СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ




И С Т О Р И Я

От первобытности до конца XVII века

Учебно-методическое пособие

 

 

Архангельск

ИПЦ САФУ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие………………………………………………………. 4

Введение в историю……………………………………………… 5

Становление государственности в России и мире……………… 14

Средневековье как стадия исторического процесса…………… 26

Россия и Европа на пороге Нового времени……………………. 68

Тест………………………………………………………………… 104

Краткая хронологическая таблица………………………………. 117

Список использованной литературы……………………………. 122


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с требованиями Федерального образовательного государственного стандарта высшего профессионального образования III поколения дисциплина «История» относится к разделу «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» и является базовой. Дисциплина должна охватывать историю человечества от первобытности до наших дней. Студенты должны получить новые знания по истории России, ее месту и роли в мировых общественных процессах, выработать навыки анализа и оценки современных общественных процессов с учетом исторической ретроспективы.

В данном пособии рассматривается период истории от первобытности до XVII в., начала Нового времени. Представлены основные этапы, базовые факты по истории регионов и стран, имевших наибольшее значение в последующем развитии всемирно-исторического процесса. История России дается в контексте развития мирового сообщества. Автор исходил из того, что знание всемирной истории по данной дисциплине должно быть на ознакомительном уровне, а истории России – на репродуктивном. Материалы пособия представлены в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения.

Дается представление о важнейших теоретико-методологических основах исторической науки, сущности и функциях исторического знания, понятие исторического источника, характеризуются основные этапы в развитии отечественной исторической науки.

В конце каждой темы студентам предлагаются обобщающие вопросы, для более глубокого изучения приводится список литературы. В заключении рекомендуется решить тесты для самопроверки знаний. Пособие содержит краткую хронологическую таблицу по периоду.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов негуманитарных специальностей высших учебных заведений заочной и очной форм обучения.

 

 

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ

1.Сущность и функции исторического знания.

2. Источники и методы изучения истории.

3. Теория (методология) исторической науки.

 

1.Сущность и функции исторического знания. Колыбелью исторической дисциплины является Древняя Греция. Традиционно «отцом истории» считают греческого учёного Геродота (485-425 до н.э.). Его труд «История» был посвящён греко-персидским войнам и начинался словами о необходимости всестороннего изучения прошлого. История (от греческого historia) означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. Главным объектом исторического изучения является человек. Как писал В.О. Ключевский (1841-1911): «Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах»[1].

Одной из фундаментальных социальных функций исторического познания является формирование исторического сознания. Подисторическим сознанием понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности о своём прошлом и прошлом всего человечества. Историческое сознание – это социальная память.

Важной функцией истории как науки является познавательная,или интеллектуально-развивающая. «Для всякого человека, если он не круглый дурак, все науки интересны»[2],- писал известный французский историк Марк Блок (1886-1944). «Пусть homo faber (человек – мастер) или politicus (человек – политик) всегда будут безразличны к истории, в её защиту достаточно сказать, что она признаётся необходимой для полного развития homo sapiens (человек – разумный)[3].

Практически-рекомендательная (прогностическая) функция истории позволяет определить тенденции развития общества и государства, на основе теоретического опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Воспитательная функция истории. На исторических примерах воспитывается уважение к добру, справедливости, свободе, равенству и другим непреходящим человеческим ценностям. Великий русский учёный – энциклопедист М.В. Ломоносов (1711-1765) писал, что история «даёт государям примеры правления, подданным повиновения, воинам мужества, судьям правосудия, младым старых разум, престарелым сугубую твёрдость в советах, каждому незлобивое увеселение с несказанною пользою соединённое»[4].

Современная историческая наука тесно связана со специальными историческими науками такими как археология (изучение памятников материальной культуры), этнография (наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, их происхождение, расселение и т.п.), топонимика (изучение совокупности географических названий в какой-нибудь стране, местности), сфрагистика (дисциплина, изучающая печати), геральдика (изучение гербов государств, городов, фамилий), палеография (историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления места и времени их создания) и др.

2. Источники и методы изучения истории. История как наука оперирует точно установленными фактами. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторический источник – документ, бесстрастный свидетель эпохи, родившийся в определённое время и отражающий его реалии. Основные группы исторических источников: письменные (государственные акты, летописи, книги, дневники, письма, пресса и т.п.), вещественные (предметы быта, украшения, орудия труда предшествующих эпох, здания, утварь и т.п.), устные (легенды, сказания, былины, предания), художественные работы, а также фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы. К новым источником, появившимся в недавнее время, можно отнести Интернет. Главным видом исторических источников являются письменные источники. Они содержат колоссальный массив открытой и скрытой (опосредованной, интерпретируемой) информации о прошлом. Задача исследователя – с помощью научных методов изучить источник и выявить объективную информацию.

Методом в науке называют совокупность приёмов и способов, а также общих принципов познания. Важнейшими принципами исторического познания являются объективность и историзм.

Принцип объективности – выявление закономерностей, определяющих процессы экономического, социально-политического и культурного развития, подход к исторической реальности во всей её многогранности и противоречивости, независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и событиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы и концепции.

Принцип историзма предполагает изучение прошлого с учётом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки зрения того, как и в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или другом этапе развития.

К конкретным методам исторического исследования относятся общенаучные методы, собственно исторические и специальные, заимствованные у других наук. Среди них: логический – здравое, правильное рассуждение; синхронно-хронологический – рассматриваются события, осуществляющиеся одновременно, совпадающие во времени; ретроспективный – это метод последовательного проникновения в прошлое с целью выявления причины события; проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий; сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве и времени; структурно-системный предполагает изучение внутреннего устройства общества, общественного строя; математический анализ – изучение количественных отношений в обществе; социологический – изучение закономерностей развития и функционирования общества и др.. Методика – это техника исторического исследования, система исследовательских технических приёмов.

3. Теория (методология) исторической науки. Теория – это система общих теоретических принципов решения научных вопросов. Превращение исторических знаний в историческую науку происходило на протяжении длительного времени. Геродот представлял историю как развивающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы людей и государств.

Человеку Средневековья история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл при рассмотрении в плане вечности и осуществления Божественного замысла, Божественного провидения. Отсюда – провиденциализм, составлявший суть средневекового мировоззрения.

Подлинный переворот в духовной жизни общества произошёл в эпоху Возрождения, когда в центр мироздания был поставлен человек. Новое мировоззрение получило название «гуманизм». Важным достижением историков – гуманистов стало рассмотрение и оценка прошлого с точки зрения земных, а не небесных интересов. Николо Макиавелли (1469-1527), знаменитый историк той эпохи, сторонник сильного государства, считал, что состояние общества определяет государство, политика разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

В XVII в. историческая наука развивалась под влиянием идей рационализма – философского направления, признающего разум основой познания и поведения людей, естественного права и общественного договора.

В XVIII в., в век Просвещения, тематика исторических трудов расширилась. Просветители искали причины происходивших событий. Они поставили вопрос о практическом устройстве будущего общества, считая главным политическую свободу и гражданское равенство. Крупным достижением того времени стала идея закономерности и прогресса в общественной жизни.

Основы современной исторической науки сформировались в XIX-XX вв. под влиянием различных философско-исторических учений (гегельянство, позитивизм, марксизм, неокантианство и др.). В современной исторической науке множество школ и направлений.

В основе исторического материализма (марксизма) лежит учение о социально-экономических формациях (формационный подход). Основоположниками этого учения стали немецкие учёные К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Согласно их теории общество в своём развитии проходит в своём развитии через последовательную, закономерную смену определённых стадий и фаз, формирующихся на основе определённого уровня развития экономики. Они назвали эти стадии общественно-экономическими формациями: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Марксизм предписывал всем странам и народам пройти формационным путём. Однако, как показала жизнь, абсолютно чистых формаций нет. В каждой из них наряду с господствующим способом производства сохраняются остатки старых и возникают зачатки новых производственных отношений. Кроме того в силу разных обстоятельств (климат, географические, внешнеполитические и др. факторы) история разных народов, стран, регионов развивается неравномерно и имеет свои особенности. Представление о коммунизме как конечной цели истории вступает в противоречие с утверждением о её поступательном движении.

В XX в. видное место в сфере исторической науки и образования на Западе завоевал цивилизационный подход, позволяющий рассматривать процесс развития стран и мира с позиций многолинейности и многовариантности развития. Цивилизация как типологическая единица истории – это способ жизнедеятельности общественной макросистемы, сориентированной во времени и пространстве. Наиболее общими факторами, определяющими существо цивилизации являются: географическая (или природная среда); система ведения хозяйства (экономика), социальная организация; духовные ценности (религия, идеология); политическая система; ментальность; особенности эпохи, в которой существует цивилизация[5].

Наиболее яркими представителями цивилизационного подхода в зарубежной историографии являются О. Шпенглер (1880-1936, «Закат Европы»), А. Тойнби (1889-1975, «Постижение истории»). Теория локальных цивилизаций была разработана в трудах русского социолога Н.Я. Данилевского (1822-1885, «Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому»).

В качестве новой научной методологии предлагается синергетика. Это теория самоорганизации в сложных неравновесных системах, которая, по мнению разработчиков (Д.С. Чернавского, Г.Г. Малинецкого, Л.И. Бородкина, С.П. Капицы и др.), может применяться в самых разных науках, в том числе и в истории.

Историей исторической науки, её становлением и развитием занимается специальная дисциплина – историография.

Основные этапы изучения русской истории. Элементы исторических знаний у восточных славян появились в ответ на практические потребности людей. Они нуждались в накоплении и передаче своего опыта от поколения к поколению. Первоначально исторические знания возникали в виде легенд, преданий, былин, мифов. После принятия христианства появился летописный жанр исторической литературы, который оставался основным до конца XVII – начала XVIII вв. Историческая мысль была подчинена богословию.

В XVII-XVIII вв. происходило превращение исторических знаний в науку: ставился вопрос о возможности естественно - научного объяснения истории, вводилось её деление на периоды, стали различать авторский текст, появилась система ссылок на документы. Становление отечественной исторической науки связано с именами выдающихся исследователей В.Н. Татищева (1686-1750) и М.В. Ломоносова.

Крупнейшим дворянским историком является Н.М. Карамзин (1766-1826). Самым выдающимся историком XIX в. признаётся С.М. Соловьёв (1820-1879). Яркую и многогранную картину русской истории дал В.О. Ключевский (1841-1911).

Большой вклад в развитие отечественной исторической науки внесли учёные XX столетия. Они придерживались различных схем и построений в изучении прошлого. А.С. Лаппо-Данилевский следовал неокантианской теории исторического познания. Н.И. Кареев изучил её позитивистско-плюралистическую версию, Г.Г. Шпет – феноменологическую. Новые теоретико-философские и логические подходы к пониманию смысла и хода истории сосуществовали с эмпирическими исследованиями, значение которых не утратило своей актуальности и в наши дни (труды С.Ф. Платонова, А.А. Кизеветтера, М.М. Богославского и др.). С марксистских позиций рассматривали движущие силы исторического процесса Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Покровский.

Советская историческая наука развивалась в сложных условиях. Правящая партия большевиков провозгласила приоритет политических, партийных мотивов в исторических исследованиях. Несмотря на трудности в советское время выявлялись и собирались новые исторические материалы, делались попытки нового прочтения прошлого, велись дискуссии. Особенно успешно изучалась социально-экономическая тематика, движения народных масс. Немало превосходных трудов создали Б.Д. Греков (исследования Киевской Руси, Золотой Орды), Н.М. Дружинин (социально-экономическая и политическая история XIX в.), П.А. Зайончковский (источниковедение), А.А. Зимин (русское средневековье), В.Т. Пашуто (Древняя Русь, период раздробленности), Б.А. Рыбаков (история, культура славян и Древней Руси), М.Н. Тихомиров (история России XVI в.), Л.В. Черепнин (отечественная история XIV-XVII вв.) и многие другие.

С распадом СССР в 1991 г. произошло разрушение коммунистической доктрины. В поисках новой парадигмы российские историки обратились к традициям дореволюционной исторической школы, а также к опыту западной исторической науки. Сейчас можно встретить самые разнообразные теории, объясняющие ход истории. Большой популярностью пользуется цивилизационный подход. При всём разнообразии подходов остаётся несомненным одно: Россия – часть мирового исторического процесса, имеющая свои особенности исторического пути развития.

 

ВОПРОСЫДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. В чем отличие исторической науки от естественных наук?

2. Что такое историческое сознание? Каковы источники его формирования?

3. Каково соотношение методологии и методики?

4. Есть ли в истории смысл?

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. – М.: Наука, 1986.- 256 с.

Губман Б.Л. Смысл истории. - М.: Наука, 1991. – 192 с.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. -М.: Ин-т русской цивилизации, 2008. – 812 с.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М.: Наука, 2003. – 485 с.

Румянцева М.Ф. Теория истории. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 319 с.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006. – 784 с.

Сенькова И.В. Введение в историю. – Архангельск: С(А)ФУ, 2011. – 34 с.

Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М.: «Академия», 2007. – 272 с.

Тойнби А.Д. Постижение истории. – М.: Прогресс: Культура, 1996. – 606 с.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994. – 527 с.

 

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

В РОССИИ И МИРЕ

1. Первобытная эпоха человечества. Периодизация. Общая

характеристика.

2. Древневосточная и античная модель развития.

3. Древнейшие государства на территории нашей страны. Первые

сведения о славянах.

 

1. Первобытная эпоха человечества. Периодизация. Общая характеристика. На заре истории человеческие сообщества, независимо от региона проживания, начинали с одной и той же стартовой позиции, которую принято называть первобытно-общинным строем. Это самый длинный период в истории человечества. Он длился с момента выделения человека из животного мира, т.е. примерно 3 млн. тому назад, до формирования производящей экономики, института собственности и возникновения государств. Существует несколько вариантов периодизации первобытности. Самый распространённый – археологический, основанный на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Первобытность в основном совпадает с каменным веком, хронологические рамки которого очень широки – он начинается около 3 млн. лет назад и длится до появления металла (около 8-9 тыс. лет тому назад на Древнем Востоке и около 5-6 тыс. лет тому назад в Европе).

В археологической науке каменный век принято делить на несколько основных этапов:

- палеолит (древний каменный век) – 3 млн. – 10 тыс. лет до н.э.;

- мезолит (средний каменный век) – 10-9 тыс. – 7 тыс. лет до н.э.;

- неолит (новый каменный век) – 6-5 тыс. – 3 тыс. лет до н.э.[6]

На протяжении палеолита формировался физиологический тип человека: от homo habilis (человек умелый) до homo sapiens (человек разумный). Ярко выраженными представителями homo sapiens являются кроманьонцы. Такое название они получили от места грот Кро-Маньон во Франции, где были найдены их останки. К этому типу относится всё современное человечество.

Согласно археологическим данным первоначальным очагом происхождения человека является Африка. Затем в олдувайскую эпоху (олдувай – эпоха палеолита примерно от 3 млн. до 800 тыс. лет назад, получившая своё название по памятникам ущелья Олдувай в Восточной Африке) наблюдается расселение по территории Евразии. Памятники, относящиеся к позднему олдуваю, известны в Южной и Юго-Восточной Азии, в Европе. На западе Украины обнаружена стоянка Королево.

Первобытные люди пользовались примитивными орудиями труда, ручными рубилами и осколками камней, изготовленными из дерева и камней. Основными видами хозяйственной деятельности были охота, рыболовство и собирательство, т.е. присваивающие формы хозяйства. Для такого типа хозяйства характерны коллективная, общинная собственность на орудия труда, низкий уровень производительных сил, уравнительное распределение материальных благ.

Стоянки человека в мустьерскую эпоху (мустье – эпоха палеолита примерно 120-100 тыс. – 40 тыс. лет тому назад) обнаружены во всём Старом Свете, а самые северные пересекают границу Северного полярного круга. Наиболее северные – Хотылево на Десне, Пещерный луг и другие стоянки бассейна Камы, Бызовая и Крутая гора на Печоре[7]. Заселение Северной Америки произошло в эпоху позднего палеолита около 30-26 тыс. лет тому назад с территории Восточной Сибири, вероятнее всего, благодаря существованию мощного ледяного моста через современный Берингов пролив, соединявший Аляску, Камчатку и Чукотку. Пришедшее население быстро освоило Американский континент. Так, стоянки человека в Чили датируются временем 14-12 тыс. лет до н.э.

На эпоху палеолита приходится ледниковый период. Примерно 100 тыс. лет тому назад значительную часть Евразии занимал огромный ледник толщиной до 2 км. Суровый климат заставил человека использовать огонь, а затем и добывать его. Возможно к этому времени относится зарождение членораздельной речи и родовой организации общества. Стали возникать первые религиозные представления. Язычество представляло собой обожествление сил природы, животных, растений, добрых и злых духов.

Приблизительно 13 тыс. лет тому назад началось глобальное послеледниковое потепление. Постепенно формировались близкие к современным очертания морей и русел рек. Произошли серьёзные изменения всего природного комплекса, растительности и животного мира. Это создало предпосылки для перехода от палеолита к мезолиту (время переходное от палеолита к неолиту). Люди двинулись на север. Они достигли берегов формировавшегося тогда Балтийского моря, верховьев Днепра и Волги, арктического побережья Кольского полуострова, Заполярья и Дальнего востока.

Неолит – особая эпоха в истории человечества. Он завершает период каменного века, в течение которого люди пользовались только камнем, костью и деревом для изготовления орудий труда. Время, когда человек начал использовать медь, а затем и ее сплавы для производства орудий труда, оружия и украшений, знаменует окончание неолита и всего каменного века, наступление века металлов (бронзовый век, а затем железный).

В эпоху неолита достигла расцвета техника обработки традиционных материалов при широком распространении и совершенствовании таких приёмов обработки, как шлифование, сверление, пиление. Первоначально неолит и выделялся как эпоха шлифованного камня. В это время широкое распространение также получает керамика, которая использовалась для изготовления сосудов и другой утвари.

Наблюдается переход от присваивающего типа хозяйства к производящему, что стало важнейшим достижением в истории человечества. Произошло и первое общественное разделение труда на земледелие и скотоводство, которое способствовало прогрессу производительных сил, возникновению обмена. В период неолита человек освоил практически все известные сейчас сельско-хозяйственные культуры, одомашнил овец, свиней, коз, коров.

Вторым общественным разделением труда, произошедшим в неолитический период, было выделение ремесла из сельского хозяйства. Первым ремеслом стало гончарное производство. В IV тыс. до н.э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных, появились колесные повозки. Разделение труда содействовало его индивидуализации, возникновению частной собственности. Все эти перемены принято называть неолитической революцией, которая продолжалась длительное время – тысячелетия. В эпоху неолита человек заселил все географические зоны и выработал соответствующие им хозяйственные системы природопользования и жизнеобеспечения.

В Евразии сложились различные типы хозяйственной деятельности. От среднего Днепра до Алтая жили скотоводческие племена. На территории Украины, Закавказья, Средней Азии, юга Сибири - земледельцы. Охотничье-рыболовецкое хозяйство было распространено в северных, лесных районах европейской части и в Сибири.

В IV тысячелетии до н.э. появляются признаки кризиса неолитического общества. Каменные орудия не могли удовлетворить разнообразные, постоянно усложняющиеся потребности человека. Начался переход к новому этапу - энеолиту (медно-каменному веку). В этот период преобладающим материалом стал металл – сначала медь, золото, потом бронза, а начиная с I тысячелетия до н.э. – железо и его производные – чугун, сталь.

Развитие производительных сил у первобытных племён способствовало росту производства и появлению определённых излишков, что приводило к появлению частной собственности, социального неравенства и разложению первобытно-общинных отношений.

2.Древневосточная и античная модель развития. С конца IV тысячелетия до н.э. в истории человечества начинается новый этап – появляются первые государства. Этот период, продолжавшийся примерно до середины I тысячелетия н.э., называется историей Древнего мира.

В развитии древних государств имеется немало общего, что позволяет сделать вывод о разных цивилизационных типах развития – восточном и западном (античном).

К государствам Древнего Востока относят Египетскую империю (3200-525 гг. до н.э.), Вавилонскую империю (около 3000-538 гг. до н.э.), Ассирийскую империю (3000-605 гг. до н.э.), Финикийскую империю (конец III тысячелетия – 322 г. до н.э.), Китайскую империю (1765 г. до н. э. – 220 г. н.э.), империи Древней Индии (XVIII в. до н.э. – 415 г. н.э.), Израильское и Иудейское княжества (1400-586 гг. до н.э.)[8]. Они возникли на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносами почвы.

Для восточной модели развития характерны следующие признаки.

В экономике – слаборазвитые частнособственнические отношения, земля (основное богатство восточных обществ) находилась в государственной, царской, коллективно-общинной собственности. Верховным собственником выступало государство, власть. Принадлежность к власти опосредованно давала право на собственность, но полных прав частного собственника не было. Главную производительную силу составляли люди, считавшиеся свободными. Рабство носило патриархальный характер (раб как бы становился младшим, неполноправным членом большой семьи). Преобладало натуральное хозяйство. Экономика отличалась консервативностью, что вело к стагнации.

В политике - тип государства – деспотия (ничем не ограниченная единоличная, бесконтрольная власть, не стеснённая никакими правилами или законами). Единоличный правитель рассматривался как наместник Бога на земле. Колоссальную роль играла бюрократия, управляющая от его имени. Между обществом и государством сложились отношения подданства, т.е. полное бесправие подданных перед лицом государства при безусловном несении повинностей в пользу государства.

В духовной области – компенсаторными механизмами, адаптирующими человека к системе, являлись сосредоточенность на высших духовных ценностях и идеалах, которые выражались в религии, а также коллективизм. Коллектив (община) с одной стороны подавляет личность, насаждает уравнительность, с другой – даёт человеку чувство защищённости перед лицом жестокого мира. Культура коллективизма очень богата.

Античный тип цивилизации – это прежде всего Древняя Греция (II тысячелетие до н.э. – I в. до н.э.) и Древний Рим (753 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова и представляла собой гористую, плохо орошаемую страну, с очень извилистой береговой линией, горными цепями, идущими по всем направлениям. Плодородные равнины были крайне редки. Ограниченные земельные угодья в условиях обнажения и выветривания почвы следовало бережно использовать. Это побуждало творческую мысль древних греков и обусловило характер развития.

Политическая сфера. Греция не была единым государством, а представляла собой ряд полисов – самостоятельных городов-государств. Существовали два варианта политического строя – афинский и спартанский. Для афинского типа полисного устройства была характерна демократия (от греч. власть народа), когда в управлении государством принимали участие все полноправные граждане, спартанского – олигархия (от греч. власть немногих), когда в управлении государством участвовали представители могущественных знатных родов.

Неотъемлемой чертой полисной системы был институт гражданства. Население полиса состояло из полноправных граждан, входивших в состав полисной общины, а также неполноправных (пришлых) и бесправных жителей (рабов). Только граждане обладали всей суммой прав, являясь, таким образом, привилегированной категорией населения.

Экономическую основу существования полиса представляла античная форма собственности. В классическом полисе только его граждан мог быть собственником земли. Это объяснялось недостатком плодородных и возделываемых земель в Греции. Верховное право контроля и распоряжения землёй, основного средства производства античного времени, принадлежало коллективу граждан.

В экономическом развитии, также как и в политическом, наблюдались два варианта. Афинский вариант – это торгово-ремесленные государства, с развитыми товарно-денежными отношениями, широким использованием рабского труда в производстве (Афины, Коринф, Мегеры, Милет, Родос и др.). Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию Греции. Спартанский тип – это аграрные государства, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабо развитыми торговлей, ремеслом и товарно-денежными отношениями, с большим числом зависимых работников (Спарта, Аркадия, Беотия, Фессалия).

В поисках новых территорий, пригодных для обработки земель, древние греки стали осваивать берега Средиземного и Чёрного морей, где основали множество своих поселений (колоний). Расцвет колониальной активности греков приходится на VIII-VI вв. до н.э. Это время принято называть эпохой Великой греческой колонизации. Колонии были самостоятельны и независимы от метрополии. Среди наиболее известных греческих городов-государств были и города на побережье Черного моря: Ольвия (недалеко от Николаева), Херсонес (на территории нынешнего Севастополя), Пантикапей (Керчь), Питиус (Пицунда), Горгиппия (Анапа), Танаис (близ Ростова-на-Дону), Керкинитида (Евпатория) и др.

Великая колонизация способствовала развитию мореплавания, торговли, росту товарного производства и формированию классического рабства, когда раб является основным производителем материальных благ.

Исторический путь воспитал у греков особое мировосприятие - по достоинству ценить реальные способности и возможности человека – не сверхчеловека, не властелина простых смертных, а обычного, свободного, политически активного человека-гражданина. Именно эти способности были возведены в высший художественный принцип, в эстетический идеал. Дух соревнования, творчество, стремление изменить жизнь к лучшему – характерные черты общественного сознания древних греков.

Колыбелью Римского государства являлся Апеннинский полуостров. Природные условия отличались от тех, в которых возникла греческая цивилизация. Береговая линия менее изрезана, больше плодородных почв. Это не препятствовало созданию единого государства и способствовало преобладанию в экономике товарного сельского хозяйства.

Основными формами земельных владений являлись виллы (средние и мелкие частные земельные владения) и латифундии (крупные частные земельные владения), основанные на применении рабского труда. Основу ремесленного производства составляли свободные ремесленники, но с I в. н.э. возросло число мастерских, основными работниками которых стали рабы. Развитие товарного производства содействовало оживлению торговли. Италия стала ареной интенсивной торговой деятельности. Одним из показателей высокого уровня развития экономики является римское право, охватывавшее все области имущественных и общественных отношений.

В III в. н.э. наступил кризис рабовладельческой системы. Рабовладельческое хозяйство плодотворно функционирует при условии достаточного притока дешёвых рабов, когда не надо заботиться об их физическом износе. Приток новых рабов с варварской периферии стал уменьшаться, а цена на них – расти. Рабский труд малопроизводителен. Главным стимулом повышения производительности труда стало предоставление рабу некоторого имущества – пекулия. Это могла быть ремесленная мастерская или участок земли. Определённую часть дохода раб должен был отдать хозяину. В эпоху поздней империи (284-476 гг. н.э.) широкое распространение получила практика сдачи крупными землевладельцами за фиксированную плату участков земли арендаторам – колонам. Колоном мог стать свободный гражданин, потерявший землю земледелец, городской плебей (неполноправный житель Рима), посаженный на землю раб. В римском колонате проявлялись черты новых, феодальных, отношений.

Власть в Древнем Риме осуществлялась в виде монархии (царский период до 510 г. до н.э.), республики (с 510 по 27 г. до н.э.), во время которой римляне создали развитую демократическую систему, завоевали огромные территории. Однако в результате почти непрерывной политической борьбы, начавшейся в конце II в. до н.э. и временами перераставшей в гражданскую войну, усиления социального противостояния (74-71 гг. до н.э. крупнейшее восстание рабов под предводительством Спартака) установилась диктатура Юлия Цезаря, провозглашённого императором, а затем Октавиана Августа. Императорский период в римской истории продолжался с 27 г. до н.э. по 476 г. н.э. В 395 г. произошло разделение страны на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, которая в дальнейшем стала называться Византией.

Великое переселение народов (условное название совокупности этнических перемещений в Европе IV-VII вв.) привело к тому, что соседние с Империей народы пришли в движение и стали угрожать Риму. В 410 г. готы заняли и разграбили Рим. «Варварские» народы захватывали одну за другой римские территории. Вандалы заняли Африку, англосаксы – Британию, бургунды – часть Галлии, франки – Северную Европу. В 476 г. предводитель одного из наёмных германских отрядов в римской армии Одоакр низложил с престола последнего римского императора Ромула Августула и провозгласил себя императором Италии. Эта дата традиционно считается концом истории Древнего Рима и концом истории Древнего мира.

Духовно-культурная сфера. Римляне также как и греки ценили реальные способности человека. В художественном творчестве римляне преимущественно воспроизводили и копировали греческие образцы, а не только продолжали греческие традиции.

Первоначально языческий Рим при императоре Константине в 313 г. признал религией равноправной с другими христианство, заложив основу превращения христианства в государственную религию.

3. Древнейшие государства на территории нашей страны. Первые сведения о славянах. В VIII-VII вв. до н.э. в Северном Причерноморье обитали племена киммерийцев. Их потеснили скифы (ираноязычная народность), у которых к IV вв. до н.э. образовалось государство во главе с царём. Столицей был Неаполь Скифский (близ Симферополя). Скифское государство представляло собой объединение народов Северного Причерноморья во главе со скифами. У скифов были развиты земледелие, скотоводство, ремёсла, торговля с античными государствами. Скифское государство было уничтожено готами в III в. н.э.

В V и. до н.э. в результате объединения греческих городов образовалось Боспорское царство. Оно занимало обширную территорию – Керченский и Таманский полуострова, береговую полосу Азовского и Чёрного морей до нынешнего Новороссийска и район Нижнего Дона. Боспорское царство не было чисто греческим, оно включало в себя и местные племена. IV в. до н.э. –



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: