МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПОЛИКЛИНИКИ




Экспертиза временной нетрудоспособности в практике участкового врача-педиатра

Экспертизу временной нетрудоспособности проводят участковые врачи и специалисты на приемах в поликлинике и на дому.

Согласно приказу Минздрава России № 5 от 13 января 1995 г. «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспо­собности», больничный лист по уходу за больным ребенком выдает ле­чащий врач одному из членов семьи, осуществляющему уход за нижеп­риведенными лицами.

  • Больные подростки старше 15 лет, получающие лечение в амбулаторно-поликлинических условиях сроком до 3 суток (по решению клинико-экспертной комиссии — до 7 суток).
  • Дети до 7 лет при амбулаторном лечении на весь период острого заболевания или до наступления ремиссии при обострении хронического заболевания, а также дети старше 7 лет на срок до 15 суток, если по ме­дицинскому заключению не требуется большего срока.
  • Дети до 7 лет при стационарном лечении на весь срок лечения, а также дети старше 7 лет при наличии заключения клинико-экспертной комиссии о необходимости осуществления ухода.

• Дети до 15 лет, инфицированными вирусами иммунодефицита, страдающими тяжелыми заболеваниями крови, злокачественными образованиями, ожогами на весь период пребывания в стационаре.

В случае болезни матери, находящейся в отпуске по уходу за боль­ным ребенком до 3 лет, листок нетрудоспособности выдают сроком до 5 суток (по решению клинико-экспертной комиссии до 10 суток, а в исклю­чительных случаях на весь период, в течение которого мать не может осуществлять уход) в учреждении, в котором лечится мать, лицу, фак­тически осуществляющему уход за ребенком. Существуют следующие особенности выдачи больничных листов.

  • При одновременном заболевании 2 и более детей по уходу за ними выдают 1 листок нетрудоспособности.
  • При разновременном заболевании 2 детей листок нетрудоспособ­ности по уходу за другим ребенком выдают после закрытия первого документа без зачета дней, совпавших с днями освобождения от работы по первому листку нетрудоспособности.
  • При заболевании ребенка в период, в который нет необходимости освобождения матери от работы (очередной или дополнительный от­ пуск, отпуск по беременности и родам, отпуск без сохранения содержания, выходные или праздничные и другие дни), листок нетрудоспособности по уходу выдают со дня, когда она должна приступить к работе, без учета дней от начала заболевания ребенка.
  • Листок нетрудоспособности не выдают по уходу за хроническими больными в период ремиссии, в период очередного отпуска и отпуска без сохранения содержания, период отпуска по беременности и родам, период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком.
  • При карантине листок нетрудоспособности по уходу за ребенком до 7 лет выдают на основании справки эпидемиолога лечебно-профилактического учреждения, наблюдающего за ребенком, одному из рабо­тающих членов семьи на весь период карантина.

В связи с отсутствием ограничений в сроках выдачи больничного листка по уходу за больным ребенком, справки по уходу за больным ре­бенком в настоящее время не выдают.

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПОЛИКЛИНИКИ

ИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Отделение медико-социальной службы поликлиники — структурное отделение детской поликлиники. Цель работы отделения заключается в реализации с учетом специфических особенностей детей, в том числе

подросткового возраста медико-социальных мероприятии, направлен­ных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их соци­альную и правовую защиту, поддержку, профилактику и снижение за­болеваемости, формирование потребности в здоровом образе жизни. Отделение функционирует на основе преемственности и взаимосвязи с подразделениями детской поликлиники и другими медицинскими и немедицинскими учреждениями.

Основные задачи и функции отделения перечислены ниже.

  • Медико-социальный патронаж в семье, выявление лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной за­ щите и поддержке.
  • Оказание медико-психологической помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности, в том числе путем анонимного приема.
  • Осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек (девушек) и мальчиков (юношей).
  • Гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентация на создание здоровой семьи.
  • Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просвети- тельная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование здорового образа жизни и ориентирующих молодых людей и их родителей на осознание вреда «рисковых» или так называемых «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и развития (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания, ранняя сексуальная активность, правонарушения несовершеннолетних, бродяжничество и др.).
  • Оказание индивидуальной или опосредствованной социально- правовой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и за­ конных интересов в соответствии с действующим законодатель­ством.
  • Анализ (с применением анкетного опроса и других методов) потребности обслуживаемого детско-подросткового контингента и их семей в конкретных видах медико-социальной помощи.

Структура и штаты отделения определяют индивидуально в зависи­мости от численности прикрепленного контингента, характера и объема работы. В составе отделения могут быть дополнительные должности: психолог (медицинский психолог), врач-педиатр, подростковый врач-терапевт, социальный работник.

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» определяет инвалидность как социальную недостаточ­ность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функ­ций организма, приводящую к ограничению жизнедеятельности и необ­ходимости социальной защиты. Инвалидность у детей — значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадапта­ции вследствие нарушения развития, роста, способности к самообслу­живанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, обучению, общению и трудовой деятельности в будущем.

Ниже приведены законодательные документы в которых регламен­тированы основные права детей-инвалидов.

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. статья 7 «Охрана труда и здоровья населения, государственная поддержка, социальная защита», статья 38 «Защита семьи, материнства и детства», статья 39 «Социальное обеспечение по возрасту, болезни и др.», статья 41 «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь».
  • На федеральном уровне действуют закон «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181 от 24 ноября 1995 г., постановление «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы» № 1/20 от 29 января 1997 г., «Положение о признании лица инвалидом» № 965 от 13 августа 1996 г. (исправления от 1 февраля 2005 г.).
  • Международные правовые документы по защите прав и интересов детей представлены «Конвенцией о правах ребенка» от 20 ноября 1989 г., «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и разви­тия детей» от 30 августа 1990 г.
  • Местным администрациям дано право вводить дополнительные виды пособий и льгот для семей, воспитывающих инвалидов.

Основанием для признания ребенка инвалидом, служит сочетание следующих 3 основных факторов.

  • Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организ­ма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
  • Ограничение жизнедеятельности, полная или частичная утрата способности осуществлять самообслуживание, самостоятельное передвижение, общение, ориентацию, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься игровой деятельностью в соответствии с возрастной нормой.
  • Необходимость социальной защиты.

Международная номенклатура включает 9 основных разделов нарушений здоровья: умственные, другие психологические, языковые и речевые, ушные (слуховые и вестибулярные), зрительные, висцеральные и метаболические, расстройства питания, двигатель­ные, уродующие, нарушения, связанные с причинами общего харак­тера.

Ограничение жизнедеятельности — неудача в выполнении ка­кой-то привычной деятельности. Существует градация степени ог­раничения (т.е. тяжести): от затруднения при выполнении действия до полной неспособности действовать, ни при использо­вании вспомогательных средств, ни при содействии окружающих. Существует 7 основных категорий для оценки характера ограниче­ния жизнедеятельности: ограничение к самообслуживанию, самос­тоятельному передвижению, обучению, трудовой деятельности, способности к ориентации, способности общению, контролировать свое поведение.

При определении ограничения жизнедеятельности очень важно оце­нить прогноз, который может быть сформулирован следующим обра­зом.

  • Благоприятный — возможность полного восстановления нару­шенных категорий жизнедеятельности.
  • Относительно благоприятный — возможность частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности при уменьшении степени их ограничений или стабилизации.
  • Сомнительный (неопределенный).
  • Неблагоприятный — невозможность даже частичного восстанов­ления нарушенных категорий жизнедеятельности и уменьшения степе­ ни их ограничений.

Ограничения жизнедеятельности неизбежно приводят к формиро­ванию социальной недостаточности, которую подразделяют на недоста­точность из-за ограничения физической независимости, мобильности, заниматься обычной деятельностью, способности к получению образо­вания, профессиональной деятельности, экономической самостоятель­ности, интеграции в обществе.

В случае соответствия состояния здоровья направленного на экспер­тизу ребенка какому-либо из пунктов «Классификаций и временных критериев, используемых при проведении медико-социальной экспер­тизы», ему присваивают статус ребенка-инвалида. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности детям устанавливают инва­лидность на определенный срок: 1 год, 2 года, до 18 лет. Термин «дети-инвалиды» правомочен в возрасте до 18 лет («Положение о признании лица инвалидом», в редакции постановления Правительства РФ № 820 от 26 октября 2000 г.).

Направление на медицинское освидетельствование ребенка дают на основании решения клинико-экспертных комиссий детских полик­линик. На ребенка заполняют «Направление ребенка до 16 лет для проведения медико-социальной экспертизы» (форма № 080/у-97, а в возрасте от 16 до 18 лет — форму № 088/у-97), утвержденное прика­зом МП и МЗ РФ № 50/18 от 25 февраля 1998 г., медицинский блок вопросов которого составлен с учетом необходимости многомерного описания различных последствий болезней и травм, являющихся при­чиной наступления инвалидности у ребенка. В направлении указыва­ют, помимо паспортных данных и развернутого клинического диагно­за, расшифровку нарушений в состоянии здоровья, ограничений жиз­недеятельности, оценку прогноза и рекомендации по медицинской ре­абилитации.

Обследование детей для заполнения формы № 80/у-96 проводят в сроки, не превышающие 30 календарных дней, в государственных ле­чебно-профилактических учреждениях, медицинских клиниках и науч­но-исследовательских институтах педиатрического профиля. Форму № 080/у-96 в 3-дневный срок представляют в учреждения федеральной государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жи­тельства ребенка для установления инвалидности. К основным задачам «Бюро медико-социальной экспертизы» относят определение инвалид­ности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, определение степени ограниче­ния жизнедеятельности и социальной дезадаптации, разработку инди­видуальных программ реабилитации, изучение уровня и причин инва­лидности. По результатам освидетельствования выдают справки уста­новленной формы, утвержденной Министерством труда и социального развития РФ.

Для восстановления социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости и социальной адаптации проводят систе­му медицинских, психологических, педагогических, социально-эконо­мических мероприятий, направленных на устранение или возможно бо­лее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, т.е. осуществляют реабилитацию инвалида. Реабилитация включает оценку реабилитационного потенциала (т.е. комплекса биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать потенциальные возможности человека) и реабилитационного прогноза (т.е. предполагаемую вероятность реализации реабилитационного по­тенциала).

Реабилитация и абилитация включают медицинские мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирова­ние, ортопедирование), социальные меры (социально-бытовая и социально-средовая адаптация) и профессиональную реабилитацию (про­фессиональная ориентация, профессиональное образование, трудоуст­ройство). В медицинском понимании реабилитация означает восста­новление утраченных функций: у старших детей — восстановление тру­доспособности, у маленьких — чаще необходима стимуляция развития функций, т.е. абилитация. Абилитация и реабилитация, таким образом, включает комплекс медицинских и педагогических мер, направленных на максимально полную адаптацию ребенка к окружающей обстановке, на устранение социальной недостаточности в ее педиатрическом пони­мании.

Данные освидетельствования ребенка после анализа клинико-функциональных, психологических, социальных факторов должны быть от­ражены в медико-социальном экспертном заключении об отнесении ре­бенка до 18 лет к категории «ребенок инвалид» и его обосновании с ука­занием следующих данных.

  • Развернутый клинико-функциональный диагноз.
  • Психологический диагноз.
  • Оценка образовательного, социально-бытового и социально-средового статуса.
  • Категория и степень ограничения жизнедеятельности.
  • Реабилитационный потенциал.
  • Реабилитационный прогноз.
  • Заключение о причине, сроках установления и переосвидетельствования инвалидности.

• Потребности ребенка в мерах социальной помощи и защиты, включая рекомендации по медико-социальной реабилитации.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: