которой:
· первичными, системообразующими отношениями в обществе являются экономические отношения по поводу собственности на средства производства;
· право собственности на средства производства является основанием для социально-классовой дифференциации и служит главным условием политического господства класса собственников;
· государственное управление - это средство подавления интересов экономически зависимого класса классом собственников на средства производства;
· любое общество в своем развитии неизбежно и последовательно проходит ряд этапов государственности: общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический;
|
· справедливое, равномерное распределение в обществе прав собственности на средства производства приводит к тому, что потребность в государственном управлении отпадает.
Таково коммунистическое общественное устройство, где государственное управление полностью сменяется общественным самоуправлением.
Несмотря на то, что основа социально-классового подхода — марксизм — подвергается в последнее время критике, это учение продолжает оказывать огромное влияние на современную социально-политическую мысль.
Его основы можно обнаружить, например, в концепции «конца истории» ФренсисаФукуямыили в теории «мир-системы» ЭммануэляВаллерстайна, которые рассматривают экономическое могущество современного государства в качестве базового фактора его политической экспансии.
Именно экономический универсализм объединяет социалистические и либеральные концепции государства.
2. Общественно-договорная теория, постулирующая, что:
· человек по своей природе не может обойтись без государства.
При этом представитель консерватизма Томас Гоббс утверждает, что человек изначально зол, государство возникает как ограничение проявления «войны всех против всех» и потому должно играть активную роль в жизни граждан.
Родоначальник современного либерализма Джон Локк, напротив, уверен, что догосударственное состояние людей было «состоянием свободы и счастья» и потому государство должно ограничиться функциями «ночного сторожа».
Социалист Жан-Жак Руссо убежден, что человек по своей природе добр и люди заключают общественный договор для общей пользы, как факт, а не юридический документ;
· общество делегирует государству часть своих функций и прав, касающихся вопросов обороны, внешней и внутренней безопасности, регулирования экономических отношений, а государство обязуется эффективно реализовывать данные функции.