Тема2. Государство как субъект управления. Государственный аппарат. Государственная служба




В современной науке существует около 1,5 тыс. определений государства.

Это свидетельствует,

1. о значимости роли государства в жизни любого общества на всех этапах его развития,

2. о многообразии форм проявления государственности в мировой практике.

 

Все это привело к возникновению множества концепций происхождения государства.

Одни из теорий опровергнуты и практически не используются современной наукой (органическая, ирригационная, психологическая),

другие подвергаются критике и уточняются (социально-классовая, общественно-договорная),

третьи переходят из ранга теорий в ранг государственных идеологий (теологическая, фашистская).

 

Государствоведение — комплексное научное знание о государстве, которое возникло и развивалась в России в рамках государственно-юридической школы и историографии, преподавалось в высших учебных заведениях Российской империи XIX-начала XX в.

Становление государствоведения связано с именами видных русских историков, философов и юристов, таких как: А.Д. Градовский, К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Н.М. Коркунов.

 

Специальная отрасль гуманитарного научного знания о государстве — государствоведение — выделяет четыре основных подхода к пониманию сущности государства:

· теологический,

· социологический,

· юридический,

· кибернетический.

 

Каждый из них по-своему объясняет сущность государства, делает акцент на различных аспектах, функцияхгосударства, наконец, соответствует определенному этапу общественного развития и типу научного мировоззрения.

 

Теологический подход определяет государство как результат «Божественного промысла».

Он господствовал в Средние века и служил основой государственной идеологии вплоть до Нового времени.

На сегодняшний день распространен среди сторонников исламского фундаментализма, убежденных, что государство создано Аллахом, является воплощением его воли и, соответственно, должно сохраняться и поддерживаться людьми в первозданном состоянии.

Юридический подход к определению государства был популярен в науке с середины XIX до начала XX в.

В рамках данной концепции государство — это система правоотношений, юридическая персонификация нации, которая может выступать как совокупное юридическое лицо.

 

Сторонники социологического подхода считают, что государство возникает и развивается в соответствии с потребностями социума и представляет собой результат общественной жизнедеятельности.

 

Наиболее авторитетными в политической социологии признаны:

1. Социально-классовая теория, в соответствии с которой:

· первичными, системообразующими отношениями в обществе являются экономические отношения по поводу собственности на средства производства;

· право собственности на средства производства является основанием для социально-классовой дифференциации и служит главным условием политического господства класса собственников;

· государственное управление - это средство подавления интересов экономически зависимого класса классом собственников на средства производства;

· любое общество в своем развитии неизбежно и последовательно проходит ряд этапов государственности: общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический;

· справедливое, равномерное распределение в обществе прав собственности на средства производства приводит к тому, что потребность в государственном управлении отпадает.

Таково коммунистическое общественное устройство, где государственное управление полностью сменяется общественным самоуправлением.

Несмотря на то, что основа социально-классового подхода — марксизм — подвергается в последнее время критике, это учение продолжает оказывать огромное влияние на современную социально-политическую мысль.

Его основы можно обнаружить, например, в концепции «конца истории» ФренсисаФукуямыили в теории «мир-системы» ЭммануэляВаллерстайна, которые рассматривают экономическое могущество современного государства в качестве базового фактора его политической экспансии.

Именно экономический универсализм объединяет социалистические и либеральные концепции государства.

2. Общественно-договорная теория, постулирующая, что:

· человек по своей природе не может обойтись без государства.

При этом представитель консерватизма Томас Гоббс утверждает, что человек изначально зол, государство возникает как ограничение проявления «войны всех против всех» и потому должно играть активную роль в жизни граждан.

Родоначальник современного либерализма Джон Локк, напротив, уверен, что догосударственное состояние людей было «состоянием свободы и счастья» и потому государство должно ограничиться функциями «ночного сторожа».

Социалист Жан-Жак Руссо убежден, что человек по своей природе добр и люди заключают общественный договор для общей пользы, как факт, а не юридический документ;

· общество делегирует государству часть своих функций и прав, касающихся вопросов обороны, внешней и внутренней безопасности, регулирования экономических отношений, а государство обязуется эффективно реализовывать данные функции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: